ДАЙДЖЕСТ: |
Несмотря на все усилия федеральных и местных властей на Северном Кавказе продолжается рост сепаратистских и экстремистских настроений, а также отмечается активизация международных террористических группировок.
Как преодолеть и нормализовать ситуацию в регионе? В чем и где именно коренятся основные причины кризиса, в трясине которого оказался Северный Кавказ? Какие меры следует принять на пути к миру в этом регионе, для блокирования дезинтеграционных процессов и восстановления интеграционных?
Ответы на эти вопросы не могут быть ясными и однозначными. Каждый из них затрагивает основополагающие проблемы, связанные с современным состоянием и перспективами всего Северного Кавказа.
Как ни странно, но народы региона слабо информированы о традициях и обычаях друг друга. Это обстоятельство становится удобным средством политических манипуляций для националистов всех мастей. Кроме того, при активном участии исламских миссионеров, некоторых неправительственных организаций на юге территории России распространяются и материально поощряются несвойственные большинству российских мусульман радикальные и политизированные течения ислама. Деятельность экстремистов приобрела в последние годы широкое распространение в Дагестане, Ингушетии, Чечне, Карачаево-Черкесии. Зарубежные исламистские центры под видом реализации программы по подготовке кадрового резерва мусульманского духовенства в России, готовят «экстремистских проповедников». «Наибольший эффект» в этом плане достигается путем обучения российской молодежи в исламских учебных центрах ряда арабских стран - Алжира, Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Иордании, Пакистана и других. Определенные религиозно-политические круги некоторых иностранных государств подчас вопреки или, по крайней мере, без поддержки своих правительств стремятся использовать канал студенческих обменов для формирования в республиках Северного Кавказа новых национальных элит, имеющих перспективу вхождения во власть и ориентированных на зарубежные исламистские центры. На это выделяются немалые финансовые средства (пример - Саудовская Аравия).
Вместе с тем, сохраняется стремление ЕС и ряда стран Запада использовать эту тему в качестве инструмента политического давления на Россию.
Анализ событий показывает, что на Северном Кавказе в настоящее время начинает реализовываться одно из важнейших направлений военной стратегии США - «информационные войны». Концепция «информационных войн» включает в себя несколько направлений, сведённых в единую систему: военно-техническое, информационное, дипломатическое, общественно-социальное, элементы которой действуют на территории Российской Федерации под полнейшим контролем оператора.
Представляется, что США и некоторые другие страны Запада начали подготовку условий для реализации в России сценария «цветной» революции в ходе следующего избирательного цикла 2011-2012 годов. В качестве инструмента «информационных операций», обеспечивающего получение информации и осуществление выгодного им влияния на обстановку, США и их союзниками используются иностранные некоммерческие неправительственные и международные организации (далее - ИННО и МО).
Примером реализации концепции «информационных войн» является деятельность на Юге России американских фондов Сороса, Карнеги, Мак-Артуров, немецких фондов Ф. Эберта, К. Аденауэра, В. Белля, а также «Организации непризнанных народов и наций», «Международного института стратегических исследований» (Лондон), «Кавказской сети НКО по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев «CRINGO», «Международной сети «Молодежное правозащитное движение» и ряда других организаций. Идеология, цели, задачи и тактика данных структур определяются финансирующими их организациями и координируются из единого центра в США.
В рамках осуществляемой ИННО и МО деятельности отмечены попытки оказания информационно-пропагандистского воздействия на народы Кавказа, направленного на разрушение единого цивилизационного пространства Кавказа и России, устранение пророссийской ориентации в кавказском обществе, формирование идеологии ненависти к России как стержневой основы «новой кавказской идентичности».
Так, действующие в Чеченской Республике зарубежные, а также российские организации («Правозащитный центр «Мемориал», «Совет неправительственных организаций» и пр.) осуществляют сбор тенденциозной информации «о похищениях людей и внесудебных казнях», якобы проводимых подразделениями федеральных сил России в ходе контр - террористических действий в республике. По имеющейся информации, данная деятельность в Чеченской Республике ИННО и МО и контролируемых ими российских НКО проводится в целях создания «международного трибунала по Чечне» по аналогии с трибуналом по бывшей Югославии.
Следует отметить, что в завуалированной форме ИННО и МО занимаются внедрением в сознание населения северокавказских республик стереотипа о «геноциде» Россией народов Кавказа, насильственном включении территорий нынешних северокавказских республик в состав России, а также формируют в мировом общественном мнении тезис о необходимости «защиты народов Кавказа от России».
В последнее время отмечается рост активности адыгских общественных организаций («Адыгэ Хасэ Республики Адыгея», «Черкесский конгресс», Международная Черкесская Ассоциация). Предвзято излагая исторические события и односторонне оценивая их политические последствия, радикально ориентированные члены этих организаций (в том числе зарубежных) пропагандируют политико-идеологическую платформу, которая обосновывает идею восстановления так называемой «исторической справедливости» в отношении адыгских народов и призвана консолидировать как зарубежных, так и российских адыгов путем поэтапной реализации следующих положений:
- добиться от Российской Федерации признания так называемого «геноцида черкесского (адыгского) народа», якобы имевшего место в ходе Кавказской войны XIX века;
- добиться признания статуса соотечественников для потомков адыгов, эмигрировавших из России (с получением российского гражданства по упрощенной процедуре);
- добиться создания нового субъекта Российской Федерации, объединяющего территории исторического проживания адыгов (Адыгею, Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкесию) с последующим образованием самостоятельного государства.
Такого рода проекты прорабатываются и внедряются в адыгскую среду, выносятся на публичное обсуждение адыгскими националистами. Так, идея создания самостоятельного адыгского государства получила поддержку на ежегодной конференции в Колумбийском университете (США) в апреле 2009 г. Некоторые зарубежные адыгские лидеры выдвинули предложение сформировать правительство Черкесии в изгнании с представительством в штаб-квартире ЕС, а также в США и Турции. С помощью ведущих «мозговых центров» США (RAND Corp., Джеймстаунский фонд) на международном уровне создается «научно-историческое» обоснование «геноцида», основанное на искаженных оценках исторических фактов. В странах проживания адыгской диаспоры организуются «научные» конференции с участием ученых из США, Турции, европейских государств, лейтмотивом которых являются требования к России признать факт геноцида, восстановить «историческую справедливость» путем возврата утраченных черкесами территорий и образования независимого черкесского государства. Через адыгские мононациональные организации («Черкесский конгресс» в республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия, «Кабардинский конгресс», «Независимый общественно-исследовательский центр», «Общественный правозащитный центр» в Кабардино-Балкарской Республике), идеология адыгоцентризма распространяется среди населения республик Северного Кавказа - прежде всего, среди молодежи.
Попытки мифологизировать историю своих народов предпринимаются также карачаевскими и балкарскими общественными деятелями и некоторыми представителями научной интеллигенции. Так, в массовое сознание этих этносов активно внедряется тезис о якобы аланском происхождении карачаевцев и балкарцев (на самом деле имеющих тюркские корни), устанавливается на этой основе историческое право на земли, принадлежавшие ранее аланам - в том числе, Новоархызский музей-заповедник, на территории которого расположены раннехристианские святыни. Это служит серьезным фактором инспирирования дополнительной напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике.
В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы преподавания отечественной и мировой истории в учебных заведениях. По мнению экспертов, предпосылки для распространения националистических и экстремистских взглядов у современной молодежи были созданы в начале 90-х годов прошлого столетия. Тогда в республиках Северного Кавказа широко распространились учебники, где исторические события излагались с позиций той или иной титульной национальности. На практике преподавание своего рода «национальных историй» нередко оборачивалось этноцентризмом и способствовало росту межэтнической напряженности.
Распространение в средствах массовой информации (в том числе через Интернет) материалов, содержащих идеи религиозного экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости служит одним из существенных факторов, способствующих росту межнациональной напряженности.
Заметно выросла активность исламских пропагандистских сайтов радикального направления, в их числе одиозный сайт «Объединенного вилайата Кабарды, Балкарии и Карачая».
На них размещаются материалы, крайне тенденциозно трактующие общественно-политические события (например, судебный процесс по делу о нападении террористов на правоохранительные структуры Нальчика в октябре 2005 года).
Таким образом, даже краткий обзор общественно-политической ситуации на Северном Кавказе показывает, что она является сложной и взрывоопасной. Для ее оздоровления необходим комплексный подход, включающий в себя систему мер, направленных на улучшение экономической и социальной ситуации на Северном Кавказе; выверенную национальную политику, основанную на знании и учете интересов различных народов этого региона; решительную борьбу со всякими проявлениями национального и религиозного экстремизма.
КРАСНОДАР. На Кубани обновили парк 80-летия образования Краснодарского края
КРАСНОДАР. Администрация Геленджика в ноябре проведет выездные приемы в сельских округах
Грузия вновь предложила роль посредника между Азербайджаном и Арменией
Эксперт: Для армянской общины США открываются новые горизонты в вопросе продвижения повестк
АРМЕНИЯ. Армения несерьезно относится к проблеме изменения климата – Баку