Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Для жизни нужна башня...


Просмотров: 3 083Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Для жизни нужна башня...
8 апреля отмечено в международном календаре как День охраны памятников и исторических мест. В Чечне реконструкция материального культурного наследия является приоритетным направлением (постановление правительства ЧР об утверждении республиканской целевой программы «культура чеченской республики в 2008-2011 годы)». А в ноябре 2010г. Рамзан Кадыров призвал население республики оказать посильную помощь в восстановлении средневековых башен, расположенных на территории региона и представляющих историческую ценность. В настоящее время восстановлены три боевые сигнальные башни, расположенные в окрестностях села Сатты Шатойского района, каменный исполин в с. Тазбичи Итум-Калинского района, Хаскалинская башня. На очереди - реконструкция Ушкалойской башни, также расположенной в Итум-Калинском районе.

Одна из последних по времени спасенных от разрушения каменных исполинов - Хаскалинская башня. Ее реконструкция проведена в рамках Республиканской целевой программы «Культура Чеченской Республики (2008-2011гг.)» Департаментом по охране и использованию культурного наследия Министерства культуры ЧР.

Несколько лет башня находилась в аварийном состоянии. Требовалось проведение незамедлительных аварийно-спасательных работ. Нижняя часть Северовосточного угла башни в результате артиллерийского обстрела имела пробоину размерами до 3 х 3,6 метров. Кровля была деформирована, межэтажные проемы и лестницы отсутствовали. Как сообщает пресс-служба Министерства культуры ЧР, спасение памятника истории стало возможным после того, как администрацией Итум-Калинского муниципального района была проведена дорога к памятнику, расположенному на скалистой поверхности.

Ныне восстановленный Пакочский замковый комплекс еще несколько лет назад активно использовался военными в качестве казармы. Частичный демонтаж башни преобразил ее облик до неузнаваемости. Постройка датируется XIII-XIV веками. В нескольких метрах от Пакочского замкового комплекса располагается боевая башня с одноименным названием.

Около трех месяцев понадобилось реставраторам, чтобы вернуть историческому памятнику былой вид. Сложившие эти башни люди были не только отважными воинами, но и умелыми зодчими. По словам специалистов, несмотря на возможности современной техники, в точности повторить прежний облик оказалось нелегко.

Стоит отметить, что Министерством культуры ЧР ранее были проведены ремонтно- восстановительные работы Шатойской боевой, Химойской жилой, Саттойской боевой башен и боевой башни «Дере-1».

Как рассказывает директор Аргунского музея-заповедника Сайд Саратов, основной фронт работ практически на всех архитектурных памятниках - это реконструкция кровли, межэтажных перекрытий. Чеченские башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. Даже строительный раствор средневековые зодчие использовали необычный. На основе яичного белка (желтка) и извести.

До нашего времени в республике в различном виде сохранилось более 200 боевых башен. В горной части ЧР немало усеянных ими труднодоступных территорий. Одна из них - Майста, расположенная вдоль границы с Грузией. Как пишет известный историк Леча Ильясов в своем исследовании «Тени вечности», это самый суровый и одухотворенный величественной красотой край горной Чечни: «Вечные льды, громады скал, глубокие пропасти, дикие горные реки удивительным образом сочетаются здесь с густыми буковыми и сосновыми рощами, зарослями диких фруктовых деревьев и кустарников, морем цветов в летнее время. А над всем этим возвышаются древние башни — молчаливые хранители вековых тайн», - пишет Ильясов.

По его словам, сохранились записки русского офицера Л.А. Зиссермана, посетившего историческую область ЧР Майсту в конце 40-х годов XIX века. «Он восхищается удивительным гостеприимством майстинцев. Во время праздника, устроенного в честь гостя, стали состязаться в стрельбе из винтовки. Когда гость промахнулся, никто из майстинцев, которые во все времена считались отличными стрелками и искусными охотниками, не попал в цель, чтобы не унизить достоинство гостя. Показать свое мастерство поручили десятилетнему мальчику, который без труда поразил цель.

Кроме всего прочего, майстинцы были еще и прекрасными строителями. Согласно фольклорным источникам, они строили башни не только в горах Чечни, но и в Хевсуретии и Тушетии.

Селения Ца-кале, Пуога, Туга были разрушены в 1944 году при выселении чеченцев войсками НКВД. У башен были взорваны перекрытия и кровли, а затем они были подожжены изнутри.

Безжизненны сегодня ущелья Майсты. Молчат мрачные тени Васеркел, суровые башни Пуога, величественные руины Ца-кале. Солнце зашло над Майстой, погрузив в безмолвие этот удивительный край. От былого величия Майсты остались не только предания и воинственный характер ее жителей, но и огромное количество каменных построек, относящихся, по мнению ученых, к XII—XIV векам.

Особенно поражают воображение развалины средневекового башенного селения Васеркел, лежащего на высоком каменном утесе. Руины каменных башен сливаются с серыми скалами, образуя причудливых очертаний замок. На самой вершине утеса стоит боевая башня, с которой просматривается вся окрестность». Еще одно уникальное сооружение сохранилось в другой исторической области - Нашх, в печально известном всем чеченцам местечке Хайбах. Все жители его были высланы в 1944 году, а села разрушены войсками НКВД. Как известно, выселение сопровождалось массовыми убийствами жителей, в одном только селении Хайбах было сожжено живьем 700 человек.

Многие жилые башни взорваны. И сегодня в Нашхе при большом количестве древних селений почти не осталось памятников архитектуры. Как известно, современный Нашх совершенно безлюден. Здесь нет жизни, здесь только история: каменные исполины, служившие укрытием для многих поколений, - единственные материальные свидетельства исторического прошлого чеченского этноса.

Как отмечает в своей работе «Средневековая архитектура Чечни и Ингушетии» Леча Ильясов, кавказский регион всегда был перепутьем великого переселения народов, мигрировавших как с востока на запад, так и с юга на север. «Когда по предгорьям прокатывалась очередная волна кочевников, от нее вверх по ущельям взлетало множество племен. Последующая жизнь этих племен в малодоступных местностях способствовала обособлению и консолидации в особые этносы, история которых еще очень далека от полной ясности.

. Культурным контактам горцев с внешним миром способствовали такие разнородные факторы, как караваны Великого шелкового пути или приход христианских миссионеров.

Выживая в неимоверно трудных условиях, вайнахи сумели создать архитектуру, которая сегодня поражает нас функциональностью и своей художественной выразительностью, идеально соответствующей красоте окружающей горной природы. Вайнахи всегда селились родовыми гнездами. В больших аулах проживало по несколько тейпов (родов). Жили в башнях. Рядом с жилой башней ставили боевую. Фактически — это дом-крепость, столь характерный для быта свободных людей в средневековой Европе.

За надежными каменными стенами проходила не только земная жизнь — ингушская пословица гласит: «Человеку для жизни нужна башня, а после смерти — склеп». Обряд захоронения в склепах был предопределен, не в последнюю очередь, малоземельем. Лучшие угодья отводились под сельское хозяйство, а башни и склепы ставили на скальном основании. Склеп — это родовая усыпальница вайнахов. В склепы уходили больные во время эпидемий, которые периодически выкашивали людей. Выжившие возвращались домой.

На основных тропах ставили святилища. По праздникам сюда отправлялись шествия в белых одеждах. Здесь вымаливали у бога урожай и приплод. После молитвы совершались жертвоприношения, а затем и трапезы».

Напомним, что на одном из правительственных совещаний в ноябре прошлого года Рамзан Кадыров сказал, что «... средневековые башни в горах - жемчужины нашей национальной архитектуры. Практически у каждого тейпа есть родовые башни. Их разрушает не только деятельность человека, но и время. Поэтому я прошу всех - и жителей, и органы местной власти, и государственные ведомства по охране памятников истории - оказать помощь в восстановлении башен", - заключил Кадыров.

"Нет разницы, большая или маленькая башня: каждая из них представляет для нас историческую ценность. Каждый камень этих башен несет информацию об истории нашего народа. В сохранении и восстановлении исторических башен может принять участие каждый житель республики. Мы должны сберечь нашу историю и передать эти уникальные архитектурные творения подрастающему поколению, чтобы оно гордилось своим прошлым, своими предками", - констатировал Глава ЧР.


Зарина Висаева


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"