С уважением относясь к интересным фольклорно-историческим параллелям (сопоставлениям фольклорно-литературных фактов с событиями истории), лингвистическим построениям и догадкам некоторых исследователей, автор прежде всего стремился видеть в фольклоре и литературе их идейно-художественное своеобразие и то, как именно, какими приемами и средствами они отображают реальную действительность. В своей работе автор старался идти не от фольклора и литературы к жизни, а от жизни — к фольклору и литературе.
Главное внимание обращалось не на внешние, подчас крайне привлекательные для исследователя созвучия и совпадения, а на сходные внутренние закономерности возникновения и бытования исследуемых художественных памятников. Исходными позициями при этом были факты общения в действительной жизни народов.
Именно внутренние процессы, не имеющие, на первый взгляд, ничего общего в сопоставляемых произведениях, свидетельствуют подчас о родственности произведений гораздо убедительнее, нежели иные внешние созвучия и совпадения мотивов и образов.
Для анализа взяты отдельные, наиболее типичные факты, и на их примере прослеживаются в работе некоторые процессы и явления, характерные для конкретных фольклорно-литературных жанров в определенные отрезки времени.
Вначале рассматриваются межкавказские фольклорные отношения, затем, согласно историко-хронологическому принципу, положенному в основу работы, — антично-кавказские. А в заключение исследуются истоки русско-кавказского культурного содружества, как отражения конкретно-исторического, экономического и политического общения этих народов, что крайне важно для выяснения реальных предпосылок и условий последующего добровольного присоединения народов Кавказа к России.
Каждый из названных выше трех видов взаимосвязей вполне может явиться самостоятельной темой для специального труда.
Учитывая, однако, органическое единство исследуемых межнациональных связей, их многовековое переплетение, диалектическую неразрывность, автор считает правомочным их комплексное изучение.
При подготовке работы использованы рукописные источники и книжные фонды архивов и книгохранилищ страны.
Значительная часть материала собрана непосредственно в селениях и городах Северного Кавказа.