Выражение - традиционная концовка многих чеченских сказок. Подобные стихотворные концовки представляли собой пожелание сказочника врагам или слушателям. (Ср. "урс -тур царна, ка-бож ваина"// "Ча - борз шех летта, даьттан гуьмалк ас йиъна" и т.д.). Пожелание "ка-бож" (козел-баран) и "гуьмалк" (уст. "чаша ,кувшин" с маслом") были не случайны. Читать дальше...
Если бы не было причин для раздоров в их среде, чеченцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к ним то, что говорил Фукидид о древних скифах: "Нет в Европе, ни в Азии народа, который мог бы оказать сопротивление им, если бы последние объединили свои силы" Читать дальше...
В процессе развития цивилизации, прогресс которой был чисто техническим, человечество постепенно утрачива- ло глубинную связь с природой и, соответственно, сокровенные знания о ней и о себе. Читать дальше...
Чаппаг1а - несоклько измененная Форма современного слова ”чапха" -ружейный затвор. В данном слове на Фонетическом уровне произошло оглушение конечного г1 (х). Само же выражение появилось в языке в период распространения на Северном Кавказе куркового огнестрельного оружия с затвором (дз1ок йолу топ). Читать дальше...
Так говорят о человеке, который бесследно исчез, который скрылся так, что не найдешь. Возникновение выражения связано с одним из обрядов бытовой магии у древних вайнахов. Читать дальше...
Выражение восходит к последнему в этом ряду. Дело в том, что "илли" не пелись, а говорились речитативом (олуш хилла), причем только представителями мужского пола. Женщины, напротив, пели, а не сказывали. Читать дальше...
Выражение восходит к пословице "Йича хуьлу киршах дирша", - аьлла 1уьно тоьхна ши ма1а а яьккхина" ("Если сделать становится рогатое животное безрогим",- сказал пастух, сбив два рога"). "Кирша" и "дирша" - термины обозначающие (соответственно) рогатого или безрогого барана. Читать дальше...
"Кит"- (уст) - так называли древние вайнахи кожанный бурдюк, предназначенный для хранения и транпортировки жидкости . При необходимости его можно было надуть. В таком виде его можно было использовать как подушку при длительных переходах и путешествиях или же использовать при преодолении водных препятствий вплавь. Читать дальше...
Выражение восходит к древнему чеченскому суровому обычаю, когда у человека, совершившего какой -л. позорный поступок, принесшего в общество заразную болезнь или совершившего поступок, который стал причиной неоправданных и многочисленных смертей, при захоронении отделяли голову от тела и ложили к ногам покойника. В таком виде и хоронили... Читать дальше...
Наверняка, многие обратили внимание на то, что близ Харсеноя (Шатойский район Чечни) можно встретить довольно много топонимов (названий местности), так или иначе связынных с женским имени Медни - "Медни мохк", "Медни шовда", "Медни лам" ... Читать дальше...
Выражение восходит к одному из древнейших обрядов в судопроизводстве древних вайнахов по адату, в частности к обряду принесения очистительной присяги. Согласно правовым нормам адата, подозреваемый, чтобы доказать несостоятельность надвигаемых в его адрес обвинений, обязан был очиститься. Читать дальше...
В древности у чеченцев существовал обычай, согласно которому все, что не понравится другу или гостю (если он даже не высказал своего желания, а только дал понять о своем желании) горец, по неписаному закону гор и горскому этикету, был обязан подарить высказавшему свое восхищение или пожелание. Седло же лошади ни дарить, ни продавать не полагалось. Читать дальше...
А знаете ли Вы, что видный русский ученый и политический днятель, лидер советских историков 20-х гг. прошлого столетия, академик АН СССР и "глава марксистской исторической школы в СССР" Михаил Покровский считал имама Мансура, возглавившего антифеодальное и антиколониальное движение народов Северного Кавказа в I785-I79I гг., первым кавказским революционером. Читать дальше...
В выражении закреплен один из древнейших обрядов скрепления дружбы, куначества, побратимства клятвой. Согласно этому обычаю двое мужчин, принадлежавших к разным родам, обществам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту. Читать дальше...
Аннотация: описаны генезис, эволюция папахи, ее покрой, способы и манера ношения, культ и этическая культура чеченцев и ингушей. Обычно у вайнахов возникают вопросы, когда все-таки появилась папаха в обиходе горцев и каким образом. Мой отец Мохьмад-Хаджи из с. Элистанжи рассказывал мне услышанную им еще в юности легенду, связанную с этим почитаемым в народе головным убором и причиной его культа. Читать дальше...
ВОЛГОГРАД. Волгоград и Волжский снова оказались в аутсайдерах рейтинга качества жизни
ВОЛГОГРАД. Закупка постельного белья для волгоградской облдумы вызвала претензии ФАС
ВОЛГОГРАД. Волгоградская область активно помогает жителям в развитии собственного дела
АБХАЗИЯ. Кандидатов в президенты Абхазии начнут объявлять с 17 декабря
АБХАЗИЯ. Абхазия прекратит все платежи кроме света и зарплат бюджетникам
КБР. В Нальчике заканчивают капитальный ремонт второй детской поликлиники