Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Президент Академии наук ЧР призвал дагестанского этнографа Тимура Айтберова не фальсифицировать историю


Просмотров: 22 103Комментариев: 137
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шахрудин Гапуров: «Господин Айтберов нарушил незыблемые критерии Школы кавказоведов»
ЧЕЧНЯ. - Почему мы до сих пор молчали? Мы ждали четкого и аргументированного ответа, так как в Дагестане сегодня прекрасная историческая школа и мы надеялись на реакцию наших коллег, - пояснил в беседе с корреспондентом ИА «Чечня Сегодня» Шахрудин Гапуров. - Дорогой Тимур Магомедович неправ во многих вещах. Есть вещи, которые затрагивают честь, достоинство и историческую память. Тимур Магомедович просто перевирает многие факты и фальсифицирует данные. К сожалению, исправлений не последовало. Поэтому мы пошли на это интервью.

Президент Академии наук ЧР добавил, что между чеченцами и дагестанцами веками складывались братские отношения и ему бы не хотелось, чтобы историки писали, печатали и давали интервью, где хоть в малейшей степени выражается неуважение к тому или иному народу, а также затрагивается историческая память.


- Это не способствует укреплению наших связей,- пояснил Ш. Гапуров. - В Дагестане с советских времен была самая сильная Школа кавказоведов. Основоположниками ее были такие талантливые историки, как Хаджи-Мурад Хашаев, Семён Бушуев, Хидир Рамазанов, Расул Магомедов. Эти люди занимались историей Кавказа XVIII –Х1Х вв. и взаимоотношениями дагестанцев и чеченцев, а особенно Кавказской войной. Для этих людей существовало несколько критериев: 1. Историческая объективность – говорить и писать только то, что они могут подтвердить документально и то, что они знают; 2. Уважительное отношение к каждому народу – особенно уважительно они относились к чеченцам; 3. Уважительное отношение к исторической памяти любого народа. К сожалению, интервью кандидата исторических наук ДГУ Тимура Магомедовича Айтберова не отвечает этим критериям. Господин Айтберов является специалистом по этнографии, по дагестанскому средневековью, востоковедом, но он не специалист по истории Кавказа X1Х века. Тем более он не занимался изучением темы Кавказской войны. А вот в этом интервью он рассуждает именно об истории Дагестана, Чечни и российско-кавказских отношениях первой половины XIX века и Кавказской войне. То есть о вещах, в которых он плохо разбирается. В результате, глядя на вопросы журналиста и ответы историка, видно, что они друг друга не понимают. Вопрос – один, ответ - совершенно другой. И, в целом, ответы носят очень возмутительный, провокационный характер. Вот эти незыблемые вещи для талантливых историков Дагестана, которые я назвал, кардинально нарушены в интервью господина Айтберова.


Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование


В своем интервью Тимуру Магомедовичу задают вопрос о внутриполитических образованиях на территории Чечни к началу Кавказской войны.


Хочу пояснить, что Кавказская война началась в 1818 году и продолжалась она на Северо-Восточном Кавказе до 1859 года. Т. Айтберов отвечает, что до начала Кавказской войны территория современной Чечни до реки Аргун входила в дагестанское политическое образование и называлась «Большая Чечня». Ни история, ни историческая география не знают такого дагестанского политического образования как «Большая Чечня». Ничего подобного в истории не существовало.


Чечня – исторически в дореволюционных изданиях делилась на две части: Большая Чечня и Малая Чечня. Большая Чечня – это территория к северу от Аргуна. Малая Чечня к югу – это современный Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы. Никогда Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование. Ни один метр чеченской земли никогда, до вхождения Чечни в Россию, не входил во владение ни кабардинских князей, ни дагестанских феодалов.


Какая была обстановка до начала 19 века? Что такое политическое образование?


Это что-то вроде независимого ханства или княжества. К началу Кавказской войны ни на территории Чечни, ни на территории Дагестана не было никаких самостоятельных политических образований, которые могли претендовать на владение чужими территориями. Объясню почему.


В 1806 году в Дагестан были введены российские войска. Большая часть дагестанских феодалов изъявила покорность России, а в 1813 году в результате русско-иранской войны был заключен так называемый Гюлистанский мирный договор. По нему Дагестан, с точки зрения международного права, объявлялся частью России. Многие дагестанские ханы, как, например, Аслан-хан Кюринский, Шамхал Тарковский, приняли российскую власть. Они поступили на службу в российскую армию. Им дали воинские звания и им сохранили внутреннее управление своими территориями. Никакой внешнеполитической самостоятельности у них не было. Над ними стоял прочный контроль российских офицеров.


К каждому дагестанскому владельцу были приставлены российские офицеры. А вот те дагестанские ханы, которые не признали российскую власть - Султан Ахмед-хан Аварский, Сурхай-хан Казикумухский и другие – они были лишены своих владений и лишены своих ханских званий.


Ермолов, который был наместником Кавказа с 1816 года, вообще очень плохо относился к дагестанским ханам. Он считал возмутительными жестокости и систему угнетения, которые дагестанские ханы применяли по отношению к зависимым крестьянам. Он был убежден, что ханы своим существованием позорят Россию. Поэтому он при малейшей возможности лишал дагестанских ханов их званий и владений. Представьте себе, если даже такой представитель крепостнической России и человек недемократических взглядов, как Ермолов, считал власть дагестанских ханов нетерпимой и позором для России, каково было положение зависимых крестьян там? С 1813 года дагестанские владельцы все были под властью России, а те, кто не подчинился – в бегах.


В 1807 году в Чечне начинает устанавливаться российская административная власть на всей равнинной территории. Чечня тоже считается теперь входящей в состав России. Каким образом дагестанские ханы, которые сами в составе России лишены практически всех прав, могли иметь права на какие-то территории Чечни? То, что утверждает господин Айтберов в своем интервью - абсолютная нелепость. Это свидетельствует о том, что он не знает историю.


Турловы не владели землями и зависимыми крестьянами


Теперь поговорим о роли семьи Турловых, о которых идет речь в интервью Тимура Айтберова.


В начале нашей эры до нашествия крупных кочевников, особенно монголо-татар, на центральном Кавказе чеченцы (согласно древнеармянским источникам их тогда называли «нахчи») считались ведущей политической силой.


Нахчи было много. В первом тысячелетии до нашей эры у нахчи было даже свое государство, но в XIII веке под ударами монголо-татар чеченцы отступили в горы, так как это была огромная сила, с которой чеченцы ничего не могли сделать. Отступали в современный Галанчожский район, Аргунское ущелье и на территории, которые сегодня называют «Нохчи Мохк».


В этот период на чеченской равнине утвердилась «Золотая Орда». После распада «Золотой Орды», пока чеченцы в XVI-XVII веках не начали возвращаться на свои земли вплоть до Терека, здесь какое-то время хозяйничали кабардинские и дагестанские феодалы. Но чеченцы постепенно возвращались на свои земли и укрепляли свои территории и семьи. Из-за того, что они 300-400 лет были в горах, феодалам среди чеченцев неоткуда было появиться. То есть, из-за нехватки земли в горах, богатых людей среди чеченцев не было, поэтому у нас не было своих крупных феодалов. Это потом они появятся во второй половине XVIII века по Тереку – это князья Кагермановы, Алхастовы, Эльдаровы. Это были «средней руки» феодалы, которым давали землю за службу России. А в общинах нужны были люди, которые решали бы межобщинные вопросы, которые занимались бы судебными тяжбами. И вот тогда чеченцы стали приглашать кабардинских и дагестанских феодалов в качестве наемных управляющих. Им за это платили.


А почему приглашали их, а не ставили своих? Дело в том, что если бы ставили чеченцев, то сместить их за неправомерные действия или несправедливость было бы не так-то просто. За чеченцем всегда стоит род, тейп и родственники. А тут достаточно было этого кабардинского или дагестанского феодала выгнать. Бывали случаи, что их и убивали. Турловы именно из таких приглашенных управителей.


В советское время, когда партийная идеология требовала, чтобы везде у всех народов были феодалы и классовые расслоение, появились такие утверждения о якобы феодальных владениях Турловых. Любое феодальное владение подразумевает две вещи: земля в собственности и зависимые крестьяне. Ни того, ни другого у Турловых не было. Все этнографы и историки, изучающие Кавказ, отмечали феодальный строй в Осетии, Кабарде, Дагестане, но в Чечне они не нашли ни зависимых людей, ни князей, ни феодалов. Когда они спрашивали у чеченцев об этом, чеченцы отвечали: «Мы все свободны, мы все равны!». Не было среди чеченцев феодально-зависимых ни от Турловых, ни от кабардинских феодалов. Это все выдумки, которые были порождены в русле партийной советской идеологии.


Вы можете представить себе чеченское село, в котором не говорят на чеченском?


В интервью есть еще один интересный момент, где Тимур Магомедович утверждает, что «во многих чеченских селах жители говорили на кумыкском, а в некоторых селах даже не знали чеченского языка». Это якобы доказательство тому, что чеченцы были зависимы от кумыкских князей. Это мнение Тимура Магомедовича. Я думаю, что он знает и понимает, что говорит чисто провокационные вещи. В целом, его интервью носит очень провокационный и возмутительный характер.


Кумыкский (тюркский) язык был языком межнационального общения на всем Северном Кавказе, в том числе его знали и в Чечне. Но в своих родных селах, конечно, все чеченцы знали свой родной язык и говорили на нем. Вы представьте себе село, в котором якобы не знают чеченского языка. Точно также не было ни в Дагестане, ни в Кабарде или в Осетии ни одного селения, где не говорили бы на родном языке. Поэтому господин Айтберов в данном случае глубоко ошибается.


У чеченцев был Имам шейх Мансур


Далее журналист задает вопрос Тимуру Магомедовичу, в котором спрашивает: «А вообще, имелись ли какие-либо кровавые эпизоды истребления чеченских имамов царскими наместниками на тот период?». На что господин Айтберов отвечает: «Имамами были Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные назывались дибирами и муллами».


У чеченцев был Имам шейх Мансур - первый имам на Северном Кавказе. Газимухамед, Шамиль, Гамзат -Бек – это были дагестанские имамы. Лишь в 1840 году Шамиль будет объявлен еще и чеченским имамом. А Имама Мансура называли Имамом Кавказа.


Имам Мансур был реформатором от ислама: он утверждал ислам и шариат на Северном Кавказе, особенно среди чеченцев. Он призывал людей к самосовершенствованию, к отказу от кровной мести, от употребления алкоголя и табака, призывал людей быть толерантными. Он никогда не призывал сделать мусульманами представителей иных религий. Он не объявлял газават (священную войну, - прим. автора).


В 1785 году царские войска под командованием полковника де Пиери пришли в Алды – родное село Шейха Мансура – и сожгли его. Сожжённым был и дом Мансура. Тогда его звали Ушурма. Население отступило в горы, а у горцев была такая тактика: пришел противник и на него нападали лишь когда он отступал. Чеченцы сильны были в лесном бою. Во время отступления отряд Пиери был истреблен.


После разгрома под Кизляром, Имам Мансур ушел в Кабарду. Был поддержан кабардинцами, его поддерживала и большая часть дагестанцев. Затем он ушел в Закубанье. В 1791 году он в Анапе раненным попал в плен. Подчеркиваю, что раненным он попал в плен. По приказу Екатерины II он был вывезен в Петербург и заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1794 году Имам Мансур умер и похоронен на Преображенской горе. Других имамов у чеченцев не было до появления Имама Алибека-Хаджи Алдамова в 1877 году.


Был в первой трети XIX века военно-политический лидер Чечни – Бейбулат Таймиев, но он был светский человек. Он не был богословом и не объявлял себя имамом.


Поэтому вопрос, который адресован дагестанскому историку о кровавом истреблении чеченских имамов, очень странный. А ответ еще более странный. Айтберов вообще не говорит о чеченских имамах. Он говорит: «Да, имамами были вот эти три человека: Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные…..». Остальные - кто: дагестанцы, чеченцы или все население Северного Кавказа? Понимаете, насколько неопределенно звучит ответ? Чьи дибиры и муллы – дагестанцев, чеченцев, кабардинцев? Абсолютно непонятно.


Дальше Тимур Магомедович говорит: «Хотя в русских источниках об этом пишется обтекаемо, но я знаю, что они очень издевались над людьми в тех местах, в том числе над женщинами». О ком идет речь? Муллы издевались или русские солдаты?


Вопрос о женщинах на Кавказе – очень и очень деликатный, его нельзя трогать


Почти на протяжении всего интервью Тимур Магомедович неоднократно говорит о кавказских женщинах. К примеру строка: «Я знаю, что там и в других районах Северного Кавказа, особенно при Ермолове, царские офицеры намеренно оскорбляли честь девушек мусульманок. Имам защитил их, показал, что мы – дагестанцы, с нами чеченцы, мы за свою честь постоим».


Есть у любого народа очень деликатные вопросы и вопрос о женщинах в том числе. Совершенно непонятно, почему его все время поднимает господин Айтберов.


Чеченцы всегда были сами в состоянии защитить честь и достоинство своих женщин. Это безусловно! Никогда ни одна женщина не пострадала от руки захватчиков, пока был жив хоть один чеченский мужчина в любом селении. Никогда чеченцы не звали на помощь, чтобы защитить свою честь и достоинство, а также честь и достоинство своих женщин.


Мы можем провести простейший пример. 15 сентября 1819 года, как известно, было уничтожено население чеченского селения Дади-Юрт. 40 женщин попало в плен. Их на пароме перевозили на противоположный берег Терека. Так вот, чтобы их не коснулась чужая мужская рука, эти 40 женщин вместе с солдатами, прыгнули в бурные воды Терека и погибли, защищая свое достоинство.


Да, когда царские войска захватывали дагестанские аулы и чеченские села, какое-то количество женщин попадало в плен. Да, есть сведения, что действительно их затем по приказу Ермолова отдавали офицерам и они становились женами офицеров и казаков. Такой факт был и в чеченских селах, и в дагестанских. Например, есть сведения, что после взятия селения Гимры в 1832 году, сотни дагестанских женщин, может их и меньше было, были отданы казакам. Это случилось после того, как были уничтожены все мужчины в этом селении. Дагестанцы тоже всегда с честью и достоинством защищали своих женщин, также как и чеченцы.


Я не могу понять, зачем Айтберов все время поднимает этот очень деликатный и болезненный, особенно для горцев, вопрос. Он же тоже горец! Нельзя трогать такие вещи. Это очень болезненные страницы Кавказской войны.


До начала Кавказской войны чеченцы были военно-политическими союзниками России


Господин Айтберов очень плохо знает историю Кавказа и чеченскую историю.


В конце XVI века в Москве появилось первое Посольство чеченцев. Наши предки не заканчивали дипломатических академий, но в той политической ситуации, которая была на Кавказе, они неплохо разбирались. Они пришли к выводу, что в борьбе между Ираном, Турцией и Россией за Северный Кавказ, им лучше опереться на Россию.


Чеченская делегация была принята царем. Через год присылают первый русско-чеченский договор о том, что чеченцы принимаются в подданство России. С этого времени чеченцы участвуют во многих военных кампаниях на стороне России. Почти всегда сопровождают русские войска. Участвуют в русско-турецких сражениях, в том числе в турецкой войне 1735-1739 годов.


В XVII -XVIII веках, вплоть до начала Кавказской войны, у России на Северном Кавказе не было более верных военно-политических союзников, чем чеченцы. Да, конечно, бывали разные моменты: военные стычки, конфликты, недопонимания. Но такое даже в семьях между братьями бывает. Все разрешалось посредством народной дипломатии. Поэтому в течение многих веков чеченцы и русские жили мирно и шел процесс постепенного сближения чеченцев и России.


К концу XVIII века, особенно в результате соглашений, подписанных между чеченцами и российской властью, на рубеже 1770-1780 х годов, Чечня по российским источникам уже считалась в составе России. Не были чеченцы до начала Кавказской войны противниками России, наоборот, всегда выступали за союз, взаимопонимание и добрососедство с Россией. Но в 1818 году приходит Ермолов, он то наместником Кавказа был назначен еще в 1816 году, но спустя два года начал претворять в жизнь свой план покорения Северного Кавказа. И первый пункт в этом плане – строительство крепости Грозная и перенос военной линии с Терека на Сунжу.


Ермолов желал говорить только с чеченскими старейшинами


Ермолов в 1816 году, когда ехал из Санкт-Петербурга в центр кавказского наместничества – Тифлис, по пути знакомился с наиболее авторитетными князьями и авторитетными людьми на тех или иных территориях.


В Кабарде он встречался с кабардинскими феодалами – прежде всего с валием Кабарды Кучуком Джанхотовым. Вы думаете, из чеченских представителей он с кем хотел встретиться – с Турловыми? Нет! Он попросил устроить ему встречу во Владикавказе с военно-политическим лидером того времени Бейбулатом Таймиевым. Почему? Потому что знал, что нет ни у кого больше в Чечне политического веса, авторитета и влияния, кроме него. Ермолов вернул ему офицерское звание и жалование.


В 1818 году, когда Ермолов готовился переправиться из Червленой через Терек, ему надо было, чтобы по российским солдатам на переправе не стреляли. Моста тогда не было. Он потребовал для переговоров привести к нему наиболее авторитетных чеченских представителей. Ему назвали Турловых.


Возьмите записки Ермолова, документы того времени, в них он ответил, что ему не нужны никакие Турловы. «Приведите мне чеченских старейшин!», - заявил Ермолов.


Если бы Турловы, как утверждает Айтберов, имели бы в Чечне вес и влияние, Ермолов, который прекрасно знал обстановку, с кем бы разговаривал? Конечно с Турловыми бы в таком случае. А он решил говорить с чеченскими старейшинами.


Шамиль прибыл в Чечню как гость, а не как имам


Ермолов начинает строить Крепость Грозную. Договориться с ним чеченцам не удается, как до этого бывало.


Затем Ермолов сжигает Старую Сунжу на фоне бытового конфликта. Отряд российских солдат пришел закупать продовольствие в Старую Сунжу, а там была повозка с двумя волами. Чеченец в этих волах узнал своих пропавших быков. Он начал их тянуть к себе, говоря, что это его быки. Солдат начал сопротивляться, «старосунженский» чеченец его убил. Все! Был отдан приказ начальником штаба Вельяминовым Старую Сунжу - сжечь. И с этого времени чеченцы уходят с берегов Сунжи и поднимают восстание, к которому присоединяются Дагестан и Кабарда. Вот так началось противостояние России и чеченцев, начинается Кавказская война.


А до этого с XVI века чеченцы были военно-политическими союзниками России, а вовсе не были врагами России.


В 1839 году царские войска штурмовали последний оплот Шамиля в Дагестане – селение Ахульго. Там прошли большие бои и были большие потери с обеих сторон. И перед последним штурмом Шамиль с группой своих мюридов спустились в пропасть и перебрались на чеченскую территорию.


Во-первых, Имамат в Чечне провозглашен лишь в 1840 году, а здесь события происходят в 1839 году. Не являлась Чечня в 1839 году частью Имамата. Не было здесь никакой имамской власти.


А какая была? Равнину контролировала Россия, а вот в горной части, начиная с 1830-х годов, фактическим правителем и имамом был святой Устаз Ташу-Хаджи Саясановский. Именно Ташу-Хаджи Саясановский утвердил в Чечне ислам и шариат. Он являлся до 1840 года, пока не провозгласили Шамиля - имамом, фактическим правителем Чечни.


Шамиля чеченцы приняли в селении Зандак не как главу имамата, так как в Чечне имамата тогда еще не было, его приняли как гостя, как представителя дружеского, братского, дагестанского народа, который нуждался в помощи. Он был ранен.


К нему на встречу пришел Ташу-Хаджи. Он отвез Шамиля в селение Беной, Ножай-Юртовского района. Почти месяц Шамиль являлся гостем старшего брата своего будущего наиба Байсангура Беноевского. В его доме его лечили. Когда Шамиль вылечился, он переехал в Шатойский район.


К Шамилю стали приходить его будущие соратники. В их числе: Шуаип Центороевский, Джаватхан, Иса Гендергеноевский. Вот Иса Гендергеноевский 8 марта 1840 года организовал съезд чеченцев в Урус-Мартане.


К этому времени Чечня была похожа на котел, который готов был взорваться. В Чечне в те годы начальником был генерал Пулло – необычайно жестокий человек. Каждый год по несколько раз он устраивал карательные рейды против чеченцев. Это одна сторона.


Вторая – он запретил какую-либо торговлю между горной и равнинной Чечней. В горной Чечне были скотоводы, на равнине земледельцы и между ними был обмен: с равнины шло зерно в горные районы, а на равнину с гор - продукты скотоводства. В горных районах, после запрета генерала Пулло, создалась тяжелая ситуация. Последней каплей была попытка разоружить чеченцев.


Представьте себе XIX век: от чеченцев требуют сдать оружие, которое для любого горца имеет большое значение – это был символ достоинства. Вот после этого Чечня была готова взорваться от действий генерала Пулло.


В это время проходит съезд чеченцев в Урус-Мартане, и чеченцы избирают Шамиля – имамом. Таким образом, в марте 1840 года он становится Имамом Чечни и Дагестана, а Чечня входит в его государство Имамат. Но он-то пришел в Чечню годом раньше и как гость, а не как имам. К великому сожалению, наш Тимур Магомедович опять намеренно или нет, но фальсифицирует историю.


Увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать


Представьте себе - с 1818 года в Чечне идет кровавая Кавказская война. А с 1840 года основные военные действия происходят именно на территории Чечни.


Царские войска военные операции совершали, в основном, зимой и во время захвата селений не жалели никого. Мирное население при наступлении войск уходило в леса в лютые морозы. Тут погибало огромное количество людей.


К началу XIX века чеченское население было приблизительно 200 – 240 тысяч человек. Прошло более 40 лет: чеченского населения к концу Кавказской войны стало 150 тысяч человек. За такой промежуток времени же наоборот должно было население увеличиться хоть на 10 тысяч человек, а оно уменьшилось на более чем 100 тысяч.


Мы не обвиняем в этом Шамиля, потому что люди погибало в военных действиях и во время военных действий. Но увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать. Это война. Во время войны огромные количества людей погибали.


Чеченцев прославили славные сыны их народа


В годы Кавказской войны и чеченцы, и дагестанцы в освободительной борьбе проявили исключительное мужество и храбрость. И этим прославили себя. Но у чеченцев уже с конца ХVIII века были известные политические и религиозные деятели, которые заявили на весь мир о чеченском народе. К примеру, в XVIII веке чеченцев прославил Шейх Мансур, затем в 30-е годы XIX века - Бейбулат Таймиев.


Шамиль тоже широко был известен в России и за рубежом. В течение многих десятилетий дагестанцы и чеченцы вместе отстаивали свою свободу, землю, религию. Сражались под руководством Шамиля.


В современной же истории чеченский народ прославили Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, который остановил войну в Чечне и с помощью дипломатии вернул былую славу российско-чеченским, кавказско-чеченским взаимоотношениям. Его путь продолжил Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, который восстановил и возродил Чеченскую Республику, дорожит братскими и добрососедскими отношениями со всеми кавказскими народами. Он приходит на помощь представителям не только своего народа, но и других.


Что касается утверждения Т. Айтберова о том, что чеченские наибы сдавались в плен.


Начиная с середины 50-х годов XIX века, когда стало совершенно очевидным, что Россия победила в Кавказской войне и Шамиль проиграл, чеченские и дагестанские наибы стали переходить на российскую сторону. Очень тонкую политику в этом деле вел тогдашний наместник Кавказа Барятинский – он каждому наибу, который сдавался, давал деньги, покупал дом, оставлял должность. Чем все потерять, естественно, наибы переходили на российскую сторону.


Но при этом я хотел бы отметить одно: единственный наиб, который не сдался в плен и который продолжал воевать за свободу до конца, был Байсангур Беноевский – чеченец.


Обращаясь к дагестанским коллегам, хотелось бы отметить, что мы всегда открыты к конструктивному диалогу. Давайте подобными вещами, как это интервью Айтберова Тимура Магомедовича, не будем оскорблять память наших предков, которые дружили веками, глубоко уважали друг друга и отстаивали вместе честь и достоинство, свободу как чеченцев, так и дагестанцев. Нас связывают многовековые узы культурных, экономических и родственных связей. Давайте, в первую очередь, помнить об этом.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

BorzLom
BorzLom от 15 апреля 2022 14:47
"Сами чеченцы себя называют Нахчой (люди, народ).
…перешли на сторону известного Шамиля, под руководством которого в течение почти 20 лет вели отчаянную борьбу против России, стоившую последней огромных жертв. Борьба кончилась массовой эмиграцией одной части чеченцев в Турцию…
Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от черного до более или менее темно-карего, и от голубого и до более или менее светло-зеленого.
В цвете волос также замечаются переходы от черного к более или менее темно-русому… Чеченцы считаются людьми веселыми, остроумными (“французы Кавказа”), впечатлительными…"

(Энц. сл. Ефрона и Брокгауза, т. 38-А, СПб., 1903)

B«Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе – черты чеченцев, давно признанные всеми, даже их врагами… 
Чеченцы никогда не бьют своих детей, но не из особой сентиментальности, а из страха сделать их трусами.
Трогательна глубокая привязанность к родине; их песни изгнания («О, птички, летите в Малую Чечню, несите ее обитателям привет и скажите: заслышав крик [филина]в лесу, думайте о нас, скитающихся среди чужих без надежды на исход!» и т.д.) полны трагической поэзии… Во время своей независимости чеченцы, в противоположность черкесам, не знали феодального устройства и сословных разделений. В их самостоятельных общинах, управлявшихся народными собраниями, все были абсолютно равны… Этой социальной организацией (отсутствие аристократии и равенство) объясняется та беспримерная стойкость чеченцев в долголетней борьбе с русскими, которая прославила их геройскую гибель… 
(Энц. сл. Ефрона и Брокгауза, т. 38-А, СПб., 1903)
Тоттт
Тоттт от 21 апреля 2022 03:39
"Почему так долго держались против нас чеченцы, терпели и голод, и крайнюю нужду, умирали и посылали детей на смерть? Нам кажется, не из одной покорности Шамилю и его проповедникам, не из слепой ненависти к гяурам, не из жажды грабежа, как думают многие, - нет, из желания независимости, по естественному побуждению народа, отстаивающего свою свободу, из чести и славы."

(П. Надеждин. Природа и люди на Кавказе и за Ка вказом. С.Пб., 1869)
Умар
Умар от 21 апреля 2022 18:18
"Если лесной бой вообще принадлежит к числу труднейших операций на войне, то картина боя в вековом чеченском лесу поистине ужасна. Здесь управление войсками невозможно и начальству оставалась одна надежда на беззаветную доблесть и боевую сметку солдата. Неприятель был невидим, а между тем каждое дерево, каждый куст грозили смертью. Едва разорвется цепь или часть ослабеет от убыли, как, точно из земли, вырастали сотни шашек и кинжалов и чеченцы, с потрясающим даже привычные натуры гиком, бросались вперед. Хороший отпор — и все снова исчезает, только пули градом сыпятся в наши ряды; но горе, если солдаты терялись или падали духом: ни один из них не выносил своих костей из лесной трущобы"

 (А. Юров. 1840, 1841 и 1842-й годы на Кавказе.//«Кавказский сборник». Т. X. Тифлис, 1886 г., стр. 305-306).

"Чеченцы издавна представляли из себя народ вполне свободный от всех социальных форм. Народ этот идеально−демократический, он не имел никаких сословий, ни князей, ни дворян... "

(// Матерiалы для описанiя русско-турецкой войны 1877−1878 гг. на Кавказско-Малоазiатском театре. Съ планами. Томъ VI, часть I. Сост. въ Военно-Историческомъ отдела при Штабе Кавказскаго военнаго округа Полковникомъ И. П. Томкеевымъ. Изданiе Военно-Историческaго Отдела Штаба Кавк. воен. окр. Тифлисъ: Электропечатня Штаба Кавказскаго военнаго округа, 1910. С. 9)

"Напротив тoго чеченцы отличаются от всех Кавказских народов оплошным непредвидением, ведущим их к явной гибели."
(// Известия о Кавказе. Ч. II. Новейшия географическия и историческия известия о Кавказе, собранныя и пополненныя Семеном Броневским. Москва: в типографии С. Селивановского, 1823. С. 183)

"Употреблю всю жестокость, какая только будет в моей возможности, и пока не наведу ужаса на Чеченцев от первого до последнего.., пока не истреблю зверской их свободы и независимости, до того времени не возвращу войск с Сунжи; но и тогда, по испрошению воли Вашего Высочества, оставлю на оной укрепление, чтобы всегда содержать народ сей в крайней обузданности"
(Иван Петрович Дельпоццо, генерал-майор, командующий войсками на Кавказской линии (1814 г). Из рапорта главнокомандующему на Кавказе Н.Ф. Ртищеву. (Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией. Том V, Тифлис, 1873 г.).
Собр
Собр от 21 апреля 2022 21:53
"Кавказская линия имеет против себя своими соседями и неприятелями следующие народы. Начиная от Астрахани, или от Каспийского моря против левого фланга оной, обитают в кавказских горах чеченцы, народ весьма воинственный, хищный и жестокий. Число их обстоятельно определить нельзя, так как они для военных действий и набегов нередко соединяются с другими кавказскими народами, иногда и с лезгинами. Образ правления сего народа республиканский. Они живут в разных деревнях, управляются избираемыми по очереди старшинами"
 (Сергей Алексеевич Тучков, участник Кавказской войны, российский военачальник и государственный деятель, сенатор, генерал-лейтенант. "Записки" (печатается по источнику: "Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб. 2002 г.).



"Чеченцы, столь же ревниво оберегающие свою личную свободу, сколь нетерпимы они к любому иноземному игу, установили в своей стране некую форму федеративного правления. В обычных условиях старейшины, то есть те, кому перевалило за шестьдесят, решают на своих собраниях вопросы управления, судят тяжбы; при первом же сигнале к войне они на своем собрании выбирают молодого воина, который, благодаря хитрости и доблести, более всего достоин встать во главе воинственных соплеменников, и тот, сложив с себя оружие, получает из рук трех самых старейших членов собрания кольчугу и знаки обретенного сана"
(Хуан Ван Гален, испанский генерал, граф Перакампо, вождь бельгийских повстанцев против господства Голландии, Генерал-капитан Каталонии. «Два года в России», 1826 г.).



"Чеченцы не имеют ни правления, ни начальников, и если есть где-либо чистый демократизм, без примеси всякой другой формы, то это в Чечне. Там нет различий состояний, нет никакой аристократии, даже аристократии богатства, и, что страннее всего, нет даже настоящей исполнительной власти. Там всякий взрослый человек равен другому и ни от кого не зависит" 
(Петр Максимович Сахно-Устимович, декабрист (избежал наказания), секретарь канцелярии при главноуправляющем в Грузии, е чеченского похода 1826 г." (Звезда, № 10. 2006 г.)

"Во время своей независимости чеченцы жили в отдельных общинах, управляемых через народное собрание. Сегодня они живут, как народ, который не знает классового различия. Видно, что они значительно отличаются от черкесов, у которых дворянство занимало такое высокое место. В этом и состоит значительное различие между аристократической формой республики черкесов и совершенно демократической конституцией чеченцев. Это и определило особенный характер их борьбы…"
(Эрнест Шантре (Ernest Chantre), французский писатель, ученый-этнограф. Recherches anthropologiqxies dans le Caucase. Paris, 1887 г.). 
Сам
Сам от 24 апреля 2022 17:42
«Далье к В. в бассейне р. Сунжи и на северном склоне Андійскаго хребта, живуть Чеченцы или Нахче. Этот народ всегда составлял
республику вполне демократическую, и отличался своей страстью к хищничеству и необузданной свободой. В первый раз он вполне подчинился власти только в лице Шамиля. Удаль и ловкость Чеченцев в последнее время приобрела всеобщую известность. Чеченцы исповедуют магометанскую веру»_
("Кавказ и Кавказская война" Публич. лекции, чит. в зале Пассажа в 1860 г. сост. Ген. штаба полк. Романовским
Романовский Д.И.)

«Чеченцы народ более любезный, говорят они иносказательно, читают и пишут, обучаясь с ранней молодости в мухамеданских школах. Детей они никогда не наказывают, развивая в них характер, храбрость и находчивость личным примером и физическими упражнениями "

(Риттих А. Ф. Племенной состав контингентов русской армии и мужского населения Европейской России. - СПб., 1875.)

"По мере захвата затерекских чеченских земель, казаков переселяли на них с левого берега Терека, чтобы при двигать все ближе и ближе к горам этот самый надежный из всех военных кордонов, - живую линию казацких поселений. Теперь эта часть Чечни приобрела почти тот-же русский характер, как и старинная наша линия по левому гребню Терека, где живут знаменитые гребенскіе казаки,"
(Е. Л. Марков.Очерки Кавказа
Картины кавказской жизни, природы и истории. 
СПб. - Москва - 1887 г.)

«Была одна причина нашего поражения: среди нас были военачальники, которым уже не раз доставалось от горцев; за князем Воронцовым пока не водилось таких неудач. Вот и нужно было его поравнять с собою, иначе - если ему сойдет благополучно старым кавказским воинам было бы совестно. Последние, действительно, достигли цели; разница между ними и князем Воронцовым обнаружилась только в том, что каждый из них сгубил по семи тысяч солдат в течение нескольких лет, а князь Воронцов сумел потерять семь тысяч своих солдат в одном сражении»

(Экспедиция в Дарго в 1845 г. Из дневника офицера Куринского полка.//Кавказский сборник, 1877 г., Т. 2).

"Чеченцы это люди которые из-за своих звериных наклонностей ни когда не знали мира, и которые при каждой возможности возобновляют свое наглое сопротивление. Что бы их усмирить, нет другого выбора кроме как полного уничтожения, жертвуя значительным числом наших войск"
(П. С. Потемкин — Командующий царской армией на Северном Кавказе, доклад в Москву, 1783г.)
Сам
Сам от 24 апреля 2022 18:32
"Чеченцы самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более чем лезгины, наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции предпринятые против них, и опустошения которым неоднократно подвергались их земли. Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы на земле не существует, и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее через полное их уничтожение."
(Алексей Петрович Ермолов — Главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе с 1816 по 1830е годы. )

"Чеченцы самые смелые и непокорные племена на Кавказе. Они воинственны еще более чем лезгины(), наши войска никогда не могли покорить этот народ, несмотря на многочисленные экспедиции предпринятые против них, и опустошения которым неоднократно подвергались их земли. Я видел много народов, но таких непокорных и неподдающихся как чеченцы на земле не существует, и путь к завоеванию Кавказа лежит через покорение чеченцев, а точнее через полное их уничтожение. 
(Алексей Петрович Ермолов — Главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе с 1816 по 1830е годы. )
Good
Good от 26 апреля 2022 04:43
"Владельцов вообще чеченцы сии не имеют, а есть ли и есть какие самыми ими призванные, то остаются без всякаго уважения, а управляются по делам своим духовными законами и обычаями." (А.И. Ахвердов, 1804 г. "Краткое описание кавказских нчеченцев карабулак, кистов и побережных персидских городов, тех самых, у коих я бывал, и сколько известны мне вообще и прочие, с объяснением о числе всякого народа, о именах владельцов управляющих ими, и некоторых республик, с приобщением к сим береговых персидских городов, с названием их ханов и от чего все они имеют пропитание" (История, география и этнография Дагестана XVIII-XIX вв. Архивные материалы. М., 1958 г.
Джордж
Джордж от 27 апреля 2022 21:22
Цитата: Ваше
Вообще не понимаю эту тему с присягами. Особенно тех, которые пытаются нас упрекать этими присягами. 
Чеченцы эти присяги приносили от безысходности, когда руские полчища до тла сжигали наши села, после чего там оставались женщины, дети, старики и израненные. Что они могли сделать? Из двух зол выбирали меньшее. И то только для отвода глаз подписывали их, чтобы после вновь поднять восстания. Что в итоге и происходило. 
У нас каждая "присяга", подписывалась только после ожесточённых сражений. У тех же ингущей была одна присяга на века. 


"Одна только Чечня упорно противилась подчиниться нам. Карательные экспедиции, предпринимавшеяся в глуб ее в течение всего 1783 года, обратили не один аул в груду окровавленных развалин, но население, покорно принимавшее присягу непосредственно после погрома, снова бралось за оружие, как только удалялись наши войска и возобновляло набеги на Терскую линию. "
(«Утвержденiе русскаго владычества на Кавказе». Т. III-й. Ч. 1-я. Подъ рук. нач. штаба Кавказскаго военнаго округа ген.-лейт. Н. Н. Белявскаго. Сост. въ Военно-Историческомъ отд. подъ ред. ген.-майора Потто. «Время А. П. Ермолова. 1816—1826 годы». Составили по порученiю Военно-Историческаго отд. Ген.-майоръ В. А. Потто, Генеральнаго штаба Подполковникъ Н. С. Аносовъ и Подполковникъ В. И. Томкеевъ. Тифлисъ: Тип. штаба Кавказскаго воен. округа, 1904. С. 33)

Чеченцы подтирались этими присягами, а кто-то их себе на лоб клеил и вставал в позу перед русней. Наш народ относился к категории Войнов, в то время к некоторые были в категории Присяжные. 
Ррр
Ррр от 30 апреля 2022 06:30
Не пойму, ингуши вообще куда лезут с их то позорной историй? Вернее с ее практически полным отсутствием. У них кроме истангов, новодешьных башен и легенд про свое величие хоть что-то есть в реале? Когда они нам предявлять какие-то претензии с этими присягами и с нашими восстаниями это как если бы суслики учили львов как правильно носить гриву. Помалкивали бы лучше!
Топ
Топ от 2 мая 2022 06:34
«Для чеченцев уже не секрет, что Ваше превосходительство собираетесь спуститься на равнину от Дарго. Они говорят: "Мы еще не начали воевать с русскими. Пусть они придут туда, куда хотят; мы знаем, где атаковать их". И они действительно знают это; в лесу все преимущества на их стороне, и они знают, как ими воспользоваться. Ваше превосходительство позволили мне высказать мое мнение. Я могу оправдать столь лестное для меня доверие, лишь будучи совершенно откровенным. На марше Вы столкнетесь в лесу с такими трудностями и таким сопротивлением, какого, вероятно, не ожидаете. Я не буду пытаться доказать, что эта операция практически невыпонима. Напротив, я уверен, что Вы прорветесь на равнину, но потери будут огромны. Вы увидите, что чеченцы умеют драться, когда им это необходимо».
(Из письма наместнику на Кавказе графу Воронцову от 5-го июля 1845 года//АКАК, Т. X,Тифлис, 1885 г.)

«В Чечне храбростью известны жители Кихи, Мартана и Шубута. Поистине они храбрые люди и они дали Шамилю приют после поражения в Ахульго. Если бы Аллах всевышний с их помощью не сохранил ему жизнь, то его дело закончилось бы плохо. Такие же храбрые люди жители Обществ Ичкерия, Нахбак, Аух...»
(Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний саййида Абдурахмана, сына устада шейха тариката Джамалуддина ал-Хусайни о делах жителей Дагестана и Чечни. Махачкала. Дагестанское книжное издательство. 1997г.)

"С 1800 года, когда Грузия была подчинена московской империи, между русскими и чеченцами идет открытая война, и пятьдесят четыре года сопротивления не ослабили сопротивления, несмотря на мощные/внушительные средства,используемые против нее, страна которой имеет мало населения по сравнению со своим противником."
(Адриан Пеладан "La Russie au ban de l'univers et du Catholisicme", De l'académie des Arcades de Rome, angien rédacteur en cheef de L'étolie du Mudi. Paris et Lyon, St.-H. Blanc Et Cie, 1854. C. 308)

"С 1800 года, когда Грузия была подчинена московской империи, между русскими и чеченцами идет открытая война, и пятьдесят четыре года сопротивления не ослабили сопротивления, несмотря на мощные/внушительные средства,используемые против нее, страна которой имеет мало населения по сравнению со своим противником."

(Адриан Пеладан "La Russie au ban de l'univers et du Catholisicme", De l'académie des Arcades de Rome, angien rédacteur en cheef de L'étolie du Mudi. Paris et Lyon, St.-H. Blanc Et Cie, 1854. C. 308)
Гость Хасан
Гость Хасан от 2 мая 2022 20:14
"Ворота в Дагестан по-прежнему были открыты, то по следам пробившихся татар продолжали двигаться все новые и новые толпы, под личным предводительством крымского хана. Чеченцы встретили хана в лесистом ущелье за Сунжой и Нанесли ему такое поражение, что целый отряд крымских татар буквально был истреблен озлобленными горцами. В память этой победы чеченцы поставили в ущелье каменную башню, назвав ее Хан-Кале, то есть «Ханская крепость», отчего и самое ущелье получило впоследствии свое известное всем название Ханкальское."

Василий Потто. Кавказская война. Том 1. От древнейших времен до Ермолова III. КАВКАЗ ОТ ПЕТРА ДО ЕКАТЕРИНЫ II

Умар
Умар от 3 мая 2022 21:40
"Греков, дослужившийся до генерала майора, был заколот в 1825 году в крепости Грозной вместе с генералом Лисаневичем одним чеченском абреком"
("Кавказский сборник". Т. 1. Тифлис. 1879 г.)
Умар
Умар от 3 мая 2022 21:50
"В течение нескольких лет неутомимо производили экспедиции в Чечню, Ичкерию, с той целью, чтобы разорением земель заставить горские общества отложиться от Шамиля. Иногда войска углублялись довольно далеко в непреятельскую страну... но всегда эти экспедиции имели один и тот же результат: несколько сложенных мазанок, стоивших нам несколько сот, иногда несколько тысяч солдат"
(Фадеев. Р.А. российский военный историк, публицист, генерал-майор, участник Кавказской войны. "Шестьдесят лет Кавказской войны" 1860 г.)
Умар
Умар от 11 июля 2022 21:03
Много воинов храбрых таится в Чечне,
Не снимают оружия они и во сне, 
А коней их и птица не может догнать.
Много можно в Дарго добровольцев поднять.
Как стреляют они из пищалий, взгляни,
Сами делают порох отличный они.
Много львов буртанайских стоят на горах. 
Поминая Аллах1а,на легких конях,
Ручку сабли заветной сжимая рукой,
К конским гривам припав,полетят они в бой.
А ведь с сорокотысячным войском и встарь
Приходил ты к нам, сардар - полуцарь. 
Но чеченцы разбили войска твои в прах,
Ты все пушки оставил в чеченских горах.
Ты велел по убитым в трубы трубить,
Петь молебны велел, в барабаны бить.
Наказан судьбой ты вернулся домой.
Так встретим мы вас и на этот раз,
Чтобы ты прокленал рождения час. 
Наибы в медальях хоть с виду и львы,
А в деле-где доблести их? Увы!
Черкески на них доброгого сукна,
Да страхом душа под черкеской полна.
И только чеченцы-стальные сердца-
Решили до смертного биться конца
Чеченцы обету и чести верны,
И сабель их курдских ударов грозны.
............................................................................
Поэзия Дагестана. Магомед-Бек
Аварцы. Пленение Шамиля. стр. 70-71 
Магомед Бек был активным участником борьбы горцев против русского царизма.
Литературовед Б. М. Магомедов указывает, что поэтическая деятельность Магомед
-Бека охватывает период примерно 40-70 гг. XIX в.

Норд
Норд от 13 июля 2022 01:44
Цитата: Адам
Рон, Здесь важно подчеркнуть один важный момент, что у нас потери были именно НАРОДНЫЕ в то время как у русни потери были исключительно ВОЕННЫМИ. Я имею ввиду что Чеченцы целиком и полностью были задействованны в Кавказской войне: от детей женщин до стариков. Тоесть у нас в боях учасвовали во многих случаяне небоевые отряды, а обычные жители наших сел и аулов, которые защищались как могли.  Соответсвенно и потери были среди обычного населения непосредсвенно неявлявшихся частью военных и боевых отрядов. А у руских в войне учасвовали професиаонльные до зубов вооружонные банды именуемые царской армиеей. русня в Чечне проявлялся крайний жестокость по отношению к Чеченцам. Царская администрация применялся очень жёсткий пресс для удержания Чечни по контролем, так как повстанческий настрой среди Чеченцев был просто запредельным. Поэтому они так грубо действовали. Много ли на Кавказе мест, где они так действовали? Именно как в Чечне? Один этот факт говорит о многом.
И поэтому вызывает удивления когда нас пытаются в чем-то упрекнуть. Особенно когда это делаю народы вроде ингушей, которые о войне и народном сопротивление если и знают, то только из своих мифов и легенд.

Ингуши самые модные войны на свете земля! Они всегда воевали больше всех, и, в особенности, больше нас. Вот только проблема в одном, они всегда почему-то воюют за нас, вместо нас, у нас в Чечне на чеченских землях за Чечню. И НИКОГДА они столько невоевали у себя в Ингушстане, сколько они воюют и воевали за Чечню)))
LomNach
LomNach от 23 июля 2022 00:08
Есть хоть один народ на Кавказе, которому мы бы неплатили дань? Просьба огласить весь список
LomNach
LomNach от 23 июля 2022 00:23
Хоть все чеченофобы лопнут, хоть они все разон треснут и верх дном перевернуться но Чечня и чеченцы были ведущей и главной ударной силой в той войне! Именно наш народ был основной силой сопротивления в Кавказкой войне!
Как можно это отрицат? 
На постоянно демонстрируют какие-то ссылки, в которых говорится о том, что чеченцы слабо сопротивлялись и не имели сылы воевать. Вот например одна из них:

"Чеченское население почти не оказывает нашим войскам сопротивления. Одно присутствие Дагестанских мюридов удерживает ещё Чечню от окончательного и общего умиротворения
(Журнал военных действий и занятий войск Левого крыла Кавказской линии с 12 по 22 июня 1859 г., представленный командующим войсками Левого крыла Кавказской линии ген.-л. гр. Евдокимовым военному министру ген.-ад. Сухозанету, при рапорте от июня 1859 г. // АКАК. Т. 12.)

Но у всех этих источников одна проблема! А именно дата самого источника. Например данная ссылка имеет дату 1859 год. 1859 год это год полного разорения Чечни и чеченцев. Когда уже у народа никаких сил небыло для сопротивления. Именно об этом и говориться в подобных случаях. На это указывает и сама дата. 1859 год.

Эздистанцы
Эздистанцы от 26 июля 2022 12:08
1773 г., Ингуши будучи притесняемы и разоряемы Кабардинцами отложились отъ нихъ и прислали къ Медему просить защиты и покровительства. Кабардинцы прислали сказать, что Ингуши древние ихъ подданные и данники; но Ингуши утверждали, что хотя временно платили они Кабардинцамъ съ двора по барану, а у кого нет, то на одну косу железа, но подвластными имъ никогда себя не признавали, темъ менее со времени вступления своего въ российское подданство, а многие изъ нихъ приняли христианство. Сие огорчило Кабардинцов, особливо, что заключено было ихъ 12 человекъ нашимъ разъездом. Но дворъ въ томъ же год предписалъ де Медему, чтобы не отклонять Ингушъ отъ Кабардинцовъ, дабы не раздражать их более, такъ какъ Ингуши сами сознались, что были ихъ данники. // П. Г. Бутковъ «Матерiалы для новой исторiи Кавказа, съ 1722 по 1803 годъ». Часть Первая. СПб.: Тип. Имп. АН, 1869. С. 303

Эздистанцы
Эздистанцы от 26 июля 2022 12:10
В 1769 году, ингуши, как народ трудолюбивый и покойный, желая избавиться от аксайских кумыков и кабардинцев, в зависимости от которых они находились тогда, вошли с просьбою о принятии их в подданство России. // Н. Ф. Грабовский «Ингуши (их жизнь и обычаи)». / «Сборникъ сведений о кавказскихъ горцахъ», издание Кавказского Горского Управления. Вып. IX, «Ингуши». Тифлисъ, 1876. С. 2

Эздистанцы
Эздистанцы от 26 июля 2022 12:13
Назрановцы и галашевцы не имеют своей истории. Обе эти группы образованы искусственно, путем переселения ингушей на плоскость из гор. Начало таких переселений относится к 1817 г., когда известный кавказский герой и администратор Ермолов, начал постройку передовых укреплений по направлению от Владикавказа в Чечню, заложил на р. Сунже редут Назрань и выселил к нему в то время дружественных нам ингушей, чтобы обезопасить Владикавказ от нападения чеченцев. В 1830 г. большая часть ингушей снова была выселена из гор на плоскость в окрестности Назрани, и с тех пор подобные переселения, вольные и невольные, продолжались до наших дней, так что в горах в настоящее время осталось меньше 1/3 общего числа ингушей. // «Ингуши». Историко-статистическiй очеркъ Гр. Вертепова. / Евг. Максимовъ и Г. Вертеповъ «Туземцы Севернаго Кавказа». Историко-статистическiе очерки. Выпускъ Первый. Осетины. Ингуши. Кабардинцы. Владикавказъ: Тип. Обл. Правленiя Терской Области, 1892. С. 81

ВяняхВац
ВяняхВац от 26 июля 2022 13:01
Норд, ингуши настолько сверепые бойцы, что в 92 году ночью, в тихоря, со спины, на спящих и нечего неподозревающих  осетин напали, и все равно умудрилось от осетин по морде получить.
Их ущербность просто безгранична))) 
Гора
Гора от 31 июля 2022 09:11
"Наиболее затруднений принесло русским и наиболее потерь заставило их понести самое воинственное из кавказских племен - чеченское"

И. П. Бирюков, «Биография Льва Николаевича Толстого». Том l. Изд. 3-е, исправ. и доп. Москва-Петроград: Государственное ищд-во, 1923. С.76

Ас
Ас от 1 августа 2022 16:55
«В уединенных и глухих местах Чечни, где нет и признаков бывших жилищ, часто встречаются обширныя кладбища, обросшия травою и кустами, с покосившимися и углубившимися в землю могильными камнями, с почерневшими деревянными шестами. Здесь покоятся горские витязи, отстаивавшие свою родную землю от русскаго вторжения. Здесь спять непробудным сном лихие наездники, тревожившие сон казака под его камышевою крышею... Дела этих отважных сынов горных долин и ущелий уже обратились в предания и легенды, повторяемыя стариками молодому поколению у вечерняго огонька, когда ни работа, ни сбор против русских не отвлекают чеченца от его сакли и семьи».

Лето в Чечне в 1858 году. Военный сборник, № 12, 1863 г.

Норд
Норд от 5 августа 2022 10:07
ВяняхВац,​ так сейчас мода пошла расказывать, как все за нас воевали. Сегодня какой народ невозьми, они неприменно по 6000000.... человек бились за нас. Вот только когда в Чечне начались последние две войны все народы СНГ сидели как трусы поджав свои хвосты. Мало того так ещё против нас были. По 20-30 человек может и было от этих народов вот и все. Пару Хохлов припёрлись в Чечню на видео покрутились и свалили, и сегодня эти куклы сочиняют что чуть ли не пол хохлостана за нас воевали. 
А про ингушей и говорить нечего. Они вообще 1000000000000000000000 человек сражались за Чечню
Иса
Иса от 6 августа 2022 21:51
Шамиль переменил тактику и обратился к мерам, которые в былое время часто употреблял с успехом. Он приказал Кази-Магоме воздействовать на народ, при помощи тавлинцев, силою: заставить чеченцев воевать и в обеспечение этого потребовать у них аманатов, а если не дадут, то взять этих аманатов опять-таки силою. На тавлинцев он еще мог положиться, потому что дикость их нравов, закоснелость их в мюридизме, который у них привился так, как Шамиль хотел его привить; затем пожива и существование на счет других; наконец, управление многими обществами нагорной Чечни посредством тавлинских наибов, которых имам заблаговременно и предусмотрительно рассадил на эти места,– все это ручалось ему, что для тавлинцев не настало еще время отступиться от него. Он не ошибся: тавлинцы действительно сочувственно отнеслись и к его воззваниям, и к его приказаниям. По велению Кази-Магомы, они потребовали у жителей разных аулов заложников; те, конечно, добровольно не дали. Тогда, являясь в эти аулы в составе небольших партий, они стали вытаскивать из домов то сына, то дочь. А Кази-Магома, с главными силами, стоял в то время в верховьях Шаро-Аргуна и ожидал результата распоряжений своего отца. В отряде его до этого дня были еще многие чеченцы. Но вот весть о насилии с быстротою молнии облетела все закоулки.

В тот же миг чеченцы, находившиеся в отряде, бросили Кази-Магому и полетели оградить и охранить свои семьи от покушения тавлинцев. Это случилось в день закладки укрепления. Тавлинцы уже возвращались в свой лагерь с аманатами. Чеченцы, встретив их на дороге, кинулись на них с неистовством, весьма понятным отцам и мужьям, у которых отбирают их детей и жен. Началась резня. Из ближайших аулов подоспели те, которые у себя дома, обманутые и устрашенные миссиями Кази-Магомы, скрепя сердце, должны были уступить насилию, и все соединились против дикарей, посягнувших на заветные права и чувства людей. Свалка была жестокая и естественно, для тавлинцев кончилась не благополучно, потому что, не смотря на всю их отвагу, сила и ожесточение одолели.
Чеченцы рубили своих единоверцев, сбрасывали их с обрыва в Аргун, разогнали остальных во все стороны и освободили заложников.

Итак – своя своих не познаша. Оказалось, что мера, которую придумал Шамиль, была самая нелогичная, безумная. Если до сего времени на стороне его оставалась хоть горсть чеченцев, то со дня междоусобной резни не осталось ни одного;

кроме того, раз и навсегда положена между им и населением нагорной Чечни неодолимая преграда. Мало и этого, он посеял месть и вражду с их стороны столько же по отношению к себе, сколько и по отношению к целому тавлинскому племени
___________________________________________
//Волконский Н. 1858 год в Чечне //Кавказский сборник, том №3 – Тифлис, 1879 г.

И они до сих пор верят про дань, которую с нас брали?)
Иса
Иса от 6 августа 2022 21:55
Шамиль переменил тактику и обратился к мерам, которые в былое время часто употреблял с успехом. Он приказал Кази-Магоме воздействовать на народ, при помощи тавлинцев, силою: заставить чеченцев воевать и в обеспечение этого потребовать у них аманатов, а если не дадут, то взять этих аманатов опять-таки силою. На тавлинцев он еще мог положиться, потому что дикость их нравов, закоснелость их в мюридизме, который у них привился так, как Шамиль хотел его привить; затем пожива и существование на счет других; наконец, управление многими обществами нагорной Чечни посредством тавлинских наибов, которых имам заблаговременно и предусмотрительно рассадил на эти места,– все это ручалось ему, что для тавлинцев не настало еще время отступиться от него. Он не ошибся: тавлинцы действительно сочувственно отнеслись и к его воззваниям, и к его приказаниям. По велению Кази-Магомы, они потребовали у жителей разных аулов заложников; те, конечно, добровольно не дали. Тогда, являясь в эти аулы в составе небольших партий, они стали вытаскивать из домов то сына, то дочь. А Кази-Магома, с главными силами, стоял в то время в верховьях Шаро-Аргуна и ожидал результата распоряжений своего отца. В отряде его до этого дня были еще многие чеченцы. Но вот весть о насилии с быстротою молнии облетела все закоулки.

В тот же миг чеченцы, находившиеся в отряде, бросили Кази-Магому и полетели оградить и охранить свои семьи от покушения тавлинцев. Это случилось в день закладки укрепления. Тавлинцы уже возвращались в свой лагерь с аманатами. Чеченцы, встретив их на дороге, кинулись на них с неистовством, весьма понятным отцам и мужьям, у которых отбирают их детей и жен. Началась резня. Из ближайших аулов подоспели те, которые у себя дома, обманутые и устрашенные миссиями Кази-Магомы, скрепя сердце, должны были уступить насилию, и все соединились против дикарей, посягнувших на заветные права и чувства людей. Свалка была жестокая и естественно, для тавлинцев кончилась не благополучно, потому что, не смотря на всю их отвагу, сила и ожесточение одолели.
Чеченцы рубили своих единоверцев, сбрасывали их с обрыва в Аргун, разогнали остальных во все стороны и освободили заложников.

Итак – своя своих не познаша. Оказалось, что мера, которую придумал Шамиль, была самая нелогичная, безумная. Если до сего времени на стороне его оставалась хоть горсть чеченцев, то со дня междоусобной резни не осталось ни одного;

кроме того, раз и навсегда положена между им и населением нагорной Чечни неодолимая преграда. Мало и этого, он посеял месть и вражду с их стороны столько же по отношению к себе, сколько и по отношению к целому тавлинскому племени
___________________________________________
//Волконский Н. 1858 год в Чечне //Кавказский сборник, том №3 – Тифлис, 1879 г.

И они до сих пор верят про дань, которую с нас брали?)
Гол
Гол от 11 августа 2022 11:42
 «Русские встретили в лице чеченцев упорного, неукротимого врага, которого и физические силы, и чисто демократические обычаи, и весь образ жизни, словом, дышали войной и волей»
Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Том II, Выпуск 1. СПб. 1887.
Гол
Гол от 11 августа 2022 11:51
Чеченцы отличались ростом, статностью, красотой, богатством одежды и вооружения; лезгины же были приземисты, широкоплечи, некрасивы, бедно одеты, но вооружены хорошо, чрезвычайно грубы, даже свирепы на вид
Вердеревский Е.А. Плен у Шамиля... Ч. 1. (С.51).

«...потрясли часть нагорной Чечни, истребили много аулов и хуторов, уничтожили до двух тысяч дворов, проникли туда, где еще не раздавались ни русский клик, ни русский выстрел, заплатили за все это порядочным количеством наших жертв... И что же вышло из всего этого? Результат самый бедный: ни смирения, ни покорности, ни занятия нового куска земли»
(Погром Чечни в 1852 г. // Кавказский сборник, Том 5. 1880.)
Умар
Умар от 12 августа 2022 09:20
Против нас нетолько русьня воевала, но и их шестерки из соседних народов:

«Установление мирных отношений с хищными чеченцами представляло всегда большие затруднения. Они не имели высшего сословия и, распадаясь на множество родовых союзов, управлялись своими старшинами, находившимися под влиянием членов союза. Русскому начальству на линии приходилось вступать в сношения не с целым народом или его представителем, а с каждым почти большим селением отдельно»

«Потемкин учредить милицию из кабардинцев, осетин и ингушей. Они должны были образовать поселенное или земское войско, в рода казачьего, для охраны наших владений от набегов чеченцев и закубанских черкезов.»
___________________________________________
(«Исторический очерк Кавказских войн от их начала до присоединения Грузии». Под редакцией генерал-майора Потто. (К столетию занятия Тифлиса русскими войсками 26-го ноября 1799 года). Издание Военно-Исторического Отдела при штабе Кавказского Военного Округа. Тифлис, 1899 г.
LamroLom
LamroLom от 13 августа 2022 21:31
«В 1832 году император Николай l указывал на преимущества натравливания соседних племён на чеченцев, обещая им всю добычу, которую они могут захватить во время своих набегов»

(Джон Фредерик Баддели британский путешественник, ученый, журналист. » Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860″ Лондон-Нью-Йорк, 1908 год.)

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"