ДАЙДЖЕСТ: |
Битва за аэропорт Грозный (№1 21.03.09. Тема ) Продолжительность: 8:25
Чеченская Республика должна в полной мере подготовиться к приданию аэропорту «Грозный» статуса международного. Об этом намедни заявил президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Глава республики также подчеркнул, что в этом вопросе с федеральным центром достигнуты договоренности о снятии ограничений, и принципиальное решение уже согласовано с Москвой. По словам Р.Кадырова, в связи с достигнутыми договоренностями уже сегодня встает вопрос соответствия аэропорта международным стандартам. Рамзан Кадыров подчеркнул, что от придания международного статуса воздушным воротам республики и открытия в регионе собственного пункта таможенного контроля напрямую зависит привлечение инвестиций в республику, так как эти меры позволят существенно расширить экономические возможности региона и явятся дополнительным стимулом для привлечения инвесторов.
Справка: Восстановление аэропорта «Грозный» завершено в октябре 2006-го года. Уже в марте 2007 года совершен первый за последние десять с лишним лет пассажирский рейс по маршруту Грозный-Москва. Первоначально авиаперевозками из Грозного и обратно занималось унитарное предприятие "Вайнах-авиа", в обязанности которого входит с наземное обслуживание аэропорта. Авиарейсы на этот период совершались авиакомпаниями "Дагестанские авиалинии" и "Дон-Авиа". Однако, уже в июле 2007 года распоряжением правительства ЧР создается авиакомпания "Грозный-авиа". Ее учредителем выступает РОФ им. А. Кадырова. С июня 2008 года "Грозный-Авиа" открывает регулярные рейсы в Москву (аэропорт Внуково). На данный момент в распоряжении авиакомпании находятся два самолета типа Як-42 и два лайнера - Ту-134 и Ту-154. Планируется, что в скором времени компания закупит еще три таких самолета.
Битва за международный статус аэропорта «Грозный идет с самого его открытия. До последнего времени, несмотря на ряд договоренностей, достигнутых с чиновниками различного уровня вплоть до президента Российской Федерации, пресловутые "третьи силы" самым активным способом пытались противостоять процессу придания грозненскому аэропорту международного статуса и открытию в Грозном пункта таможенного контроля. Все действия чеченского руководства, со ссылкой на нестабильную общественно-политическую ситуацию в республике, отвергались мотивировкой о возможной опасности террористических атак и провоза контрабанды. При этом напрочь забывалось что, как руководством страны, так и силовиками неоднократно декларировалось, что обстановка в республике стабилизировалась и находится под контролем правоохранительных органов. В качестве главного аргумента оппонирующей стороной приводилось пресловутое Постановление № 1223 «О мерах по предотвращению проникновения на территорию РФ членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и средств диверсий в установленных пунктах пропуска через государственную границу РФ в пределах Северокавказского региона», которое, в свое время, как известно, напрямую касалось именно Чеченской Республики.
Самое смешное в этом аргументе это то, что датирован этот документ аж ноябрем 1999 года. Иначе говоря, с тех пор прошло немного - немало десять лет и ситуация в регионе изменилась кардинальным образом. Не говоря уже о фазе активных боевых действий, Чеченская Республика даже от фазы возрождения социально – экономической составляющей региона перешла к этапу устойчивого социально-экономического развития. В этой, новой ситуации, естественно, встают вопросы налаживания торгово-экономических связей, воздушного передвижения граждан республики, ввоза строительных материалов (в том числе и из-за рубежа). Нерешенность проблемы с статусом аэропорта серьезно сказывается на себестоимости широкомасштабных строительно-восстановительных работ, в их темпах реализации и оказывает отрицательное влияние на морально-психологическое состояние как минимум десятка тысяч граждан, которые для совершения поездок даже в близкие страны вынуждены первоначально добираться в другие регионы и вылетать оттуда. Республике необходим международный аэропорт и в плане установления прочных взаимоотношений с многочисленной чеченской диаспорой, разбросанной в результате двух военных кампаний по всему миру. (Её число по приблизительным расчетам составляет более 150 тысяч человек). В географии значатся такие страны как Казахстан, Украина, Белоруссия, а также страны Ближнего Востока и Западной Европы. На все эти и другие серьезные аргументы чеченская сторона до последнего времени получала один и тот же стандартный ответ основным акцентом, которого являлось и достаточно спорное утверждение о том, что в пределах досягаемости Чеченской Республики существуют международные аэропорты - в Минводах, Махачкале и в Нальчике. Рассмотрим эти и другие аргументы в несколько иной плоскости и в нескольких направлениях.
Во-первых, о международных аэропортах, которые существуют в пределах досягаемости».
Справка: Аэропорты Кавказа, которые наделены международным статусом:
•Аэропорт «Майкоп». Местонахождение: Адыгея
•Аэропорт «Нальчик». Местонахождение: Кабардино-Балкария
•Аэропорт «Сочи» Местонахождение: Краснодарский край, г. Сочи
•Аэропорт «Краснодар». Местонахождение: Краснодарский край г.Краснодар
•Аэропорт «Анапа». Местонахождение: Краснодарский край, г. Анапа
•Аэропорт «Беслан». Местонахождение: Северная Осетия-Алания
•Аэропорт «Минеральные Воды». Местонахождение: Ставропольский край
•Аэропорт «Ставрополь». Местонахождение: Ставропольский край, г. Ставрополь
•Аэропорт «Махачкала». Местонахождение: Дагестан,
•Аэропорт «Грозный» ???
Вот справка о тех самых аэропортах, которые находятся, в так называемых, «пределах досягаемости». Как видно из представленной справки, статус международного имеют практически все регионы Северного Кавказа. Более того, некоторые из них имеют два, а то и три аэровокзала с соответствующим статусом. И лишь «Грозный» находится на положении бедного родственника, без каких либо прав в вопросах воздушных перевозок. Всякие комментарии в этой ситуации, как говорится, излишни.
Во-вторых, о «возможности террористических угроз и провоза нелегального товара в ЧР». Как уже отмечалось выше, за последнее время ситуация в Чеченской Республике изменилась кардинальным образом и, по существу, этот вопрос отпадает уже в принципе.
Тем не менее, создается ощущение, что некоторые федеральные чиновники до сих пор не свыклись с тем, что Чеченская Республика такой же полноценный субъект и равноправный партнер, как и остальные регионы, а не зона контртеррористической операции. Все тот же Дагестан или Кабардино-Балкария (которые, к слову, имеют свою таможню и международный аэропорт) вызывают большую обеспокоенность в плане террористической угрозы, нежели Чеченская Республика, в которой вот уже на протяжении нескольких последних лет эта проблема не наблюдается и, практически, исчезла. Именно поэтому шаблонные формулировки типа «террористической угрозы и контрабанды ничего кроме как иронической ухмылки у обывателя вызвать не могут .
И, наконец, в третьих. О соответствии аэропорта международным требованиям и определенным стандартам международного образца.
Справка: Придание всякого аэропорту статуса международного налагает кучу нелегких, но вполне выполнимых обязательств. В международных аэропортах в обязательном порядке должны быть оборудованы пункты пропуска через государственную границу, должны быть созданы определенные условия для работы пограничной и таможенной служб. Международный аэропорт также должен обеспечить круглосуточное дежурство вертолета с командой спасателей для выполнения авиационно-спасательных работ в случае чрезвычайных ситуаций или происшествий. Финансирование этих и других обязательных условий лежит на администрации аэропорта.
В этом вопросе обратим внимание на тот факт, что ряд ответственных комиссий уже несколько раз подтвердили, что с технической стороны аэропорт уже готов к приему зарубежных рейсов, о чем не скажешь о некоторых действующих вышеперечисленных аэропортах северокавказского региона. К примеру, о международном аэропорте «Минеральные воды», который больше похож на автовокзал районного назначения, чем на воздушные ворота целого края. Несмотря на сплошную антисанитарию и отсутствие элементарного комфорта, аэропорт умудряется без проблем принимать и отправлять международные рейсы.
Возникает вполне резонный вопрос. Если все претензии в адрес чеченских властей необоснованны, в чем же корень проблемы? Все объясняется довольно просто! В условиях рынка и новых экономических взаимоотношений, определенные круги региональных элит, которые уже пристроены к сверхприбыли от пассажирооборота, оборота товаров, контрабанды и нелегальных таможенных поборов, не заинтересованы в появлении на уже освоенном и размеченном бизнес-поле новых игроков. Открытие в соседнем регионе международного аэропорта существенно снизит именно их прибыль, так как она будет оседать уже не в их карманах, а в бюджете соседней республики. Поэтому регионами-владельцами международных аэропортов и предпринимаются в чиновничьих кабинетах определенного рода усилия с одной единственной целью - хотя бы на время попридержать ситуацию в накатанном русле.
Справка: В настоящее время из грозненского аэропорта осуществляются полеты лишь в Москву. Однако, буквально в следующем месяце ожидается, что чеченские авиалинии начнут рейсы в крупные российские города Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Тюмень. В ближайших планах авиакомпании - открытие маршрутов в Самару, Уфу, Нижневартовск, Ярославль, а также в некоторые города стран СНГ: Астану, Алма-Ату, Чимкент, Караганду, Киев, Минск и Брест. Отметим, что авиарейсы в этих направлениях не осуществлялись с конца 80-х - начала 90-х годов уже прошлого столетия. В случае же отмены пунктов Постановления Правительства РФ от ноября 1999 года географию взаимовыгодного сотрудничества и воздушных перевозок значительно расширится. Ожидается, что в этом случае первый международный авиарейс будет совершен в одну из арабских стран.
КЧР. Рашид Темрезов: Юные жители Карачаево-Черкесии словом и делом поддерживают бойцов СВО
СЕВАСТОПОЛЬ. ФСБ предотвратила теракт на Балаклавской ТЭС в Севастополе
Как лицам, получившим паспорт России за рубежом, не лишиться гражданства из-за присяги
АБХАЗИЯ. Почему в Евросоюз больше не верят? | Алексей Наумов. Разбор
ВС РФ взяли под контроль населенный пункт Ровнополь в ДНР — Минобороны
КЧР. Рашид Темрезов обсудил с главой УФСН по КЧР Расулом Текеевым итоги совместной деятельности