Многовековая история чеченского народа – это целая гамма калейдоскопических событий: в ней много драматических эпизодов, актов трагедии и редкие периоды возрождения. Аксиоматически известно, что чем глубже мы заглядываем в свое прошлое, тем лучше понимаем настоящее и прогнозируем будущее.
Апеллируя к историческому опыту человечества, априори осознаешь, что чаще всего сильные личности играют определяющую роль в истории своего народа, чем целые коллективы. В самые кризисные периоды того или иного человеческого общества Всевышний выдвигает из числа бедствующего народа пассионарных лидеров, возлагая на них спасительную миссию. Осененные свыше народные вожди осознанно посвящают свою жизнь жертвенно-беззаветному служению своему народу за его достойное будущее и устойчивое процветание. Чеченский народ дал миру целую плеяду выдающихся государственных деятелей и истинных патриотов: имам Мансур, шейх Ташу-Хаджи, Бейбулат Таймиев, великий моралист и шейх Кунта-Хаджи Кишиев, Али Митаев и многие другие. Замыкает этот список великий сын своего народа, национальный лидер, крупнейший мусульманский теолог, государственный деятель и дипломат Ахмат-Хаджи Кадыров.
Интересно проследить, в каких общественно-политических условиях Ахмат-Хаджи формировался как национальный лидер чеченского народа и крупный политико-государственный деятель России. В 1996 году после заключения хасавюртовских соглашений, де-факто и де-юре давших легитимность Ичкерии и с приобретением так называемой независимости от России начался самый драматический период в истории нашего народа. В эту пору вся республика превратилась в зону классической гуманитарной катастрофы, массированной идеологической интервенции и перманентных гражданских междоусобиц. В таких условиях в состоянии полной дисфункции находились практически все сферы жизнеобеспечения нашего народа. Масхадов и его опереточное правительство (занятые разбазариванием национального богатства) не предпринимали никаких действенных мер по реанимации экономики и производственной сферы республики.
В период этого безвременья (на фоне всеобщей нищеты и повальной безработицы) в республике появилась целая когорта «предприимчивых» нефтемагнатов, сколотившая свое состояние на демпинговых операциях с черным золотом, а вырученные нефтедоллары шли на вооружение всевозможных криминально-мафиозных структур. Масхадовские клевреты откровенно потворствовали таким порочным асоциальным явлениям, как коррупция, наркоэкспансия и криминализация общества, а работорговля и людокрадство стали главной статьей доходов ичкерийских функционеров. В территориально-административном отношении «суверенная Ичкерия» была сегментирована на своеобразные генерал-губернаторства. Во главе каждой «губернии» стояли новоиспеченные «генералы», аккумулировавшие в своих руках безраздельную власть.
Нередкими были случаи, когда ичкерийские генералы воевали между собой, активно вовлекая в орбиту конфликта целые тейпы. Такие конфронтации стали главной причиной межтейповой напряженности и гражданских коллизий, приведшей к фрагментации имманентной целостности чеченского народа. В период так называемой независимости Чеченская Республика превратилась в плацдарм широкомасштабной деятельности эмиссаров международных террористических организаций и агентов транснациональных акторов. Пришлые идеологи повсеместно насаждали органически чуждые традиционному исламу ценности радикальных псевдоисламских течений. Самым страшным бичом периода ичкерийского лихолетья стал ваххабитский фундаментализм, расширивший свою социальную базу, активно проникая во все слои чеченского общества. А молодежь, являющаяся главным стратегическим узлом любого общества, была тотально дезориентирована в результате массированной манипуляции ее сознания. Таким образом, многократно оболганный и униженный чеченский народ оказался между молотом хаосократического режима недееспособного Масхадова и наковальней всеядного ваххабитского интернационала. Чеченское общество оказалось перед угрозой физического и идеологического геноцида.
Радикальные ваххабиты стали настолько влиятельной силой, что начали внедрять своих креатур в высшие этажи политической власти, а традиционное духовенство превратилось в объект поругания и преследования. Хаос, диструкции, мировоззренческий раскол общества, инфляция традиционного ислама, тотальное беззаконие, коллапс национальной культуры и стагнация в экономике – далеко не полный перечень реалий ичкерийской действительности. В этих многомрачных условиях необратимо скатывающемуся в историческое небытие чеченскому народу нужен был общенациональный лидер, способный консолидировать разрозненное общество в единый монолит. Таким человеком по воле Всевышнего оказался Ахмат-Хаджи Кадыров. Понимая свою нравственную ответственность перед историей и чеченским народом, он стал на «путь спасения своего народа». Бескомпромиссность в борьбе с силами зла и насилия, пассионарное упорство в достижении поставленной цели находили широкую поддержку в народе. Его авторитет стал непререкаем, а кредит доверия в обществе – беспрецедентно высоким. Муфтий и духовный лидер ЧР Ахмат-Хаджи был первым и единственным человеком, открыто выступившим против ваххабитского засилья и устанавливаемыми им варварских порядков. Получивший высшее исламское образование, воспитанный на ценностях традиционного ислама и чеченского народа, Ахмат-Хаджи не мог смириться со стихийной псевдошариатизацией своего народа.
Еще в 1998г. Ахмат-Хаджи инициировал и провел Конгресс народов Северного Кавказа, участники которого подвергли жесткой критике идеологию и практику ваххабизма. Организовав Северокавказский антиваххабитский форум, Кадыров нанес смертельный удар по лидерам ваххабитского авангарда, значительно расшатав их позиции. С этого времени началась настоящая охота на тогдашнего духовного лидера ЧР. Его шельмовали удуговские СМИ, подвергали многочисленным терактам, но проповеднику истины не были страшны гнусные нападки национал-предателей. Ахмат-Хаджи Кадыров решительно осудил вторжение басаевско-хаттабовской клики в Дагестан. До начала этого печально известного рейда он настойчиво ратовал за то, чтобы ичкерийское руководство выдворило из региона всех сомнительных «единоверных братьев», дабы избежать новых трагедий. Но его предрекания оказались гласом вопиющего в пустыне. Именно в это время Ахмат-Хаджи окончательно осуждает Масхадова, с молчаливого согласия и преступного потворства которого и начался поход на Дагестан. Гудермесский район Кадыров объявляет «зоной, свободной от ваххабизма», а сам Гудермес становится альтернативным центром власти.
Тогдашний Президент России Владимир Путин, видя огромный авторитет и растущее влияние Ахмат-Хаджи, правомерно делает на него ставку, назначив его в июне 2000 года главой временной администрации. С этого дня он начал реализацию стратегической программы по сбережению чеченского народа, сохранению целостности России и искоренению религиозного экстремизма с южных рубежей страны. Такая политика начала быстро приносить свои плоды. Уже к 2003 году мы созрели для проведения первого в своей истории всенародного референдума по принятию Конституции Чеченской Республики и демократических выборов президента. Ахмат-Хаджи Кадыров с первых дней своей деятельности на посту главы администрации выступал за проведение референдума о статусе региона, так как видел бесперспективность существования нашего народа вне социокультурного и правового пространства России. И чеченский народ определил свой статус как составной части Российской Федерации, приняв Конституцию Чеченской Республики и отдав свой голос за Ахмата Кадырова. 23 марта навсегда останется в памяти славного чеченского народа как день осознанного определения своего будущего. Враги чеченского народа и России видели, что за ним будущее и, что такой национальный лидер способен привести наш народ к победным горизонтам, остановить сепаратистские поползновения на Северном Кавказе и покончить раз и навсегда с идеологией ваххабизма. Они решили остановить его, прибегнув к гнусным приемам, но сильно просчитались, так как он ушел непобежденным с пути спасения своего народа. Память о нем будет жить в веках. А дело его сегодня продолжается его преемником, нынешним Президентом Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым.
Все сегодняшние достижения нашей республики, строящиеся города и села, мечети и школы, улыбки на лицах детей и стариков, достижения в экономике, культуре и спорте – все это наследие, завещанное великим сыном чеченского народа и завоеванное им ценою собственной жизни. Он говорил, что пусть даже его не станет, он «все равно уже победитель». Он был провидцем и видел то, во что мало кто из нас тогда верил. Он верил в светлое и беззаботное будущее чеченского народа, в мир и созидание на нашей многострадальной земле, и вера его дала нам сегодняшнюю Чеченскую Республику. Один из великих сынов человечества говорил, что «мужество человека познается только по тому, чем он является в затруднительных и опасных положениях жизни». Ахмат-Хаджи Кадыров был в высшей степени мужественным человеком, так как в самые тяжелые и опасные времена для чеченского народа стал во главе нации и вывел нас из царства хаоса. И как сказал национальный лидер России Владимир Путин, «фактически, он все эти годы заслонял собой Чечню и чеченский народ» и «не может не вызывать уважения народ, который взрастил таких сыновей».