ДАЙДЖЕСТ: |
– Поздравляю с отличным уик-эндом! – мой телефон раскалился от однообразных эсэмэсок добрых друзей. Все искренне радовались, понимая, что не каждый хотел бы оказаться на моем месте. Волей комментаторского расписания мне выпал выезд по маршруту Москва – Махачкала – Грозный.
И самым драматичным в этой истории была, конечно же, сама дорога. В Махачкалу летают всемирноизвестные «Дагестанские Авиалинии» на современниках Битлз Ту-154, а путь из Махачкалы в Грозный нам предстояло преодолеть на автобусе.
– Да че волноваться? – пожимает плечами продюсер Антон Галкин (он отвечает за логистику поездки) – на границе с Чечней нас будет ждать милицейское сопровождение. Да я как-то ночью сам на такси ехал из Дагестана во Владикавказ – и ничего. И тут – прорвемся.
Во время второй чеченской, еще работая в Липецке, была возможность добраться до 95 региона с солдатскими матерями. Но я любезно отказался. Как-то нелюбопытно было, знаете ли. Но сейчас другие времена. Чего отказываться? Хотя... я колебался. Недолго. Надо так надо.
«Дагестанские Авиалинии» подтвердили свой уровень. Как это ещё летает – наверное, любой клиент задавался таким вопросом, попадая внуть Тушки. Когда заходили на посадку, сверху на меня стала накрапывать вода. Я даже паниковать не стал... А зачем? Долетели и слава Богу.
Мы прилетели в день игры, потому и рассматривать достопримечательности Махачкалы времени особо не было. Проехавшись по городу я понял, что и желание мотивировать будет трудновато. Город, да простят меня местные жители, производит удручающее впечатление. Искренне не понимаю, чем занимаются мэрия и всевозможные чиновники, город как уличный нищий. Вот смотришь на такого и думаешь – а ведь у него могли быть нормальные родители, он ходил в школу, портфели за девчонок носил, может даже детские фотографии остались в пионерском галстуке, серьезный такой или в комсомоле уже, гордый такой – а потом вот так – хрясь и на дно.
Тут та же история. В советские времена вполне себе курорт – море, климат, кизлярский коньяк, шашлыки. А сейчас... При желании во всей этой истории, конечно, можно найти и колорит. Но он как-то не слишком улыбает. Скорее удручает. Как дорога к одной из трибун стадиона «Динамо». Зато напротив настоящий замок. Вот как это понять?
Как и отношение к «Анжи», кстати. Уровень безработицы в Дагестане невероятно высок. Спросите у любого, к статистам не ходи. Отсюда и «горячесть» региона. И вот в Дагестане один из самых богатых клубов Европы, который покупает звезд футбола. На лицо же революционная ситуация! Но не здесь. Люди понимают, что это единственная радость. Вот вам и аншлаги, вот и любовь к клубу на пограничье со слепым фанатизмом.
Даже (при всем уважении) на матч с «Томью» собирается полный стадион. И на секунду он замолкает, когда диктор объявляет, что Юрий Жирков подписал контракт – и вот он, пожалуйста, под 81-м номером. Об этом говорили долго и много, но все было похоже на спекуляцию. А тут – правда. И уже после секундного замешательства – взрыв: Керимов сказал – Керимов сделал! Значит и жизнь наладится. Только потерпеть надо. Это вообще главный посыл сегодняшнего «Анжи». Мы подарим вам сказку, и вы забудете о проблемах.
После дежурной победы «Анжи» прыгает в самолет и улетает домой уже с новым игроком на борту. А мы, подарив немного времени отличному шашлыку и кизлярскому пятизвездочному (просто превосходный, кстати: традиции и мастера остались), собираемся силами и в шесть утра ложимся на курс – в Грозный.
– Ты фильм «Вавилон» смотрел? – спрашивает звукорежиссер Эдик.
– Ага. Отличный фильм и классная музыка.
– Да это тут при чем? Помнишь, как пацан пульнул? От нечего делать. Ты как хочешь, а я шторы наглухо задерну, еще бы ай-пэд бронебойный был. Тогда бы как-то поспокойнее.
Чооорт, думаю. Вавилон, блин.
– Да тут быстро домчим, – объявляет водитель Магомед. Через Хасавюрт. Там уже блокпост чеченский. Оттуда рукой подать до Гудермеса и Аргуна. А это считай Грозный.
Названия всех городов я слышал только в военных сводках. Нормально. Мы выстраиваемся в колонну: помимо автобуса с коллегами, передвижная телестанция и машина со спутниковой тарелкой. Жмем на газ.
Эдик, как и обещал, зашторивает и себя, и соседей. А я думаю: ну вот когда еще? На всю оставшуюся, может, опыт, и подсаживаюсь к Магомеду.
– Плохо у нас. Грязно. Аж противно. Какой же город можно сделать из Махачкалы! Это моя Родина. И мне прямо стыдно за нее. Ну когда же возьмутся за ум. Вы сейчас Чечню увидите. Там все лучше. В сто раз, – горюет водитель, – и безопасней.
– А вот эти опасные аулы горные далеко отсюда? – с тревогой уточняю.
– Чой-то далеко? Да вот горы видишь, километров пять отсюда. Рядом.
На каждую обгоняющую нас приору или девятку (разумеется затемненную по полной программе) я и так смотрел с опаской, а тут... Вавилон, блин.
- Вот, смотрите, Хасавюрт – это ж сплошной рынок. Чего тут может быть хорошего? – продолжает он.
Я вздрагиваю – на обочине стоят человек пять... китайцев.
– Это как? Китайцы в Хасавюте?!
– Что как? Китайцы или вьетнамцы – черт их разберет кто. Да их тут полно. Они цех построили. Одни шьют, другие продают. Денег-то ни у кого нет. А они штаны рублей по двести толкают. Вот и берем. А ты знаешь, сколько их в горах? Да еще больше!
– Да что они там делают?
– Тоже самое. Торгуют всем. Эти везде выживут.
Переживать культурный шок особо времени нет. Мы у границы с Чечней. Обычный пост. Ничего особенного. Прямо на границе – перекур. К нам пристраивается полиция и оставшуюся дорогу мы едем с мигалкой. Некоторые огорченно вздыхают – хотели с БТРом. А тут просто «Форд».
– Лет пятнадцать здесь не был, – мой сосед инженер Петя, – я тут воевал. Треть полка потеряли. Вот смотри – типичная зеленка. Идем колонной. Рвут первую и последнюю машину. И шквал. Успел спрятаться под колеса – жив. Не успел или в зеленку скатываешься – считай все.
– И в Грозном?
– И в Гудермесе, и в Аргуне стояли. Но сейчас тут все изменилось. Смотри – все же разбомблено было. А теперь? Я такого и представить себе не мог.
Дороги в идеальном состоянии. А Гудермес и Аргун, что остаются в стороне, производят впечатления европейских городов: сплошные стекло и бетон – масштабы просто впечатляют. Вдоль дороги на протяжении нескольких километров огромное количество людей при делах: что-то строят, что-то ремонтируют, сажают деревья. Настоящий муравейник.
– Рамзан просто молодец, – говорит Магомед, – попробуй тут не в срок что-то сделать. Или своровать. Он сам все проверяет. Садится в копейку или в девятку, напяливает кепку и один, без охраны, сам катается и контролирует. Вот и порядок. Да и сухой закон тут, знаете? Просто нет спиртного. Даже пиво не найдете. Нельзя. А пьяный за рулем за боевика считается.
На улицах Грозного народа не очень много. При всех историях о безопасности побродить особого желания нет. Смущают и автоматчики – посты чуть ли не через каждые сто метров.
И просто потрясающий контраст с Махачкалой – насколько там грязно, настолько же в Грозном чище. А стадион – чистая Европа. Огромная чаша «Ахмат-Арены» производит колоссальное впечатление. К стадиону ведет красивая аллея с фонтанами. Автобусы команд подъезжают не к стадиону, а въезжают под него. Комментаторская под козырьком стадиона – оттуда вид на чеченские просторы.
Мне уже приходилось видеть своими глазами камбэк «Спартака» в этом году. Дело было в Базеле. Но этот матч по впечатлениям точно перекрывает Швейцарию. Пенальти, которые были и, возможно, не были, сумасшествие Джанаева, и 79-я минута... Переломная.
– Оп-па, – ничего другого в тот момент я и подумать, да и сказать не мог. На стадионе выключили свет. Причем только на арене. В комментаторской он был. ПТС работала. В проходах стадиона тоже было светло. А на арене – нет и все.
Через пару минут ироничного отношения к блэкауту пришла странная мысль: так, я на стадионе в Грозном, в ВИПе сидит Рамзан Ахматович, идет прямая трансляция, Чечня... А что если вот сейчас и... Тут уж как-то и не до смеха. Мда... Усилием воли эту мысль пришлось отогнать. Тем более, от нечего делать я стал заглядывать в интернет и разные версии не могли не повеселить – особенно про то, что это мог сделать Джанаев. Обиделся после красной и хвать за рубильник... В эфире приходилось оставаться серьезным. Официальных комментариев никто не давал, даже диктор по стадиону язык проглотил. Минут через пятнадцать темноты ко мне вбежал один из работников «Арены».
– Все нормально? Мы очень стараемся! Сейчас все будет. Простите нас.
– А что, надолго?
– Не могу сказать. Это кошмар! Ты представляешь, что со всеми нами завтра будет?!
Я представил. И понял, что только в кино видел настолько напуганного человека. Свет дали через сорок минут. Прогноз был через час. У них так. И почему-то я уверен, что больше такого в Грозном никогда не повторится.
![]() |
КРЫМ. Крымчанин признался в передаче секретных данных украинским спецслужбам
АЗЕРБАЙДЖАН. Глава МИД Азербайджана принял вьетнамскую делегацию
РОСТОВ. Более тысячи героев СВО подали заявки на программу «Герои Дона»
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджан переведет железнодорожные перевозки на "зеленые" рельсы
АЗЕРБАЙДЖАН. UFC впервые едет в Азербайджан: что ждет поклонников MMA в Баку?
РОСТОВ. В Новочеркасске заложили Аллею Героев: деревья памяти в честь героев войны
АЗЕРБАЙДЖАН. Ильхам Алиев рассказал о потенциале торгово-экономического сотрудничества с Китаем
КРАСНОДАР. Задержан гражданин Белоруссии, готовивший теракт в Новороссийске по заданию СБУ
ВОЛГОГРАД. Юные художники Волгограда открыли "Порталы времени" в Музее Машкова
АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджанские спортсмены стали триумфаторами чемпионата Грузии по ушу