ДАЙДЖЕСТ: |
Словно белая лебедь плывет девушка, изящно изгибая стан и плавно ведя рукой. По кругу преследует её юноша, то, идя за ней, то стремительным броском преграждая ей путь. Ритм становится все более бешеным, огнем пылают глаза, И воздух разорван диким криком: «X1оpc! Х1орс-тоъ!». ..Волком вьется парень возле девушки. «Орс - тox! Тох! XIopc!»,
Круг (танец исполняется по кругу).
Наличие одной пары (партнер и партнерша).
Движение мужчины за женщиной (погоня) или попытки - мужчины загороднтъ путь женщине.
Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны (подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди, другую отставляет в сторону, ведя ее за женщиной (подобие свастики).
Как архаизм осталось и то, что талию женщины мужчина обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но, не прикасаясь к ее телу. В позднее время это было признанием удали.
Движение исполняется в медленном темпе. По рассказам стариков раньше танцы былн медленнее, было позорно, если бляхи, свисающее с кавказского ремешка, столкнутся, и будут шуметь. Кроме того, раньше проводи ли даже состязания в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчикн столкнутся. Сейчас чеченские и ингушские танцы исполняются из всех кавказских плясок наиболее неистово и экспрессивно, и строгая обрядность танца не соблюдается.
Если партнер преграждает партнерше путь так, что та не может двигаться, то они начинает крутиться на месте,
Мужчина, становясь на носки, или на пальцы ног вскидывает руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет встал на пальцы»).
Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в танце, даже если они родственники, в отличие от осетин, кабардинцев и адыгов, у которых некоторые танцы исполняются под руку у мужчин и женщин и в этом видятся не только понятия вайнахов, ставивших прикосновение к женщине постороннего мужчины на одну доску с прелюбодеянием. Ведь такие же понятии имелись в прошлом и у некоторых других северокавказских народов.
Возглас мужчины (женщина в танце не произносит ни звука) «х1орс (орс) х1орстоъ (орстох). Также, кстати восклицают и соседние народы (сравн.: осетинское «арстох», даргинское «арстох» и т. д.).
Что же из идеалистических представлений предков чеченцев и ингушей могло отразиться в этом танце? По-виднмому, ответ стоит искать в солярном культе, существовавшем у вайнахов в прошлом. Есть основания считать, что мужчина и женщина изображали движенье солнца и луны. В древней вайнахской легенде «Как возникли солнце, луна и звезды» говорится, что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов не зная, что она его сестра. После ее отказа, он взял золотую головешку и отправился к девушке. «Увидев его, девушка бросилась бежать, он за ней. Долго-долго бежал он за ней до тех пор, пока оба не погибли. Искры от золотой головешки превратились в звезды. От девушки осталось лучезарное сияние, от молодого человека - головешка. Они превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не может догнать луну». Есть у вайнахов и загадка: «Знаешь лн ты, что это: брат не встречается с сестрой, сестра не может догнать брата?» Отгадка - «солнце и луна.
Ну, разве не объясняет это многие элементы танца вайнахов? «Погоня» мужчины за женщиной по кругу — это движение солнца (мужчины) и луны (женщины). Этим же объясняется и то, что в вайнахской хореографии танцевала только одна пара, а не группа людей.
Положение рук мужчины в стороны в виде креста означало солнце на восходе и закате. Ведь сам крест (христианский символ) ведет происхождение из язычества и означает солнце. (Очень возможно, и об этом уже сказано в науке, что и представление о боге сыне Иисусе, распятом на кресте, идет от древнеязыческих представлений: солнце - крест — мужчина и пиктографов, означавших солнце — крест в круге или мужчина в круге). Положение рук мужчины, когда он сгибает Руку, держа кисть у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению свастики, означающему солнце в движении. Став на носки ног и вскинув руки над головой, мужчина изображал солнце в зените. И, наконец, ухарство, с обниманием талин партнерши не прикасаясь к ее телу, тоже объясняется легко — это затмение («удержание») луны (бутт лацар) В этом же ключе объясняются и другие элементы танца.
По-видимому, строгая языческая обрядность танца стала нарушаться с переменой религии. Ритуал все более терял свою культовую нагрузку и стал превращаться в танец. Темп стал ускоряться, некоторые элементы терялись, другие приобретались. Наверное, теперь будет легче разгадать и значение возгласа «xlopc-тоъ (орс тох), xlopc (орс),
Бог солнца. У сарматов имелся бог солнца — Харе, Этот бог почитался и в раннесредневековой Руси. Почему нельзя предположить, что «xlopc (орс)» в культовом танце означало «Солнце (бог)»? Сложнее дело обстоит со второй половиной «тох» или «тоъ» (имеется и другая не¬основная форма возгласа: «xlopc вай - орс-вай)». «Тох означает «бей, стучи, ударь» Возможно, что «тох» появилось позднее, придав эмоциональную окраску бешеному ритму танца, как и «вай». Предположительно можно сказать, что этимологию это слово ведет от предлога «т1е» (на, к), т. е. «Xlopc T1e» — к Солнцу, на Солнце, что означало посвящение богу Солнца.
Post scriptum. ... Когда затихнут звуки музыки, задумайся о чуде, перенесшем через века, представления, чаяния и надежды твоих древних предков, прикоснись к дыханию прошлого, через этот древний и прекрасный танец.
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы
КРАСНОДАР. Кубанские парламентарии оценили развитие футбола в регионе
КРАСНОДАР. На сессии проанализировали исполнение краевого закона о мелиорации
КАЛМЫКИЯ. В Калмыкии выбрали председателя правительства республики
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать