ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. В общественном мнении, будь то на самом Кавказе,в России или за рубежом эпоха Кавказской войны прошлого века прочно и по справедливости связана с именем Шамиля. Но был еще один человек, не столь известный, но не менее глубоко выразивший суть того времени. Им явился чеченец Кунта-хаджи Кишиев. Его оружием были вера, человеческое слово и мудрость. Не будет преувеличением сказать, что чеченский народ обязан ему своим физическим выживанием. И не только в годы той кровавой войны. Его учение спасало народ в годы советской депортации, когда члены религиозных братств брали на себя заботу о нуждающихся семьях. Оно и сейчас, в наши дни, не позволяет чеченцу предаться отчаянию, уйти в скорлупку эгоистических интересов, нести неискоренимую веру в Бога и в справедливость своего дела. Выразив интересы своего народа Кунта-хаджи тем самым внес неоценимую лепту в духовное развитие всего человечества: его учение о непротивлении злу насилием явно коснулось пребывавшего в начале 1850-х годов в Чечне Льва Толстого. Нравственное и художественное воздействие последнего на современную цивилизацию вне всяких сомнений обязано чеченским истокам.<..>
В чем тут дело? Почему основатель духовного суфийского движения, известного царским чиновникам под именем зикризма, рассматривался противником почище Шамиля? Ведь писал же один из знатоков чеченского быта того времени А.П. Ипполитов, что зикризм «ограничивался в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравствнными, так что в сущности оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным». Тем не менее проводник великодержавной политики начальник Терской области Лорис-Меликов доносил:»Учение зикр направлением своим, во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатичческого пробуждения отдохнувших сил». Вот, оказывается в чем разгадка: в боязни народного соединения! Газават (религиозная борьба) тут просто пристегнут для убежденности. Поверженный Шамиль не представлял уже опасности, а Кунта-хаджи даже после трагического завершения свей земной судьбы оставался нравственной опорой народного духа. И были развернуты гонения на его сторонников.
.Традиции единобожия в мировоззрении вайнахов. Когда начинаешь внимательно изучать кадирийское учение Кунта-Хаджи, пронизанное всеобщим гуманизмом, задумываться о причине успеха его миссионерской деятельности, то приходишь к мысли о том, что этот великий человек был носителем самой глубокой и искренней веры в единого для всего человечества Бога. А рядом с этим выводом возникает другой — и не менее большой и волнующий: проповедь Кунта-хаджи слилась с исходными для вайнахской цивилизации принципами единобожия. Эти доказательства сохранялись в памяти народных обычаев, отношений к той или иной ситуации, наконец, были в течение тысячелетий зафиксированы в оборотах вайнахской речи.
Ученые-специалисты по истории вайнахов ведут споры о доисламских верованиях чеченцев и ингушей: было ли это христианство, язычество или смещанная из этих верований (синкретическая) религия. При этом в язычестве видят прежде всего многобожие и идолопоклонство. Это неверно для религиозных представлений всех народов мира — концепция о едином Боге (монотеизм) изначально присутствует в мировоззрении всего человечества. Но вера в единого Бога на той стадии не выпячивается, не изображается статуями или картинами, потому что в этом случае монотеизм архаического человека превратился бы в политеизм, т.е. единый Бог стал бы одним из богов и тогда торжествовало бы полное язычество. Но человечество несло из глубины веков веру в единого Бога, не очень это афишируя, храня ее в чувстве и в мысли, в выражениях языка, в нравственности своих поступков. Вся история это постепенное и мучительное очищение религиозной практики от языческой шелухи.У вайнахов испокон веков существовало представление о едином Боге, именуемом Дяла/Дела. Для носителя языка это имя воспринимается как форма произношения Да ала («Отец бессмертия»). Божественное имя видоизменяется также в Дейла, Диали и идентично имени грузинского божества Дели. Вера Бердавелидзе, крупнейший знаток верований грузинских племен, находила соответствие имени Дела/Дали в имени древневосточного (шумерского) божества Дилбит. Это одно из направлений связей, показывающих исходное елинство представлений о Боге-творце. Другое нам указывается родством имени Дяла в направлении индо-европейских народов: Дяла может быть идентично с именем Зевса-громовержца (Дий, Диаус).
В вайнахском мировоззрении Дяла — творец солнца, луны, утренней звезды Сасетки, земли и гор. Он также создает из глины первых людей: на востоке мужчину, на западе женщину. Дяла всемогущ. И, хотя о нем не рассказывалось много мифологических сюжетов, его почитание было сопряжено со страхом. Женщины не могли произносить имя Дяла, а заменяли его в своих молитвах на Гела или Гелой. Смысл этого последнего обращения ритуален: имя Гела может быть родственно названию потустороннего мира и ада у германских народов (Holle).Как бы то ни было Дяла оказывается владыкой подземного царства (Дяла-Эштр). В этой роли он властитель человеческой жизни, которая прекращается по его воле, причем смерть с агонией у него предназначена грешнику. Мир мертвых — Эл (русское написание, снова созвучие с Holle). Это мир мрака, холода, возмездия, но одновременно и мудрости. Элу противостоит солнечный мир Мялха дуне — мир света и человеческого благополучия.
Со светом у вайнахов связано одно из важнейших мировоззренческих понятий о человечесой душе. Она именуется также как и свет — са. У этого же вайнахского слова есть и третье значение: угол. В этом есть своя логика. Она заключается в том, что угол в жилище является местом входа в потусторонний мир. Значит, свет не изолирован глухо от мира мрака, а мир мрака от света. Душа человека соединяет эти миры. Это позволяет человеку достойно встретить конец своей жизни. Вайнахский потусторонний мир тесно примыкает к нашему, солнечному миру. Жива память об обрядах, участниками которых мыслились усопшие. Живые находятся в связи с умершими родственниками. В древности был даже обряд, по которому умерший неженатый юноша или незамужняя девушка не должны были оставаться безбрачными — им находили живого супруга. Умершие также нуждаются в свете. Эта идея видна в обычае устраивать надземные склепы («солнечные могильники»), распространенные у вайнахов со средневековья вплость до ХIХ в. Некоторые авторы в архитектуре склепов выдят влияние христианского (византийского и грузинского) церковного зодчества. Но даже при этом главным была мысль об универсальном значении света для живых и умерших.
Важно, что свет в исламских суфийских учениях является основополагающей категорией. Он исходит от единого Бога и его отблески улавливают люди на земле. Но то же самое, как мы видели, лежало в основе доисламских верований вайнахов и с того самого времени, когда вообще возникла вайнахская речь. Последнее обстоятельство говорит об исходности концепции света, которая предшествовала суфийским учениям. Некоторые авторы полагают, что суфии развили категорию света, заимствовав ее от неоплатоников-философов и теологов, сыгравших большую роль в первые века новой эры в становлении раннего христианства.Вайнахская натурфилософия (учение о природе вещей) не ограничивается концепцией света. Этот свет порождается тьмой, синонимом которой выступает замкнутое пространство. «Солнце выходит из материнского чрева» говорили вайнахи в старину. Дошли также неясные указания на то, что все порождается утробой (че) богини земли Аны (ан по-вайнахски «горизонт»). Удивительна последовательность вайнахского мировоззрения, видящего в полости первоначальный исток вещей. «Люди после смерти уйдут в полость земли» (лятт кера)». Считается, что желудок людям создан Богом для того, чтобы они через совместную трапезу познавали взаимное уважение, нормы человеческого общежития.
Отсюда проистекает взаимное уважение, нормы человеческого общежития. Поэтому столь почитаема пища. Потребление пищи воспринимается как вхождение в мир духовных ценностей. Сошлемся на обычай уважительного непроизношения имени (например, имени тестя со стороны невестки). Такая табуация имени (по-ингушски обозначается выражением цiекоб — «кормить имя») связана с представлением о сокровенном хранении важнейшей ценности, будь то пища или имя человека.
Сакральной (т.е. божественной) полостью является пещера. Многие из доисламских обрядов заключали момент непременного пребывания людей в пещере накануне праздника и выхода из пещеры для встречи солнца. Существование таких обрядов описано еще в конце прошлого века и оно вытекало из всего мировоззрения вайнахов. Хотя в столетия христианства подобные обряды могли восприниматься и как повторение истории рождения Иисуса Христа, который по распространенному народному (апокрифическому) преданию родился в хлеву, находившемуся в пещере. Пещера, как пребывание животворной темноты может передать свои функции могиле, особенно могиле святого человека.
Важно отметить, что вайнахская мысль не полагает темноту вечной, она попеременно меняется местами со светом. Недаром существует мнение, что если бы солнце пылало не равномерно, а пульсируя, то оно грело бы землю гораздо жарче (записано Саидом Хасиевым). Темнота пещеры в описываемом обряде кончается тем, что люди выходят навстречу солнцу. Был обычай, по которому мумии предков периодично выносили из солнечных могильников, их истлевшую одежду меняли на новую — это тоже попеременная смена света и тьмы, обряд обновления вечной жизни.Можно говорить о вайнахском культе могилы как таковой. В Ингушетии возле села Плиева есть мавзолей Борга-каш. Он относится к началу ХY в. Там похоронен один из золотоордынских правителей. Эта могила стала почитаемой народом, потому что такое отношение соответствует древнему вайнахскому мировоззрению.
В связи со всем этим нужно сказать, что ночь для вайнахов полна потенциями дня. По выражению одного нашего собеседника «Ночь не просто отсутствие солнца. Это чудо, как и день».К сожалению, многие ученые являются узкими специалистами и мысль их идет в привычных рамках. Они во всем видят только следы влияния поздних развитых религий. Вот так и с использованием свечей, которые явно применялись в доисламских культах. Их единодушно объявляют воздействием со стороны христианского ритуала. Но ведь если иметь в виду все приведенные здесь соображения, опирающиеся на вахнахскую натурфилософию, то культовое помещение свечей в нишу святилища можно убедительно интерпретировать как концепцию ценности, находящейся в хранилище,- архетип света, замкнутого полостью. Тоже можно сказать о представлении о раскрытом небе (верят, что тогда исполняются высказанные пожелания). В христианской мифологии есть мотив о раскрывщемся небе, из которого при рождении Христа вышла звезда Вифлиема. Не отрицая христианского предания нужно согласиться, что вайнахские представления о замкнутом пространстве, выпускающем свет, о душе имеют свою линию развития, которая приводит к мотиву раскрывшегося неба.
Когда за конкретными обычаями (пусть они будут условно называться «языческими») видна иная система ценностей, не вытекающая из чувственного опыта, но связанная с идеей Бога-творца, то перед нами явные проявления монотеической религии. Она может быть заглушена реальной практикой, в силу исторических обстоятельств нуждающейся в создании сонма языческих божеств, доступных влиянию человека, выполняющих его частные прихоти. Язычество всегда порождало эгоизм. Оно раскалывало человечество на враждующие племена. Монотеическая же религия требует от человека духовного напряжения, чтобы подняться над материальными условиями его жизни, перейти от частного к всеобщему и ощутить эту всеобщность как вне находящуюся силу. Чувство, возникающее перед этой силой, часто именуется страхом. Но на деле это чувство открытия беспредельности мира и своей принадлежности этому миру. Такое чувство вовсе не порождено недавними успехами наук. Оно не насаждено в исторические времена исламом или христианством. Как это нам показывает вайнахская традиция, оно извечное, человеческое.Вот почему праведная жизнь и учение чеченца Кунта-хаджи Кишиева имеет принципиальное значение для всего человечества. Для каждого из нас его пример показывает, что в любом месте человек может стать учителем человечности, если сумеет как можно полнее выразить духовный потенциал своего народа.
О суфийском исламе. К началу прошлого века ислам в Дагестане и Чечне утвердился в своей мистико-аскетической форме, известной в арабском мире как тасаввуф, а у европейцев как суфизм. Корневое слово, лежащее в основе обеих терминов, трактуют по-разному. Его ведут и от греческого «софия», т.е. мудрость, и от арабского «суф», т.е. шерсть (члены аскетических монашеских братств носят грубую шерстяную одежду), и от арабского корня соф, означающего «чистоту», «непорочность».
Суфизм — это способ духовного созерцания и конечного слияния с Всевышним, основанный на психосоматической практике, которой ученик обучается у учителя. В ходе обучения ученик (мурид) постигает с помощью учителя (устаза, шейха) навыки отказа от эгоистического, земного «я», от его ограничеснности, чтобы найти истинное существование, раствориться в истине. Эта практика связана с утонченными процедурами духовного труда, с уменьем анализировать мельчайшие душевные переживания, личные мотивы, разоблачать в них ложные побуждения.Для каждого адепта — суфия, продвигающегося по пути (тарика) приближения к Богу, важны наставления его учителя, который в свою очередь имел своего учителя. Такая генеалогическая линия (силсил) доходит до самых первых основателей суфийских братств. Такие братства утвердились в исламском мире в ХI-ХIY веках, когда суфийское движение приняло характер народных. Новые братства основывались вплоть до ХХ века. Но самые первоначальные создатели течений (тарикатов — буквально «путей») действовали гораздо раньше.
Рассмотрим здесь вкратце историю двух тарикатов, представленных в Чечне — накшбандийа и кадирийа. Начнем с первого.
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии
IDRW: Армения ведет с Индией переговоры о закупке еще 78 единиц артиллерийских систем
Министр: Франция однозначно поддерживает суверенитет Армении
Турецкий министр: Маршрут «зангезурского коридора» будут решать в Азербайджане
Армения и Китай обсудили ход строительства вещательного павильона ОТА