Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Президент Академии наук ЧР призвал дагестанского этнографа Тимура Айтберова не фальсифицировать историю


Просмотров: 21 950Комментариев: 137
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шахрудин Гапуров: «Господин Айтберов нарушил незыблемые критерии Школы кавказоведов»
ЧЕЧНЯ. - Почему мы до сих пор молчали? Мы ждали четкого и аргументированного ответа, так как в Дагестане сегодня прекрасная историческая школа и мы надеялись на реакцию наших коллег, - пояснил в беседе с корреспондентом ИА «Чечня Сегодня» Шахрудин Гапуров. - Дорогой Тимур Магомедович неправ во многих вещах. Есть вещи, которые затрагивают честь, достоинство и историческую память. Тимур Магомедович просто перевирает многие факты и фальсифицирует данные. К сожалению, исправлений не последовало. Поэтому мы пошли на это интервью.

Президент Академии наук ЧР добавил, что между чеченцами и дагестанцами веками складывались братские отношения и ему бы не хотелось, чтобы историки писали, печатали и давали интервью, где хоть в малейшей степени выражается неуважение к тому или иному народу, а также затрагивается историческая память.


- Это не способствует укреплению наших связей,- пояснил Ш. Гапуров. - В Дагестане с советских времен была самая сильная Школа кавказоведов. Основоположниками ее были такие талантливые историки, как Хаджи-Мурад Хашаев, Семён Бушуев, Хидир Рамазанов, Расул Магомедов. Эти люди занимались историей Кавказа XVIII –Х1Х вв. и взаимоотношениями дагестанцев и чеченцев, а особенно Кавказской войной. Для этих людей существовало несколько критериев: 1. Историческая объективность – говорить и писать только то, что они могут подтвердить документально и то, что они знают; 2. Уважительное отношение к каждому народу – особенно уважительно они относились к чеченцам; 3. Уважительное отношение к исторической памяти любого народа. К сожалению, интервью кандидата исторических наук ДГУ Тимура Магомедовича Айтберова не отвечает этим критериям. Господин Айтберов является специалистом по этнографии, по дагестанскому средневековью, востоковедом, но он не специалист по истории Кавказа X1Х века. Тем более он не занимался изучением темы Кавказской войны. А вот в этом интервью он рассуждает именно об истории Дагестана, Чечни и российско-кавказских отношениях первой половины XIX века и Кавказской войне. То есть о вещах, в которых он плохо разбирается. В результате, глядя на вопросы журналиста и ответы историка, видно, что они друг друга не понимают. Вопрос – один, ответ - совершенно другой. И, в целом, ответы носят очень возмутительный, провокационный характер. Вот эти незыблемые вещи для талантливых историков Дагестана, которые я назвал, кардинально нарушены в интервью господина Айтберова.


Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование


В своем интервью Тимуру Магомедовичу задают вопрос о внутриполитических образованиях на территории Чечни к началу Кавказской войны.


Хочу пояснить, что Кавказская война началась в 1818 году и продолжалась она на Северо-Восточном Кавказе до 1859 года. Т. Айтберов отвечает, что до начала Кавказской войны территория современной Чечни до реки Аргун входила в дагестанское политическое образование и называлась «Большая Чечня». Ни история, ни историческая география не знают такого дагестанского политического образования как «Большая Чечня». Ничего подобного в истории не существовало.


Чечня – исторически в дореволюционных изданиях делилась на две части: Большая Чечня и Малая Чечня. Большая Чечня – это территория к северу от Аргуна. Малая Чечня к югу – это современный Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы. Никогда Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование. Ни один метр чеченской земли никогда, до вхождения Чечни в Россию, не входил во владение ни кабардинских князей, ни дагестанских феодалов.


Какая была обстановка до начала 19 века? Что такое политическое образование?


Это что-то вроде независимого ханства или княжества. К началу Кавказской войны ни на территории Чечни, ни на территории Дагестана не было никаких самостоятельных политических образований, которые могли претендовать на владение чужими территориями. Объясню почему.


В 1806 году в Дагестан были введены российские войска. Большая часть дагестанских феодалов изъявила покорность России, а в 1813 году в результате русско-иранской войны был заключен так называемый Гюлистанский мирный договор. По нему Дагестан, с точки зрения международного права, объявлялся частью России. Многие дагестанские ханы, как, например, Аслан-хан Кюринский, Шамхал Тарковский, приняли российскую власть. Они поступили на службу в российскую армию. Им дали воинские звания и им сохранили внутреннее управление своими территориями. Никакой внешнеполитической самостоятельности у них не было. Над ними стоял прочный контроль российских офицеров.


К каждому дагестанскому владельцу были приставлены российские офицеры. А вот те дагестанские ханы, которые не признали российскую власть - Султан Ахмед-хан Аварский, Сурхай-хан Казикумухский и другие – они были лишены своих владений и лишены своих ханских званий.


Ермолов, который был наместником Кавказа с 1816 года, вообще очень плохо относился к дагестанским ханам. Он считал возмутительными жестокости и систему угнетения, которые дагестанские ханы применяли по отношению к зависимым крестьянам. Он был убежден, что ханы своим существованием позорят Россию. Поэтому он при малейшей возможности лишал дагестанских ханов их званий и владений. Представьте себе, если даже такой представитель крепостнической России и человек недемократических взглядов, как Ермолов, считал власть дагестанских ханов нетерпимой и позором для России, каково было положение зависимых крестьян там? С 1813 года дагестанские владельцы все были под властью России, а те, кто не подчинился – в бегах.


В 1807 году в Чечне начинает устанавливаться российская административная власть на всей равнинной территории. Чечня тоже считается теперь входящей в состав России. Каким образом дагестанские ханы, которые сами в составе России лишены практически всех прав, могли иметь права на какие-то территории Чечни? То, что утверждает господин Айтберов в своем интервью - абсолютная нелепость. Это свидетельствует о том, что он не знает историю.


Турловы не владели землями и зависимыми крестьянами


Теперь поговорим о роли семьи Турловых, о которых идет речь в интервью Тимура Айтберова.


В начале нашей эры до нашествия крупных кочевников, особенно монголо-татар, на центральном Кавказе чеченцы (согласно древнеармянским источникам их тогда называли «нахчи») считались ведущей политической силой.


Нахчи было много. В первом тысячелетии до нашей эры у нахчи было даже свое государство, но в XIII веке под ударами монголо-татар чеченцы отступили в горы, так как это была огромная сила, с которой чеченцы ничего не могли сделать. Отступали в современный Галанчожский район, Аргунское ущелье и на территории, которые сегодня называют «Нохчи Мохк».


В этот период на чеченской равнине утвердилась «Золотая Орда». После распада «Золотой Орды», пока чеченцы в XVI-XVII веках не начали возвращаться на свои земли вплоть до Терека, здесь какое-то время хозяйничали кабардинские и дагестанские феодалы. Но чеченцы постепенно возвращались на свои земли и укрепляли свои территории и семьи. Из-за того, что они 300-400 лет были в горах, феодалам среди чеченцев неоткуда было появиться. То есть, из-за нехватки земли в горах, богатых людей среди чеченцев не было, поэтому у нас не было своих крупных феодалов. Это потом они появятся во второй половине XVIII века по Тереку – это князья Кагермановы, Алхастовы, Эльдаровы. Это были «средней руки» феодалы, которым давали землю за службу России. А в общинах нужны были люди, которые решали бы межобщинные вопросы, которые занимались бы судебными тяжбами. И вот тогда чеченцы стали приглашать кабардинских и дагестанских феодалов в качестве наемных управляющих. Им за это платили.


А почему приглашали их, а не ставили своих? Дело в том, что если бы ставили чеченцев, то сместить их за неправомерные действия или несправедливость было бы не так-то просто. За чеченцем всегда стоит род, тейп и родственники. А тут достаточно было этого кабардинского или дагестанского феодала выгнать. Бывали случаи, что их и убивали. Турловы именно из таких приглашенных управителей.


В советское время, когда партийная идеология требовала, чтобы везде у всех народов были феодалы и классовые расслоение, появились такие утверждения о якобы феодальных владениях Турловых. Любое феодальное владение подразумевает две вещи: земля в собственности и зависимые крестьяне. Ни того, ни другого у Турловых не было. Все этнографы и историки, изучающие Кавказ, отмечали феодальный строй в Осетии, Кабарде, Дагестане, но в Чечне они не нашли ни зависимых людей, ни князей, ни феодалов. Когда они спрашивали у чеченцев об этом, чеченцы отвечали: «Мы все свободны, мы все равны!». Не было среди чеченцев феодально-зависимых ни от Турловых, ни от кабардинских феодалов. Это все выдумки, которые были порождены в русле партийной советской идеологии.


Вы можете представить себе чеченское село, в котором не говорят на чеченском?


В интервью есть еще один интересный момент, где Тимур Магомедович утверждает, что «во многих чеченских селах жители говорили на кумыкском, а в некоторых селах даже не знали чеченского языка». Это якобы доказательство тому, что чеченцы были зависимы от кумыкских князей. Это мнение Тимура Магомедовича. Я думаю, что он знает и понимает, что говорит чисто провокационные вещи. В целом, его интервью носит очень провокационный и возмутительный характер.


Кумыкский (тюркский) язык был языком межнационального общения на всем Северном Кавказе, в том числе его знали и в Чечне. Но в своих родных селах, конечно, все чеченцы знали свой родной язык и говорили на нем. Вы представьте себе село, в котором якобы не знают чеченского языка. Точно также не было ни в Дагестане, ни в Кабарде или в Осетии ни одного селения, где не говорили бы на родном языке. Поэтому господин Айтберов в данном случае глубоко ошибается.


У чеченцев был Имам шейх Мансур


Далее журналист задает вопрос Тимуру Магомедовичу, в котором спрашивает: «А вообще, имелись ли какие-либо кровавые эпизоды истребления чеченских имамов царскими наместниками на тот период?». На что господин Айтберов отвечает: «Имамами были Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные назывались дибирами и муллами».


У чеченцев был Имам шейх Мансур - первый имам на Северном Кавказе. Газимухамед, Шамиль, Гамзат -Бек – это были дагестанские имамы. Лишь в 1840 году Шамиль будет объявлен еще и чеченским имамом. А Имама Мансура называли Имамом Кавказа.


Имам Мансур был реформатором от ислама: он утверждал ислам и шариат на Северном Кавказе, особенно среди чеченцев. Он призывал людей к самосовершенствованию, к отказу от кровной мести, от употребления алкоголя и табака, призывал людей быть толерантными. Он никогда не призывал сделать мусульманами представителей иных религий. Он не объявлял газават (священную войну, - прим. автора).


В 1785 году царские войска под командованием полковника де Пиери пришли в Алды – родное село Шейха Мансура – и сожгли его. Сожжённым был и дом Мансура. Тогда его звали Ушурма. Население отступило в горы, а у горцев была такая тактика: пришел противник и на него нападали лишь когда он отступал. Чеченцы сильны были в лесном бою. Во время отступления отряд Пиери был истреблен.


После разгрома под Кизляром, Имам Мансур ушел в Кабарду. Был поддержан кабардинцами, его поддерживала и большая часть дагестанцев. Затем он ушел в Закубанье. В 1791 году он в Анапе раненным попал в плен. Подчеркиваю, что раненным он попал в плен. По приказу Екатерины II он был вывезен в Петербург и заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1794 году Имам Мансур умер и похоронен на Преображенской горе. Других имамов у чеченцев не было до появления Имама Алибека-Хаджи Алдамова в 1877 году.


Был в первой трети XIX века военно-политический лидер Чечни – Бейбулат Таймиев, но он был светский человек. Он не был богословом и не объявлял себя имамом.


Поэтому вопрос, который адресован дагестанскому историку о кровавом истреблении чеченских имамов, очень странный. А ответ еще более странный. Айтберов вообще не говорит о чеченских имамах. Он говорит: «Да, имамами были вот эти три человека: Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные…..». Остальные - кто: дагестанцы, чеченцы или все население Северного Кавказа? Понимаете, насколько неопределенно звучит ответ? Чьи дибиры и муллы – дагестанцев, чеченцев, кабардинцев? Абсолютно непонятно.


Дальше Тимур Магомедович говорит: «Хотя в русских источниках об этом пишется обтекаемо, но я знаю, что они очень издевались над людьми в тех местах, в том числе над женщинами». О ком идет речь? Муллы издевались или русские солдаты?


Вопрос о женщинах на Кавказе – очень и очень деликатный, его нельзя трогать


Почти на протяжении всего интервью Тимур Магомедович неоднократно говорит о кавказских женщинах. К примеру строка: «Я знаю, что там и в других районах Северного Кавказа, особенно при Ермолове, царские офицеры намеренно оскорбляли честь девушек мусульманок. Имам защитил их, показал, что мы – дагестанцы, с нами чеченцы, мы за свою честь постоим».


Есть у любого народа очень деликатные вопросы и вопрос о женщинах в том числе. Совершенно непонятно, почему его все время поднимает господин Айтберов.


Чеченцы всегда были сами в состоянии защитить честь и достоинство своих женщин. Это безусловно! Никогда ни одна женщина не пострадала от руки захватчиков, пока был жив хоть один чеченский мужчина в любом селении. Никогда чеченцы не звали на помощь, чтобы защитить свою честь и достоинство, а также честь и достоинство своих женщин.


Мы можем провести простейший пример. 15 сентября 1819 года, как известно, было уничтожено население чеченского селения Дади-Юрт. 40 женщин попало в плен. Их на пароме перевозили на противоположный берег Терека. Так вот, чтобы их не коснулась чужая мужская рука, эти 40 женщин вместе с солдатами, прыгнули в бурные воды Терека и погибли, защищая свое достоинство.


Да, когда царские войска захватывали дагестанские аулы и чеченские села, какое-то количество женщин попадало в плен. Да, есть сведения, что действительно их затем по приказу Ермолова отдавали офицерам и они становились женами офицеров и казаков. Такой факт был и в чеченских селах, и в дагестанских. Например, есть сведения, что после взятия селения Гимры в 1832 году, сотни дагестанских женщин, может их и меньше было, были отданы казакам. Это случилось после того, как были уничтожены все мужчины в этом селении. Дагестанцы тоже всегда с честью и достоинством защищали своих женщин, также как и чеченцы.


Я не могу понять, зачем Айтберов все время поднимает этот очень деликатный и болезненный, особенно для горцев, вопрос. Он же тоже горец! Нельзя трогать такие вещи. Это очень болезненные страницы Кавказской войны.


До начала Кавказской войны чеченцы были военно-политическими союзниками России


Господин Айтберов очень плохо знает историю Кавказа и чеченскую историю.


В конце XVI века в Москве появилось первое Посольство чеченцев. Наши предки не заканчивали дипломатических академий, но в той политической ситуации, которая была на Кавказе, они неплохо разбирались. Они пришли к выводу, что в борьбе между Ираном, Турцией и Россией за Северный Кавказ, им лучше опереться на Россию.


Чеченская делегация была принята царем. Через год присылают первый русско-чеченский договор о том, что чеченцы принимаются в подданство России. С этого времени чеченцы участвуют во многих военных кампаниях на стороне России. Почти всегда сопровождают русские войска. Участвуют в русско-турецких сражениях, в том числе в турецкой войне 1735-1739 годов.


В XVII -XVIII веках, вплоть до начала Кавказской войны, у России на Северном Кавказе не было более верных военно-политических союзников, чем чеченцы. Да, конечно, бывали разные моменты: военные стычки, конфликты, недопонимания. Но такое даже в семьях между братьями бывает. Все разрешалось посредством народной дипломатии. Поэтому в течение многих веков чеченцы и русские жили мирно и шел процесс постепенного сближения чеченцев и России.


К концу XVIII века, особенно в результате соглашений, подписанных между чеченцами и российской властью, на рубеже 1770-1780 х годов, Чечня по российским источникам уже считалась в составе России. Не были чеченцы до начала Кавказской войны противниками России, наоборот, всегда выступали за союз, взаимопонимание и добрососедство с Россией. Но в 1818 году приходит Ермолов, он то наместником Кавказа был назначен еще в 1816 году, но спустя два года начал претворять в жизнь свой план покорения Северного Кавказа. И первый пункт в этом плане – строительство крепости Грозная и перенос военной линии с Терека на Сунжу.


Ермолов желал говорить только с чеченскими старейшинами


Ермолов в 1816 году, когда ехал из Санкт-Петербурга в центр кавказского наместничества – Тифлис, по пути знакомился с наиболее авторитетными князьями и авторитетными людьми на тех или иных территориях.


В Кабарде он встречался с кабардинскими феодалами – прежде всего с валием Кабарды Кучуком Джанхотовым. Вы думаете, из чеченских представителей он с кем хотел встретиться – с Турловыми? Нет! Он попросил устроить ему встречу во Владикавказе с военно-политическим лидером того времени Бейбулатом Таймиевым. Почему? Потому что знал, что нет ни у кого больше в Чечне политического веса, авторитета и влияния, кроме него. Ермолов вернул ему офицерское звание и жалование.


В 1818 году, когда Ермолов готовился переправиться из Червленой через Терек, ему надо было, чтобы по российским солдатам на переправе не стреляли. Моста тогда не было. Он потребовал для переговоров привести к нему наиболее авторитетных чеченских представителей. Ему назвали Турловых.


Возьмите записки Ермолова, документы того времени, в них он ответил, что ему не нужны никакие Турловы. «Приведите мне чеченских старейшин!», - заявил Ермолов.


Если бы Турловы, как утверждает Айтберов, имели бы в Чечне вес и влияние, Ермолов, который прекрасно знал обстановку, с кем бы разговаривал? Конечно с Турловыми бы в таком случае. А он решил говорить с чеченскими старейшинами.


Шамиль прибыл в Чечню как гость, а не как имам


Ермолов начинает строить Крепость Грозную. Договориться с ним чеченцам не удается, как до этого бывало.


Затем Ермолов сжигает Старую Сунжу на фоне бытового конфликта. Отряд российских солдат пришел закупать продовольствие в Старую Сунжу, а там была повозка с двумя волами. Чеченец в этих волах узнал своих пропавших быков. Он начал их тянуть к себе, говоря, что это его быки. Солдат начал сопротивляться, «старосунженский» чеченец его убил. Все! Был отдан приказ начальником штаба Вельяминовым Старую Сунжу - сжечь. И с этого времени чеченцы уходят с берегов Сунжи и поднимают восстание, к которому присоединяются Дагестан и Кабарда. Вот так началось противостояние России и чеченцев, начинается Кавказская война.


А до этого с XVI века чеченцы были военно-политическими союзниками России, а вовсе не были врагами России.


В 1839 году царские войска штурмовали последний оплот Шамиля в Дагестане – селение Ахульго. Там прошли большие бои и были большие потери с обеих сторон. И перед последним штурмом Шамиль с группой своих мюридов спустились в пропасть и перебрались на чеченскую территорию.


Во-первых, Имамат в Чечне провозглашен лишь в 1840 году, а здесь события происходят в 1839 году. Не являлась Чечня в 1839 году частью Имамата. Не было здесь никакой имамской власти.


А какая была? Равнину контролировала Россия, а вот в горной части, начиная с 1830-х годов, фактическим правителем и имамом был святой Устаз Ташу-Хаджи Саясановский. Именно Ташу-Хаджи Саясановский утвердил в Чечне ислам и шариат. Он являлся до 1840 года, пока не провозгласили Шамиля - имамом, фактическим правителем Чечни.


Шамиля чеченцы приняли в селении Зандак не как главу имамата, так как в Чечне имамата тогда еще не было, его приняли как гостя, как представителя дружеского, братского, дагестанского народа, который нуждался в помощи. Он был ранен.


К нему на встречу пришел Ташу-Хаджи. Он отвез Шамиля в селение Беной, Ножай-Юртовского района. Почти месяц Шамиль являлся гостем старшего брата своего будущего наиба Байсангура Беноевского. В его доме его лечили. Когда Шамиль вылечился, он переехал в Шатойский район.


К Шамилю стали приходить его будущие соратники. В их числе: Шуаип Центороевский, Джаватхан, Иса Гендергеноевский. Вот Иса Гендергеноевский 8 марта 1840 года организовал съезд чеченцев в Урус-Мартане.


К этому времени Чечня была похожа на котел, который готов был взорваться. В Чечне в те годы начальником был генерал Пулло – необычайно жестокий человек. Каждый год по несколько раз он устраивал карательные рейды против чеченцев. Это одна сторона.


Вторая – он запретил какую-либо торговлю между горной и равнинной Чечней. В горной Чечне были скотоводы, на равнине земледельцы и между ними был обмен: с равнины шло зерно в горные районы, а на равнину с гор - продукты скотоводства. В горных районах, после запрета генерала Пулло, создалась тяжелая ситуация. Последней каплей была попытка разоружить чеченцев.


Представьте себе XIX век: от чеченцев требуют сдать оружие, которое для любого горца имеет большое значение – это был символ достоинства. Вот после этого Чечня была готова взорваться от действий генерала Пулло.


В это время проходит съезд чеченцев в Урус-Мартане, и чеченцы избирают Шамиля – имамом. Таким образом, в марте 1840 года он становится Имамом Чечни и Дагестана, а Чечня входит в его государство Имамат. Но он-то пришел в Чечню годом раньше и как гость, а не как имам. К великому сожалению, наш Тимур Магомедович опять намеренно или нет, но фальсифицирует историю.


Увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать


Представьте себе - с 1818 года в Чечне идет кровавая Кавказская война. А с 1840 года основные военные действия происходят именно на территории Чечни.


Царские войска военные операции совершали, в основном, зимой и во время захвата селений не жалели никого. Мирное население при наступлении войск уходило в леса в лютые морозы. Тут погибало огромное количество людей.


К началу XIX века чеченское население было приблизительно 200 – 240 тысяч человек. Прошло более 40 лет: чеченского населения к концу Кавказской войны стало 150 тысяч человек. За такой промежуток времени же наоборот должно было население увеличиться хоть на 10 тысяч человек, а оно уменьшилось на более чем 100 тысяч.


Мы не обвиняем в этом Шамиля, потому что люди погибало в военных действиях и во время военных действий. Но увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать. Это война. Во время войны огромные количества людей погибали.


Чеченцев прославили славные сыны их народа


В годы Кавказской войны и чеченцы, и дагестанцы в освободительной борьбе проявили исключительное мужество и храбрость. И этим прославили себя. Но у чеченцев уже с конца ХVIII века были известные политические и религиозные деятели, которые заявили на весь мир о чеченском народе. К примеру, в XVIII веке чеченцев прославил Шейх Мансур, затем в 30-е годы XIX века - Бейбулат Таймиев.


Шамиль тоже широко был известен в России и за рубежом. В течение многих десятилетий дагестанцы и чеченцы вместе отстаивали свою свободу, землю, религию. Сражались под руководством Шамиля.


В современной же истории чеченский народ прославили Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, который остановил войну в Чечне и с помощью дипломатии вернул былую славу российско-чеченским, кавказско-чеченским взаимоотношениям. Его путь продолжил Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, который восстановил и возродил Чеченскую Республику, дорожит братскими и добрососедскими отношениями со всеми кавказскими народами. Он приходит на помощь представителям не только своего народа, но и других.


Что касается утверждения Т. Айтберова о том, что чеченские наибы сдавались в плен.


Начиная с середины 50-х годов XIX века, когда стало совершенно очевидным, что Россия победила в Кавказской войне и Шамиль проиграл, чеченские и дагестанские наибы стали переходить на российскую сторону. Очень тонкую политику в этом деле вел тогдашний наместник Кавказа Барятинский – он каждому наибу, который сдавался, давал деньги, покупал дом, оставлял должность. Чем все потерять, естественно, наибы переходили на российскую сторону.


Но при этом я хотел бы отметить одно: единственный наиб, который не сдался в плен и который продолжал воевать за свободу до конца, был Байсангур Беноевский – чеченец.


Обращаясь к дагестанским коллегам, хотелось бы отметить, что мы всегда открыты к конструктивному диалогу. Давайте подобными вещами, как это интервью Айтберова Тимура Магомедовича, не будем оскорблять память наших предков, которые дружили веками, глубоко уважали друг друга и отстаивали вместе честь и достоинство, свободу как чеченцев, так и дагестанцев. Нас связывают многовековые узы культурных, экономических и родственных связей. Давайте, в первую очередь, помнить об этом.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Умар
Умар от 1 сентября 2022 16:11
"Что же касается назрановсского племени, то оно доказало на деле свою непоколебимую преданность  русскому провительству: милиция выставлялись ими по первому требованию"
(А.К.А.К. Том 8. Стр 677-678.)

Особо незаметно что бы ингушей кто-то силой отделял от нас и заставлял воевать против нашего народа. Всё было добровольно.
Хоз
Хоз от 3 сентября 2022 08:30
  "Ермолов первый начал систематические действия, состоящие в постройке передовых укреплений и в разработке дорог и просек. При нем линия перенесена была им за Терек вперед и продвинулась так: в 1817 г., на Сунже, на сообщении Владикавказа с Моздоком, был построен редут Назрановский; сюда же выселены были ингуши, заклятые враги чеченцев: этим обеспечивалась от последних Военно-Грузинская дорога и сами ингуши стали покорны.
( М. Н. Владыкинъ «Путеводитель и собеседникъ въ путешествiи по Кавказу». Въ 2-х частяхъ. Изд. 2, доп. и исправленное. Ч. I. М.: Тип. И. И. Родзевича, 1885. С. 36)
Хоз
Хоз от 3 сентября 2022 11:08
Как  захватывали наши земли и заселяла туда инародцев.

"Для обеспечения Терского казачества землёй требовались конфискованные чеченские земли, которые добывались за счёт выселяемых орстхойцев"
(М.М. Бозоркин. "История происхождения ингушей"). Нальчик, 2002,с.126).

"...большая часть территории арштхоевцев в настоящее время вошла в состав Ингушетии, но произошло это в несколько этапов.
 После выполнения большей части арштхоевцев_карбулаков в Турцию (1865 год) началось широкое расселение выходцев Г1алг1ая на 
землях этого тукхума (при поддержке царских властей), которые позднее составили Галашенский район. Тогда же в составе современных
ингушей оказалась и часть представителей чеченского тайна Галац. Что касается арштхоевских земель на плоскости, то они первоначально
были переданы  Сунженский казакам , а затем в составе Сунженского округа в 1928 году переданы Чечне. В настоящее время большая часть
этого района фактически входит в состав Ингушетии"
(И.М.Сигаури. "Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времён", т.5, Москва, 2005, с. 365).

Хоз
Хоз от 3 сентября 2022 11:25
Ингушские сторожа и арендаторы на чеченских землях


"...в различных местах Сунженского отдела и Владикавказского округа Терской области насчитывается несколько мелких ингушских
хутoров, по преимуществу на землях частных владельцев, где ингуши живут в качестве сторожей, а иногда и арендаторов"
(Вертепов. Г. Ингуши: Историко-статистический очерк//Терский сборник: Приложение к Терскому календарю на 1892 год. Владикавказ,
1892, с. 71; Без прошлого нет будущего. Сборник статей. Нальчик,2005,с. 140).

Хоз
Хоз от 3 сентября 2022 11:42
Инародцы (ингуши)  заселяют чеченские земли Назрани.

"...потом войдя в теснейший союз с кабардинцами и чеченцами, переселились все на место, именуемое Назрань, в растоянии отсель за 32 версты, приняли от них мулл, построили мечети, приступили к исповеданию Мухаммеданского закона и обязались как чеченцам, так и кабардинцам по условию платить подати"
(АКАК об Ингушетии и ингушах. Назрань, 1995, с. 70).

Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:11
«При прохождении арріер-гарда, Суаиб-Мулла, старшіи Наиб Чечни, желая нанести последний решительный удар, соединил в одну массу все толпы свои и бросился на 3 роту егерская о Генерал-Адютанта Князя Чернышева полка, оставленную у мостика; но Генерал-Майор Лабынцов, зная горцев, предвидел это; он подкрепил егерей скрытыми резервами и так ожидал нападения. Суаиб-Мулла погиб в наших штыках и с ним пало значительное число храбрейших и влиятельных людей Чечни.»
_________________________________________
Обзор военных действий на Кавказе в 1845 году.//
тип. Штаба Отд. кавк. корпуса/Тифлис. 1846 г.
Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:21
Мне одно интересно, в каком веке, в каком году  всякие аварцы, кумыки, кабардинцы, черкесы, ногайцы покарили Чечни и заставили нас подчиниться себе? Конкретно они могут назвать дату, когда это случилось? Если мы этим народам платили дань, значит они нас силой себе подчинили. Но где и когда случилось это сражение, где чеченцы  потерпели от этих народов поражение врезультате чего стали подвластны им? Кто возглавлял  каждую из сторон? Конкретно ВКАКОМ МЕСТЕ, ВЕКЕ И ГОДУ ВСЕ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
У них одни сказания да придания, легенды и мифы, сказы и пересказы о том, как чеченцы им платили дань и были их рабами.
Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:35
Странно как-то всё это получается. Чеченцы смогли напротяжении 400 лет вести напремиримую войну против огромной державы России, плюс ещё и тащили весь Кавказ за собой в той войне.  А тут вдруг, каким-то непостижимым образом, оказывается мы несмогли справится с какими-то кабардинцами, кумыками, аварцам, черкесами, ногайцами... 
Походу мы напротяжении этих 400 лет войны одной рукой бились с рускими, а другой платили дань всем нашим соседям???
Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:42
Вопрос о независимости чеченцев не следует вообще поднимать, ибо покорить их невозможно, так как они покидают деревню, в которую вторгся враг, и уходят жить в леса и горы. "

(пер. В. Аталикова)
Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010)
Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:52
Вот что Броневский пишет:

"Российские же власти, устанавливая своё влияние над горскими народами, в первую очередь опирались на местных феодалов. В этих условиях (при отсутствии феодалов у чеченцев) российские власти стали насаждать в Чечне власть соседних феодалов, прежде всего, кабардинских и дагестанских — Айдемировых , Чапаловых , Турловых , Казбулатовых , Черкасских и пр . Закрепляя союз с ними, царские власти стали даже выплачивать им жалованье из казны — 50 рублей в год. Сами эти феодалы настойчиво стремились к сотрудничеству с российской администрацией, понимая, что без её поддержки им не удержать свою власть над чеченцами . М . М . Блиев полагал, что уже с первой трети XVIII в . в Чечне создавалась "российская система управления" — "… управление посредством дагестанских и кабардинских феодалов ", и к середине XVIII в . она "… обретала форму устойчивой доктрины ".
Ног
Ног от 5 сентября 2022 19:58
Как чеченцы теснили и в конце концов выгнали Турловых из Чечни:

"...князья Турловы поселились на правом берегу Аргуна в ауле Озек-Юрт (против аула Чахкири) и оттоль в Гажен-аул (что противу Большого Чечня), а впоследствии жили уже в самом ауле Большом Чечне. Князья Турловы переселились в Чечню по своему произволу, а не по приглашению народа, вследствие чего и были беспрестанно теснимы чеченцами, что и заставляло их беспрестанно менять места жительства. Большой Чечень заключал в себе немного семейств, а потому князья Турловы и успели склонить их платить им ясак, что впрочем продолжалось очень недолго. Когда же Большой Чечень увеличился народонаселением и когда князья Турловы начали требовать от народа ясак, употребляя при этом уже меры строгие – то народ отказался от платежа ясака и выгнал князей Турловых из дер. Большой Чечень..."
("В рапорте подполковника Беллика от 30 января 1857 года, на имя генерал-лейтенанта Евдокимова, находим уникальную историю фамилии Турловых. Поэтому приводим документ без сокращений)
Гунотребуют
Гунотребуют от 6 сентября 2022 08:02
Ног, я его конечно не защищаю, на ради достоверности надо сказать, что Лаудаев нигде и никогда ничего подобного не писал и не утверждал. Он ни разу даже не намекнул о том, что чеченцы кому-то там дань платили.  Как раз таки он писал об обратном, что чеченцы крайне свободный и непокорный народ. 
Вот что сам Лаудаев утверждал по этому поводу:

"Чеченцы не имели князей и были все равны между собой, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами. Чеченцы называют себя узденями (озди или уздень); слово это у них имеет другое значение, чем у их соседей. У последних узденство делилось на степени, слово "уздень", заимствованное ими от соседей, означает у чеченцев "человек свободный, вольный, независимый", или, как они сами выражаются, "вольный, как волк" (борз-сена)."
(* У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. )

Где здесь указание на дань, холопство и рабство?
Гунотребуют
Гунотребуют от 6 сентября 2022 09:05
Причина по которой чеченцы приглашали "князей" со стороны всем известна и ясна: приглашённых в случае чего можно было очень быстро и легко отправить обратно к себе домой , а также  у чеченцев немыслимо было подчиняться кому бы то не было из людей и утрачивать свой статус УЗДЕНЯ, а со своими князьями могли возникнуть проблемы. Лаудаев ещё раз подтверждает и сообщает причину, по которой чеченцы призывали именно со стороны "князей" не избирая их из своей среды.

Лаудаев:

"По понятиям об узденстве, чеченец не мог подчинить себя другому лицу, ибо тогда узденство его теряло значение. Отсюда ясно, почему они не терпели у себя никакой власти и не выбирали из своей среды предводителей."

(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")
 


Далее Лаудаев говорит о том, что когда эти "князья" остались один на один с чеченцами, как быстро чеченцы отбили своим земли у этих "князей" и вернули контроль над  плоскостными землями себе  обратно. 
Лаудаев:

"Завладев плоскостью, чеченцы, не опасаясь уже более никого, смелее начинают свои хищнические действия "

(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. "



Чеченцы ни кому из своих собратьев не подчинялись, не говоря уже о каких-то пришлых "князьях-захватчиков. 
Лаудаев сообщает о воинсвенности и бесстрашии чеченцев, и невозможности подчинения кому бы то ни было.

Лаудаев:
"..Не имея над собою власти, дикий и воинственны дух чеченцев не дает никому отчета в своих поступках."

(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. "

Ног
Ног от 9 сентября 2022 14:55
Гунотребуют, ​тогда ​​​почему Лаудаев утверждал о том, как чеченцы дань платили соседям? С чего он это взял?
Гунотребуют
Гунотребуют от 14 сентября 2022 07:20
Ног,

Нет, это неправда. Он ничего подобного не писал и даже не намекал про дань. На самом деле Лаудаев не про дань, а про ясак говорил. Он сообщал, что когда чеченцы поселились на кумыкских и аварских землями, то за право проживания на чужой земле чеченцы платили ясак. Но если внимательно прочитать Лаудаева, то он по факту, буквально сообщает как чеченцы силой забрали эти  земли у двух народов: кумыков и аварцев. После того, как первые чеченцы в небольшом количестве поселились на землях аварцев и кумыков то в начале платили ясак, но в последствии, когда туда поддянулась основная масса чеченцев, то они просто напросто отжали эти земли. 
Очень важно внимательно читать и анализировать прочитанное. Давайте начнем разбор той части текста Лаудаева, где говорится как аварские ханы "владели" территорией Чечни.
Когда он утверждает что аварские ханы владели Чечней, то здесь происходит явление когда желаемое выдаётся за действительное.



1. Лаудаев говорил не про всю Чечню, а про ту ее часть, которая именуется Ичкерия. 

Лаудаев: "Ичкерия не была еще населена этим племенем, ею владели аварские ханы..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")

Из этих слов становится очевидно, что речь идёт только о небольшой части Чечни.

2. Из слов Лаудаева совершенно ясно, что когда он говорит как аварские ханы владели Ичкериеей, то в тот момент там не проживали чеченцы. Эта  земля была пустой от чеченцев

Лаудаев: "Ичкерия не была еще населена этим племенем,..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")

Под "... этим племен..." он явно имеет ввиду чеченцев. Есле жи он имеет ввиду аварцев, то непонятно как они тогда владели этой землёй?



3. Далее он говорит о том как чеченцы стали переселяца в Ичкерию.

Лаудаев :" Предание умалчивает о причинах, побудивших половину фамилий тогдашнего чеченского племени переселиться в Ичкерию..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")

Из этих слов также ясно что когда аварцы " владели" Ичкериеей там ещё не проживали чеченцы.

4. Прежде чем поселиться в Ичкерии, чеченцы обязались платить ЯСАК за право проживания на этих землях

Лаудаев "Обязавшись платить аварскому хану ясак, они начали свое переселение..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")

Здесь речь идёт про ЯСАК, А НЕ ПРО ДАНЬ

Гунотребуют
Гунотребуют от 14 сентября 2022 07:26
6.  Но даже законно положенный ясак многие чеченцы не платили хану. А если тот пытался заставить его выплачивать то чеченцы силой оружия давали отпор 

Лаудаев:

"...не выполняли этих условий и ничего не давали, а в случае востребования сопротивлялись силою своего оружия.
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")

7. Далее он сообщал как чеченцы мало того что перестали платить ясак, так ещё и забрали эти земли у аварцев и следили их своей собственностью.

Лаудаев:

"Усилившись в Ичкерии, они стали не радеть об уплате ясака, со временем же вовсе перестали его давать, завладев землею как своею собственностью."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")


После всего сказанного выше возникает  вопрос. >>>>> Где Лаудаев говорит про дань?

Кстати, он писал о том, как кабардинцы платили ясак ногайцам:

"Опять же ногайцы поют, что хан Мамай (разбитый Дмитрием на Куликовом поле) брал от кабардинцев ясак, или подать..."

Почему на это никто не обращает внимание? 
 

Харис
Харис от 23 сентября 2022 01:06
Гунотребуют,
То есть земли Ичкерии не принадлежали Чечне?
Гунотребуют
Гунотребуют от 26 октября 2022 18:32
Харис,​​​​

Про "дань" я уже выше все подробно разяснил. Теперь разберём вопрос про Ичкерию. Кому земли этой части Чечни принадлежали?
Ответ на этот вопрос зависит от того, на какие факты и источники мы опираемся, и как их понимаем и трактуем.
В данном случае, когда аварцы пытаются нам доказать как мы им дань платили и чуть ли не вся Чечня им принадлежала, то они опираются именно на слова (книжку-брошурку) Лаудаева. Также пытаясь предявить права на Ичкерию аварцы ссылаются на всё на того же Лаудаева. И если брать за основу слова Лаудаева, то да земли  Ичкерия однозначно принадоежали аварцам. Но Лаудаев сам по себе не может рассматриваться как серьёзный источник исторических данных. Почему? 



1. Лаудаев никогда не являлся ни историком, ни этнографов, ни лингвистом, ни архиологом, ни культурологом, ни политологом, ни социологом, ни географом. Одним словом  ни к одной общественной науке он не имел никакого отношения. У него элементарно не было соответствующего образования: в каком вузе он получил соответствующее образование. Где можно ознакомиться с научными трудами Лаудаева?? Они( научные труды Лаудаева) вообще в природе существуют? Соответственно его слова и суждения ни как нельзя рассматривать ни то что как факты, но даже более или менее  воспринимать их в серьз. По-моему это очевидно.
2. Но всё-таки допусти, что Лаудаев был, может несамым сильным историком, но просто историком с соответствующим образованием. Можно ли в этом случая принимать его слова как достоверные данные и факты? Ответ НЕТ. Почему? 

Гунотребуют
Гунотребуют от 26 октября 2022 18:57
a) говоря о принадлежности земель Ичкерии  он писал следующие : 
"Ичкерия не была еще населена этим племенем, ею владели аварские ханы..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")
и так, если опираться на эти слова, то конечно из них однозначно следует, что эти земли нам непренадлежали.
Но эти слова мы не можем принять как исторический факт, по двум причинам. Первая это то, сам Лаудаев не является историком, этнографом... Вторая причина заключается в том что он совершенно не конкретизирует свои слова вообще, и в частности, конкретно данные его слова. Тоесть он говорит как этими землями владели аварцы, НО! при этом он нам не сообщает когда это было: в каком веке, в каком году, с какого периода по какой это владение длилось. Он также не упоминает имена этих аварских ханов, которым эти земли принадлежали: что это за хана, как их звали, когда они водворились в Ичкерии. К тому же в Ичкерии нет никакой аварский топонимике. В тех краях вы не найдёте обсалютно никакой ономастики, связанной с аварцам (ну за исключением каких-то бональных созвучий). Ну и конечно, возникает вопрос, когда он подобное писал, то на какие источники он сам опирался? Это всё мягко говоря очень забавно, когда тебе некто сообщает исторические сведения, но при этом не упоминает источника. Так на какие же источники ссылался сам Лаудаев?  Исходя из этого слова Лаудаева можно вообще считать лживыми.

Да Ичкерия это исконно чеченская земля. А вздор Лаудаева не стоит в серьз воспринимат.




б) потому что Лаудаев сам себе противоречит.

Если я неошибаюсь, то Лаудаев писал, как чеченцы в тех краях ( Ичкерия) поселились 80 лет назад. Обсурдность данных его слов становится очевидной, если мы сопоставим временные интервалы с историческими событиями.
Первое на что надо обратить внимание, так это год издания брашурки Лаудаева, а это ориентировочно 1870 год.
Простая математика 1870 - 80=1790 год. Получается чеченцы, согласно Лаудаева, поселились в Ичкерии в 1790 году.  Но ни это ли обсурд?! Ещё раз >>>он писал, что чеченцы в Ичкерии появились лишь в 1790 году!! А это 18 век в котором вся Чечня вела эту страшную войну.  Получается что в 1790 году в Ичкерии были некие аварские ханы? Но как это возможно? К тому же никто даже сам Лаудаев, не знал имён этих ханов.

Ламро
Ламро от 26 октября 2022 21:47
Турловы это последняя надежда аварцев в интернете войне против чеченцев. Изовсех сил они пытаются доказать, как аварцы 300 лет правили в Чечне. Да только не совсем у них это получаетс.

Чеченцы в сражении в Ахульго

Первый штурм был катастрофическим для осаждающих. Из полутора сотен человек, сражавшихся на перевале, осталось сто пятьдесят человек. Чеченцы стреляли взводами так умело, что русские не могли пройти дальше второй из трех естественных стен. Солдаты впереди упали на тех, кто сзади, и оба упали со скалы. Генерал дал команду на второй и третий штурм, в которых потерял две тысячи человек, овладел второй стеной. Остановившись на третьем, где вели отчаянную борьбу, русские, вероятно, были бы вынуждены отступить, если бы не неосторожность отряда чеченцев, которые подошли слишком близко к окопам, были атакованы батальоном и обращены в бегство. Русские преследовали и достигли первой стены. Борьба теперь была один на один, в яростной борьбе; но прибыли другие батальоны, и Ахульго был взят. Завоеватели, обезумев от потери и сопротивления, которое они встретили, напали на горцев и вырезали некоторых женщин, которые последовали примеру своих мужей и взялись за оружие. Утолив свой гнев, они стали искать тело Шамиля; но его не нашли, и им сказали, что солдаты гарнизона укрылись в пещерах вверх по реке.
 // Caucasus. The National Magazine: devoted to Literature, Art, and Religion. Abel Stevens, Editor. Volume VI. January to June, 1855. New York: Published Carlton & Phillips, 200 Mulberry-Street, 1855. С. 512

Эрзу
Эрзу от 29 октября 2022 12:24
Почему речь только о Турловых идёт? Разве они не были назначены в Чечне именно рускими? Помимо них русня в Чечне назначала "князей" и из других народов. Например, те же Айдемировы, Чапаловы , Казбулатовы , Черкасские... аварцы так пытаются преподнести Турловых, будто они сами, своими силами покарили чеченцев и захватили власть в Чечне.  Без поддержки расии эти так называемые князья в Чечне и трёх дней непродержались бы
Гунотребуют
Гунотребуют от 30 октября 2022 14:27
Вот священный источник аварцев по этим Турловым.




"Турловы(ветвь аварских нуцалов) сплотили Чечню в одно целое и дали ей народное единство. По их требованию, все чеченцы поголовно следовали, в случае нападения, за своим князем, выезжавшим на тревогу; жители не ограничивались уже защитою одних своих интересов, или только собственной деревни, а спешили на помощь и к другим селениям своих единоплеменников. Скоро чеченцы, неся одинаковую службу, одинаковые обязанности, перестали чуждаться друг друга и, составив одно целое, сделались грозным племенем для своих соседей. Вместе с сознанием собственной силы, развился их воинственный дух и явились толпы смельчаков, которые, для грабежа и хищничества, стали пускаться сами в земли кабардинцев и на Кумыкскую плоскость. Кумыки и кабардинцы перестали презирать чеченцев, а калмыки и ногайцы стали их бояться»

Н. Ф. Дубровин, «История войны и владычества русских на Кавказе». 

Все это полнейшая ЧУШЬ и БРЕД. Словами Дубровина в данном случае можно только ноги вытереть. Этот бред очень легко опровергается. Начнем хотябы с того, что сам Дубровин жил в 19 веке, а Турловы это 18 век. Так откуда он все это узнал, из каких источников вычитал? На кого он ссылается в этих своих словах? 



Далее он пишет следующее:

"По их требованию, все чеченцы поголовно следовали, в случае нападения, за своим князем, выезжавшим на тревогу;..."

А это уже вообще похоже на лютую и наглую ложь и откровенный обман. Опровергается это тоже очень легко. Так как Турловы жили в 18 веке, а в этом веке в Чечне шла освободительная война и в Чечне в то время было много востаний, то логино возникает один вопрос, если Турловы были во главе всех чеченцев, то почему Дубровин не назвал ни одного востание в Чечне 18 века, которое возглавляли бы Турловы? Реально у нас тогда было столько сражений, битв и востаний, но не известно ни одного из них, которое воглавлял Турлов. Не известно ни одного востание в Чечне, которым бы руководили Турловы. НЕТ НИ ОДНОГО ТАКОГО ВОСТАНИЕ. Если есть, то пусть назовут где, когда и в каком месте оно было, и какой именно Турлов его возглавлял?
 Как такое возможно? Только одним способом>>> Дубровин сам отсебя нафантазировал эту историю.



Далее это Дубровин продолжает:

"Скоро чеченцы.... перестали чуждаться друг друга..."

Что это и как это понимать? Чеченцы согласно Дубровина брезгали друг другом? Непонятно!

Эта дрянь и мразь Дубровин называл чеченцев варварами и дикарями. 

"...которые, для грабежа и хищничества, ..." 

Типичная русская пропоганда. Мало того, что завалились к нам в страну как гавно, так ещё и дикарями и грабителями называли.

Гунотребуют
Гунотребуют от 30 октября 2022 17:29
Дубровин:

"Кумыки и кабардинцы перестали презирать чеченцев..."

Да чтоб ты будешь делать! Одни с нас дань брали, а другие вообще за людей не считали. Чтож так невезет то нам?


Дубровин:
"...а калмыки и ногайцы стали их бояться..."

Одни с нас дань брали, другие презирали, а третьи боялись нас. Ну хоть что-то хорошее было в нашей жизни.




Дубровин. Итоги:

"Скоро чеченцы.... перестали чуждаться друг друга..."

"...которые, для грабежа и хищничества, ..." 

"Кумыки и кабардинцы перестали презирать чеченцев..."

"...а калмыки и ногайцы стали их бояться..."


Вот вот
Вот вот от 30 октября 2022 22:02
Гунотребуют,
Ч​тото​​​ этот Лаудаев конкретно туза гнал. В одно месте он земли Ичкерии, непонятно почему, аварцам приписывал:
 "Ичкерия не была еще населена этим племенем, ею владели аварские ханы..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")
а в другом месте к чечецам относил:
"По-чеченски она называется «нахчой-мохк», т. е. «страною чеченцев».... чеченцы часто называли Ичкерию «де-мохк», т. е. «праотеческая земля»,..."
(Умалат ЛАУДАЕВ. Чеченское племя
Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI.!
Если наши предки Ичкерию называли "де-мохк/праотеческая земля" то какже она аварцам могла принадлежать?

Вот вот
Вот вот от 7 ноября 2022 13:03
Нет на всём Кавказе ни одного народа, который понёс бы такие потери как чеченцы. Даже у тех же черкесов, которые рассказывают про геноцид своего народа, но никак не могут этого доказать.
"Чечня вышла сожженной, разграбленной, разрушенной; с более чем на три четверти уничтоженным, вымершим и высланным населением. От былого полуторамилионного народа осталось едва 400 тысяч.
 ( «10 лет советской Чечни». Ростов-на-Дону: Партиздат, 1933. С. 75.)

"По официальным данным, население Чечни с 1847 года по 1850 год уменьшилось в два с лишним раза, а с 1860 к моменту революции (т.е. 1917) — почти вчетверо..."
(Энциклопедический словарь "Гранат" т. 58, изд. 7, Москва, ОГИЗ, 1940, с. 183)

Разница между тем, как в Чечне и Дагестане делался успех:
"...некоторые офицеры провели всю жизнь в Чечне, в этой стране вечной войны и опасностей, служа постоянно мишенью чеченца, другие — в Дагестане - стране всевозможных лишений, но где легко создаются репутации, блистательные карьеры, и легко дается успех.»

("ВОСПОМИНАНИЯ ГРАФА КОНСТАНТИНА КОНСТАНТИНОВИЧА БЕНКЕНДОРФА О КАВКАЗСКОЙ ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1845 ГОДА.")

Взвод
Взвод от 15 ноября 2022 23:08
"Жители Чечни, испокон веку отличавшиеся воинственностью, за десятилетия военной жизни привыкли к тягостям и лишениям, и стойко переносили их. Под руководством опытных наибов и самого имама, отряды чеченцев оказывали упорное сопротивление русским войскам, совершали нападения на передовые укрепления и посты, рубщиков леса и транспортные оказии, казачьи станицы Сунженской и Терской линий. Всё это в совокупности свидетельствовало о том, что умиротворение Чечни — архисложная задача, попытка решения которой могла обернуться крупными потерями личного состава и значительными затратами финансовых и материальных средств, но не принести успеха.
Решением задачи по овладению Чечнёй, прежде никем не выполненной, вплотную занялся начальник Левого фланга Кавказской линии 52-летний ген.-м. Н. И. Евдокимов.
( // А. А. Головлев, С. Л. Дударев «Генерал Николай Иванович Евдокимов и Чечня. Часть 1. Введение. Большая и Малая Чечня, Аух (1856—1857 гг.)». / Научный журнал: «Вестник Армавирского государственного педагогического университета». № 4. Гл. ред. Гл. ред.: Амбарцум Робертович Галустов. Армавир: Изд-во: ФГБОУ ВО «Армавирский ГПУ », 2020. С. 35)

"...чеченцы принадлежали, так-сказать, к избранному классу, к аристократии шамилевых скопищ и, по всей вероятности, были употребляемы имамом для отважнейших и опаснейших предприятий.
(// Гл. VI: «Похальская Башня». / «Пленъ у Шамиля. Правдивая повесть о восьмимесячномъ и шестидневномъ въ (1854—1855 г.) пребывании въ плену у Шамиля семействъ: покойного генерал-майора князя Орбелиани и подполковника князя Чавчавадзе, основанная на показанияхъ лицъ, участвовавших въ событiи». Въ трехъ частяхъ. Ч. I. СПб.: В Тип. Королева и Комп., 1856. С. 51)

"Надо отдать должное тому, что не только за период 79 лет после советской власти, но и через через сто тридцать лет после последней русско-чеченской войны, завершившейся пленением Шамиля и "добровольным" присоединением Чечении к русской империи, никто, ни один народ, не смог нанести ей такое крупное военно-политическое поражение, как героический чеченский народ. Честь и слава поистине этому великому народу.
(/ Айдар Халим (Б. Н. Халимов) «Убить империю». Йошкар-Ола: «Калкан», 1997. С. 29)
Гунотребуют
Гунотребуют от 16 декабря 2022 19:05
Цитата: Вот вот
Гунотребуют,
Ч​тото​​​ этот Лаудаев конкретно туза гнал. В одно месте он земли Ичкерии, непонятно почему, аварцам приписывал:
 "Ичкерия не была еще населена этим племенем, ею владели аварские ханы..."
(   У. Лаудаев. Чеченское племя//Сборник сведений о кавказских горцах.
Вып. VI. 1872. ")
а в другом месте к чечецам относил:
"По-чеченски она называется «нахчой-мохк», т. е. «страною чеченцев».... чеченцы часто называли Ичкерию «де-мохк», т. е. «праотеческая земля»,..."
(Умалат ЛАУДАЕВ. Чеченское племя
Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1872. Вып. VI.!
Если наши предки Ичкерию называли "де-мохк/праотеческая земля" то какже она аварцам могла принадлежать?


У аварцев половина истории держится на мифе о том, как они владели, правили всей Чечней, и о том, как чеченцы им дань платили. В качестве довода у них имеются следующие аргументы __ великий "историк" и ",учений" Лаудаев, а также фамилия Турловы. На Лаудаева они ссылаются, думая, что он утверждал как Чеченцы дань аварцам платили. Но аварским колхозникам не хватило ума и интеллекта даже внимательно прочитать что Лаудаев насамом дели писал, не говоря уже об анализе написанного им.  А если бы аварцам хватило бы мозгом внимательно прочитать что же там Лаудаев писал, то они бы поняли, что ни в одном месте своей брошурке он даже незаикнулся о какой-то там дани выплачиваемой аварцам. 
Про Турловых и говорить нечего! Дремучесть и интеллектуальная ограниченность аварцев, непозволяет им понять кем на самом деле были Турловы и какое положение они занимали в Чечне. В источниках хорошо описано как чеченцы относились к Турловым и на каком положении они находились у нас. Также есть описания как их изгнали чеченцы.
Аварцы так сильно ухватились за эту идею про дань, князей ... осознавая, что если эта часть их вЯликой истории рухнит, то они потерят такой массив своей истории, которую они так чщательно выдумывали. Вот и остаётся им изо всех сил держаться за этот бред.


Вот вот
Вот вот от 17 декабря 2022 17:32
Да аварцам что то пытаться разяснить это как ослов грамоте учить. Нет никакого смысла. У них вся история, которую только они и знают, основанна либо на Лаудаевых либо Турловых. Что объяснять народу, который считает, что древние Авары и современные аварцы это одно тоже. Народ который утверждает, что во время КВ 70% воевавших были аварцы, о чём с ними вообще говорить. Кстати насчёт Турлова, который согласно аварским акадЭмикам, покарил, захватил и заставил платить дань Чечню, вот что о нем пишет Башир Долгат: "В 1783 году Потёмкин наказал чеченцев и они все признали подданство. Изгнанные князья вновь возвращены по воле русских, но держались недолго <...> Айдемир Турловы спаслись от расправы разъяренной толпы повстанцев бегством. Они вплавь переправились на левый берег Терека и укрылись в казачьих станицах..."
Гунотребуют
Гунотребуют от 18 декабря 2022 01:58
Они даже не могут определиться со своей главной линией в историческом плане. Аварцы не знают какую идею им взять за основу. В одном месте они нам доказывают, что Аух это чистожиесть да аварская земля, потом, видимо поняв что этот номер непроходит, они переключились на Ичкерию, ссылаясь на Лаудаева. Но, как я уже сказал, Лаудаев ни про дань, ни, даже про принадлежность Ичкерии ничего не говорил. Тут походу до аварцев дошло что они и тут пролетают и они теперь изо всех сил уцепились в Чеберлой и Шарой, утверждая что это то точно их земля. И всё у них сводится к чисто аварским легендам, пересказа и к каким-то их аварским тарихам.

Про интеллектуальную дремучесть и отсталость аварцев можно судить по их отношению и возвеличиванию Турлова. Они же на полном серьезе верят в то, что он захватил  всю Чечню, и было это в 18 веке.  На протяжении всего 18 века вся Чечня полыхала востаниями против рассии, но справиться с Турловым чеченцы не смогли. Такова логика аварцев. 
Самое интересное здесь ещё и то, в самом дагестане аварцы имеют самое худшее земельное положение. И тут непонятно как же так случилось, народ(аварцы) которые в 18 веке покарили всю Чечню несмогли в самом дагестане даже выход к Каспию себе организовать.
 Он же со всех сторон зажаты исключительно в горах.

Ног
Ног от 18 декабря 2022 15:42
Броневский о так называемых князьях   и откуда они брались в Чечне:

"Российские же власти, устанавливая своё влияние над горскими народами, в первую очередь опирались на местных феодалов. В этих условиях (при отсутствии феодалов у чеченцев) российские власти стали насаждать в Чечне власть соседних феодалов, прежде всего, кабардинских и дагестанских — Айдемировых , Чапаловых , Турловых , Казбулатовых , Черкасских и пр . Закрепляя союз с ними, царские власти стали даже выплачивать им жалованье из казны — 50 рублей в год. Сами эти феодалы настойчиво стремились к сотрудничеству с российской администрацией, понимая, что без её поддержки им не удержать свою власть над чеченцами . М . М . Блиев полагал, что уже с первой трети XVIII в . в Чечне создавалась "российская система управления" — "… управление посредством дагестанских и кабардинских феодалов ", и к середине XVIII в . она "… обретала форму устойчивой доктрины "

Конкретно про Турлова

"...князья Турловы поселились на правом берегу Аргуна в ауле Озек-Юрт (против аула Чахкири) и оттоль в Гажен-аул (что противу Большого Чечня), а впоследствии жили уже в самом ауле Большом Чечне. Князья Турловы переселились в Чечню по своему произволу, а не по приглашению народа, вследствие чего и были беспрестанно теснимы чеченцами, что и заставляло их беспрестанно менять места жительства. Большой Чечень заключал в себе немного семейств, а потому князья Турловы и успели склонить их платить им ясак, что впрочем продолжалось очень недолго. Когда же Большой Чечень увеличился народонаселением и когда князья Турловы начали требовать от народа ясак, употребляя при этом уже меры строгие – то народ отказался от платежа ясака и выгнал князей Турловых из дер. Большой Чечень..."
("В рапорте подполковника Беллика от 30 января 1857 года, на имя генерал-лейтенанта Евдокимова, находим уникальную историю фамилии Турловых. Поэтому приводим документ без сокращений

Мне интересно, сами аварцам нестыдно нести эту чушь про покоренную Турловыми Чечню? 


НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"