ЧЕЧНЯ. В горах Южной Осетии, среди скал и лесов, где эхо хранит голоса предков, родилась история одного из самых известных абреков — Илико Пухаева , чье имя до сих пор звучит как символ борьбы за справедливость. Его образ — живой пример того, как человек, отвергнутый властью, может стать героем в глазах народа.
Абречество — не просто бегство от закона. Абречество на Кавказе — это не просто уход в горы от преследования. Это сложное социальное явление, часто связанное с протестом против произвола, угнетения и несправедливости. Абре?к становились защитниками простого народа, но при этом объявлялись вне закона. Илико Пухаев стал одним из тех, кого народ любил, а власти охотились.Он был жителем селения Схлит Знаурского района, и его путь в абреки начался после трагического случая. По преданию, в Тифлисе он заступился за осетинских кормилиц, которых грузинские дворяне пытались оскорбить. В драке один из них погиб, и Илико скрылся в горах, став изгоем для государства, но героем для народа.
Справедливый разбойник или народный мститель?Илико Пухаев действовал не просто ради выживания. Он обкладывал данью богатых, никогда не трогал бедняков, и даже помогал нуждающимся. Его действия больше напоминали «налоговые сборы» с тех, кто имел возможность платить. Например, в селе Шевлис-кури он составил список состоятельных жителей и назначил каждому сумму, которую те добровольно передавали ему. Его троица (вместе с Габо Гиголашвили и Сави Тедешвили) вызывала страх у местных феодалов, но поддержку у простого народа. Даже грузинские князья, по данным газет того времени, предпочитали договариваться с ним, чем рисковать своей безопасностью.«Князь Вано! Если хотите нас видеть — приезжайте в эту ночь к Сандро непременно. Мы не волки», — писали они, сохраняя странную форму этикета даже в вымогательстве.