ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Легендарное чеченское литературное объединение «Пхьармат» («Прометей»), куда входили молодые поэты, писатели и критики, пишущие на чеченском языке, тогда их имена еще мало кому были известны, а сегодня они находятся в авангарде современной чеченской культуры и науки. Деятельность литературного объединения «Прометей» в те застойные годы произвела эффект забродивших дрожжей, ведь молодые литераторы не только дали толчок дальнейшему развитию культуры и науки, но и поднимали проблемы, волновавшие весь чеченский народ. Боязнь утраты национальных корней, на фоне планомерной политики нивелирования наций в Советском Союзе и выведения принципиально нового типа советского человека – так называемого «хомо советикуса», разбудила в сердцах молодых людей желание культурными средствами противостоять губительному для малых народов процессу ассимиляции. Студенты ЧИГУ, нефтяного института, пишущие поэзию, прозу, занимавшиеся изобразительным искусством, а также другие, неравнодушные к культуре родного народа, девушки и юноши собирались вместе, читали свои стихи, рассказы, ставили спектакли на чеченском языке. Их творчество стало услышанным, нашло отклик в сердцах тысяч соотечественников: на радио и телевидении стали выходить передачи, издаваться поэтические сборники…
Вместе с тем идеологи тех лет прекрасно понимали, что такая просветительская деятельность входит в противоречие с внутренней политикой советского государства. Что вскоре и выразилось в репрессивных мерах к участникам лито «Пхьармат».
Сегодня, один из основателей «Прометея», известный чеченский писатель Муса Ахмадов и создатель фильма о прометеевцах, зам. министра по национальной политике, печати и информации ЧР Лема Гудаев делятся своими воспоминаниями.
– Когда и почему возникла необходимость создать такое литературное объединение?
Муса Ахмадов:
– Весной 1975 года в Чечено-Ингушетии прошло совещание молодых писателей республики, в котором я также принимал участие. Там впервые и возникла идея создания литературного клуба. Хотя до нас такие предложения тоже носились в воздухе, но все же не находили воплощения: люди расходились во мнениях. Были и такие, кто не верил в нашу затею. Говорили, что из нее ничего не выйдет, что никто не позволит нам создать ничего подобного – мол, и мы старались, но нас закрыли.
Тем не менее мы работали целых четыре года! Через два-три года стали выходить поэтические сборники и рассказы на чеченском языке, передачи на телевидении и радио. Пишущие молодые люди поначалу собирались в общежитии университета на Минутке (общежитие № 1) – в комнате № 75. На стенах этой комнаты наш художник Шамсудин Ахмадов изобразил сюжет из героической чеченской песни «Илли о Зайте Шихмирзе». Эта роспись – о трех подвигах Зайты – сохранилась до первой войны 1994 года. Членство в «Прометее» стало для нас своеобразным духовным братством.
– Кто из молодых литераторов предложил назвать ваше литературное объединение «Прометеем»?
– Старинную чеченскую легенду о Пхьармате, принесшем огонь замерзающим людям и тем самым навлекшем на себя гнев языческого бога Селы, впервые записал Ахмад Сулейманов, а Абу Исмаилов прочитал ее вместе с аналитической статьей о ней Кати Чокаева. Абу и предложил так назвать наш клуб. Всем понравилось это название. Как-то пришел к нам известный чеченский поэт Магомед Дикаев, тоже похвалил: «Правильное название придумали, молодцы!»
10 октября 1975 года в одной из аудиторий университета состоялось первое заседание литературного объединения. Сюда приходили студенты ЧИГУ и молодые пишущие люди со стороны один или два раза в месяц. Мы читали свои стихи, рассказы, проводили совместные обсуждения творчества друг друга с поэтами, писателями и журналистами старшего поколения, которых специально приглашали с этой целью. Ставили спектакли, в одном из них, по моей пьесе «Замужество студентки» на чеченском языке, роль студентки сыграла Таус Серганова, а Лула Жумалаева – свекрови.
– Я не входил в лито «Пхьармат» – в те годы я учился в подмосковном педагогическом институте: был обычным комсомольцем, воспитанным на советских идеалах. Конечно, когда я приезжал домой, мне часто рассказывали о том, что есть вот такой интересный литературный клуб… но я как-то не воспринимал эти рассказы всерьез. Когда же вернулся после окончания учебы – познакомился с прометеевцем Имраном Джанаралиевым. Он подробно рассказал о клубе, о том, чем они занимались. Все то, что я услышал от него, было настолько удивительным для меня: ребята рассказывали о культуре, народе, его истории так много нового и захватывающего, что с тех пор я заразился на этой почве их идеями. Точно так же, как в свое время роман Абузара Айдамирова «Долгие ночи» на чеченском языке, прометеевский клуб перевернул во мне все – я по новому стал смотреть на нашу культуру, историю.
В русской культуре такие имена, как Солженицын, Аксенов, Вишневская – навсегда останутся диссидентами. И произносятся они сегодня с некоторым придыханием. Их воспринимают не иначе как совесть народа, культуры, а по существу это были люди, говорившие правду, писавшие не в угоду системе. Эта система душила наших прометеевцев, которые не боялись говорить о ее засилии, о зажиме народов в СССР, что люди в этой системе нивелировались. У нас появились молодые люди, поднявшие вопросы культуры, языка – и они стали предтечей тех событий, которые, в конечном счете, разрушили эту систему, и чеченский сектор в этом диссидентском движении Советского Союза был одним из его кирпичиков.
В те далекие застойные годы ситуация в республике была такова, что народ чеченский чувствовал свою униженность и незащищенность в правах. Вот такой частный пример, очень характерный для той действительности: люди задавались вопросами – почему, если в коллективе работают 56 человек, из которых только двое русскоязычных, остальные 54 обязаны говорить в их присутствии только на русском языке? А почему те двое не желают учить язык народа, среди которого живут и работают? Почему-то игра всегда шла только в одни ворота.
Ценность и важность этого литературного объединения я вижу в том, что молодые люди, входившие в него, открывали глаза на эту порочную систему. И понимая, что прометеевцы разрушали эту систему своей просветительской деятельностью, Комитет безопасности сделал все, чтобы закрыть объединение. Но его зерна взошли много лет спустя. И я тоже считаю себя одним из таких зерен. В 2004 году я попытался сделать фильм об этом под названием «Огонь Прометея». Но, к сожалению, прямо в ходе трансляции показ фильма был остановлен, сделали замечание в серьезных органах: были персоналии, которые нежелательно упоминать. Но мое мнение таково: если все время подчищать историю в угоду меняющимся обстоятельствам, то это уже не будет наша история. События последних 15–20 лет разбросали всех по разным баррикадам – что для многих стало настоящей трагедией. Прометеевское прошлое сформировало этих людей, многообразие событий тех лет повлияло на них. Но было у них общее – любовь к родному языку. Мир – это ведь не книга, чтобы все были ангелами. То, что случилось, – это драма для всего нашего народа. Нельзя забывать, что история, рано или поздно, все равно расставит все точки.
В настоящее время мы наблюдаем, как в Италии, Прибалтике, на Украине и в России вспоминают всех своих героев, независимо от того, какой видится их роль – положительной или отрицательной – в истории своих народов. И если бы «Пхьармат» подстраивался под определенные ситуации – они бы стали другими. Студенты, когда-то составлявшие ядро «Пхьармата» – сегодня лидеры в науке, литературе и культуре в целом. Все, кто вращался в этом котле, в настоящее время вышли на первый план. И даже те, кто пришел к сегодняшнему дню без накопленного багажа, – это ничего не значит, у них был потенциал, они все были неординарными в юности. Это отчасти потерянное поколение – когда можно было расти, строить карьеру, их время пришлось на лихолетье. Им пришлось все начинать с нуля. Есть и другая категория прометеевцев, которые в силу обстоятельств не достигли высот – они просто работают в школе, занимаются просвещением – то есть проводят огромную работу. Они до мозга костей нохчи.
КРАСНОДАР. Малым технологическим компаниям в регионе предоставят налоговые льготы
КРАСНОДАР. Кубанские парламентарии оценили развитие футбола в регионе
КРАСНОДАР. На сессии проанализировали исполнение краевого закона о мелиорации
КАЛМЫКИЯ. В Калмыкии выбрали председателя правительства республики
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать