Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Президент Академии наук ЧР призвал дагестанского этнографа Тимура Айтберова не фальсифицировать историю


Просмотров: 22 103Комментариев: 137
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Шахрудин Гапуров: «Господин Айтберов нарушил незыблемые критерии Школы кавказоведов»
ЧЕЧНЯ. - Почему мы до сих пор молчали? Мы ждали четкого и аргументированного ответа, так как в Дагестане сегодня прекрасная историческая школа и мы надеялись на реакцию наших коллег, - пояснил в беседе с корреспондентом ИА «Чечня Сегодня» Шахрудин Гапуров. - Дорогой Тимур Магомедович неправ во многих вещах. Есть вещи, которые затрагивают честь, достоинство и историческую память. Тимур Магомедович просто перевирает многие факты и фальсифицирует данные. К сожалению, исправлений не последовало. Поэтому мы пошли на это интервью.

Президент Академии наук ЧР добавил, что между чеченцами и дагестанцами веками складывались братские отношения и ему бы не хотелось, чтобы историки писали, печатали и давали интервью, где хоть в малейшей степени выражается неуважение к тому или иному народу, а также затрагивается историческая память.


- Это не способствует укреплению наших связей,- пояснил Ш. Гапуров. - В Дагестане с советских времен была самая сильная Школа кавказоведов. Основоположниками ее были такие талантливые историки, как Хаджи-Мурад Хашаев, Семён Бушуев, Хидир Рамазанов, Расул Магомедов. Эти люди занимались историей Кавказа XVIII –Х1Х вв. и взаимоотношениями дагестанцев и чеченцев, а особенно Кавказской войной. Для этих людей существовало несколько критериев: 1. Историческая объективность – говорить и писать только то, что они могут подтвердить документально и то, что они знают; 2. Уважительное отношение к каждому народу – особенно уважительно они относились к чеченцам; 3. Уважительное отношение к исторической памяти любого народа. К сожалению, интервью кандидата исторических наук ДГУ Тимура Магомедовича Айтберова не отвечает этим критериям. Господин Айтберов является специалистом по этнографии, по дагестанскому средневековью, востоковедом, но он не специалист по истории Кавказа X1Х века. Тем более он не занимался изучением темы Кавказской войны. А вот в этом интервью он рассуждает именно об истории Дагестана, Чечни и российско-кавказских отношениях первой половины XIX века и Кавказской войне. То есть о вещах, в которых он плохо разбирается. В результате, глядя на вопросы журналиста и ответы историка, видно, что они друг друга не понимают. Вопрос – один, ответ - совершенно другой. И, в целом, ответы носят очень возмутительный, провокационный характер. Вот эти незыблемые вещи для талантливых историков Дагестана, которые я назвал, кардинально нарушены в интервью господина Айтберова.


Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование


В своем интервью Тимуру Магомедовичу задают вопрос о внутриполитических образованиях на территории Чечни к началу Кавказской войны.


Хочу пояснить, что Кавказская война началась в 1818 году и продолжалась она на Северо-Восточном Кавказе до 1859 года. Т. Айтберов отвечает, что до начала Кавказской войны территория современной Чечни до реки Аргун входила в дагестанское политическое образование и называлась «Большая Чечня». Ни история, ни историческая география не знают такого дагестанского политического образования как «Большая Чечня». Ничего подобного в истории не существовало.


Чечня – исторически в дореволюционных изданиях делилась на две части: Большая Чечня и Малая Чечня. Большая Чечня – это территория к северу от Аргуна. Малая Чечня к югу – это современный Урус-Мартановский и Ачхой-Мартановский районы. Никогда Большая Чечня не входила ни в какое дагестанское политическое образование. Ни один метр чеченской земли никогда, до вхождения Чечни в Россию, не входил во владение ни кабардинских князей, ни дагестанских феодалов.


Какая была обстановка до начала 19 века? Что такое политическое образование?


Это что-то вроде независимого ханства или княжества. К началу Кавказской войны ни на территории Чечни, ни на территории Дагестана не было никаких самостоятельных политических образований, которые могли претендовать на владение чужими территориями. Объясню почему.


В 1806 году в Дагестан были введены российские войска. Большая часть дагестанских феодалов изъявила покорность России, а в 1813 году в результате русско-иранской войны был заключен так называемый Гюлистанский мирный договор. По нему Дагестан, с точки зрения международного права, объявлялся частью России. Многие дагестанские ханы, как, например, Аслан-хан Кюринский, Шамхал Тарковский, приняли российскую власть. Они поступили на службу в российскую армию. Им дали воинские звания и им сохранили внутреннее управление своими территориями. Никакой внешнеполитической самостоятельности у них не было. Над ними стоял прочный контроль российских офицеров.


К каждому дагестанскому владельцу были приставлены российские офицеры. А вот те дагестанские ханы, которые не признали российскую власть - Султан Ахмед-хан Аварский, Сурхай-хан Казикумухский и другие – они были лишены своих владений и лишены своих ханских званий.


Ермолов, который был наместником Кавказа с 1816 года, вообще очень плохо относился к дагестанским ханам. Он считал возмутительными жестокости и систему угнетения, которые дагестанские ханы применяли по отношению к зависимым крестьянам. Он был убежден, что ханы своим существованием позорят Россию. Поэтому он при малейшей возможности лишал дагестанских ханов их званий и владений. Представьте себе, если даже такой представитель крепостнической России и человек недемократических взглядов, как Ермолов, считал власть дагестанских ханов нетерпимой и позором для России, каково было положение зависимых крестьян там? С 1813 года дагестанские владельцы все были под властью России, а те, кто не подчинился – в бегах.


В 1807 году в Чечне начинает устанавливаться российская административная власть на всей равнинной территории. Чечня тоже считается теперь входящей в состав России. Каким образом дагестанские ханы, которые сами в составе России лишены практически всех прав, могли иметь права на какие-то территории Чечни? То, что утверждает господин Айтберов в своем интервью - абсолютная нелепость. Это свидетельствует о том, что он не знает историю.


Турловы не владели землями и зависимыми крестьянами


Теперь поговорим о роли семьи Турловых, о которых идет речь в интервью Тимура Айтберова.


В начале нашей эры до нашествия крупных кочевников, особенно монголо-татар, на центральном Кавказе чеченцы (согласно древнеармянским источникам их тогда называли «нахчи») считались ведущей политической силой.


Нахчи было много. В первом тысячелетии до нашей эры у нахчи было даже свое государство, но в XIII веке под ударами монголо-татар чеченцы отступили в горы, так как это была огромная сила, с которой чеченцы ничего не могли сделать. Отступали в современный Галанчожский район, Аргунское ущелье и на территории, которые сегодня называют «Нохчи Мохк».


В этот период на чеченской равнине утвердилась «Золотая Орда». После распада «Золотой Орды», пока чеченцы в XVI-XVII веках не начали возвращаться на свои земли вплоть до Терека, здесь какое-то время хозяйничали кабардинские и дагестанские феодалы. Но чеченцы постепенно возвращались на свои земли и укрепляли свои территории и семьи. Из-за того, что они 300-400 лет были в горах, феодалам среди чеченцев неоткуда было появиться. То есть, из-за нехватки земли в горах, богатых людей среди чеченцев не было, поэтому у нас не было своих крупных феодалов. Это потом они появятся во второй половине XVIII века по Тереку – это князья Кагермановы, Алхастовы, Эльдаровы. Это были «средней руки» феодалы, которым давали землю за службу России. А в общинах нужны были люди, которые решали бы межобщинные вопросы, которые занимались бы судебными тяжбами. И вот тогда чеченцы стали приглашать кабардинских и дагестанских феодалов в качестве наемных управляющих. Им за это платили.


А почему приглашали их, а не ставили своих? Дело в том, что если бы ставили чеченцев, то сместить их за неправомерные действия или несправедливость было бы не так-то просто. За чеченцем всегда стоит род, тейп и родственники. А тут достаточно было этого кабардинского или дагестанского феодала выгнать. Бывали случаи, что их и убивали. Турловы именно из таких приглашенных управителей.


В советское время, когда партийная идеология требовала, чтобы везде у всех народов были феодалы и классовые расслоение, появились такие утверждения о якобы феодальных владениях Турловых. Любое феодальное владение подразумевает две вещи: земля в собственности и зависимые крестьяне. Ни того, ни другого у Турловых не было. Все этнографы и историки, изучающие Кавказ, отмечали феодальный строй в Осетии, Кабарде, Дагестане, но в Чечне они не нашли ни зависимых людей, ни князей, ни феодалов. Когда они спрашивали у чеченцев об этом, чеченцы отвечали: «Мы все свободны, мы все равны!». Не было среди чеченцев феодально-зависимых ни от Турловых, ни от кабардинских феодалов. Это все выдумки, которые были порождены в русле партийной советской идеологии.


Вы можете представить себе чеченское село, в котором не говорят на чеченском?


В интервью есть еще один интересный момент, где Тимур Магомедович утверждает, что «во многих чеченских селах жители говорили на кумыкском, а в некоторых селах даже не знали чеченского языка». Это якобы доказательство тому, что чеченцы были зависимы от кумыкских князей. Это мнение Тимура Магомедовича. Я думаю, что он знает и понимает, что говорит чисто провокационные вещи. В целом, его интервью носит очень провокационный и возмутительный характер.


Кумыкский (тюркский) язык был языком межнационального общения на всем Северном Кавказе, в том числе его знали и в Чечне. Но в своих родных селах, конечно, все чеченцы знали свой родной язык и говорили на нем. Вы представьте себе село, в котором якобы не знают чеченского языка. Точно также не было ни в Дагестане, ни в Кабарде или в Осетии ни одного селения, где не говорили бы на родном языке. Поэтому господин Айтберов в данном случае глубоко ошибается.


У чеченцев был Имам шейх Мансур


Далее журналист задает вопрос Тимуру Магомедовичу, в котором спрашивает: «А вообще, имелись ли какие-либо кровавые эпизоды истребления чеченских имамов царскими наместниками на тот период?». На что господин Айтберов отвечает: «Имамами были Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные назывались дибирами и муллами».


У чеченцев был Имам шейх Мансур - первый имам на Северном Кавказе. Газимухамед, Шамиль, Гамзат -Бек – это были дагестанские имамы. Лишь в 1840 году Шамиль будет объявлен еще и чеченским имамом. А Имама Мансура называли Имамом Кавказа.


Имам Мансур был реформатором от ислама: он утверждал ислам и шариат на Северном Кавказе, особенно среди чеченцев. Он призывал людей к самосовершенствованию, к отказу от кровной мести, от употребления алкоголя и табака, призывал людей быть толерантными. Он никогда не призывал сделать мусульманами представителей иных религий. Он не объявлял газават (священную войну, - прим. автора).


В 1785 году царские войска под командованием полковника де Пиери пришли в Алды – родное село Шейха Мансура – и сожгли его. Сожжённым был и дом Мансура. Тогда его звали Ушурма. Население отступило в горы, а у горцев была такая тактика: пришел противник и на него нападали лишь когда он отступал. Чеченцы сильны были в лесном бою. Во время отступления отряд Пиери был истреблен.


После разгрома под Кизляром, Имам Мансур ушел в Кабарду. Был поддержан кабардинцами, его поддерживала и большая часть дагестанцев. Затем он ушел в Закубанье. В 1791 году он в Анапе раненным попал в плен. Подчеркиваю, что раненным он попал в плен. По приказу Екатерины II он был вывезен в Петербург и заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1794 году Имам Мансур умер и похоронен на Преображенской горе. Других имамов у чеченцев не было до появления Имама Алибека-Хаджи Алдамова в 1877 году.


Был в первой трети XIX века военно-политический лидер Чечни – Бейбулат Таймиев, но он был светский человек. Он не был богословом и не объявлял себя имамом.


Поэтому вопрос, который адресован дагестанскому историку о кровавом истреблении чеченских имамов, очень странный. А ответ еще более странный. Айтберов вообще не говорит о чеченских имамах. Он говорит: «Да, имамами были вот эти три человека: Газимухаммад, Гамзат и Шамиль, а остальные…..». Остальные - кто: дагестанцы, чеченцы или все население Северного Кавказа? Понимаете, насколько неопределенно звучит ответ? Чьи дибиры и муллы – дагестанцев, чеченцев, кабардинцев? Абсолютно непонятно.


Дальше Тимур Магомедович говорит: «Хотя в русских источниках об этом пишется обтекаемо, но я знаю, что они очень издевались над людьми в тех местах, в том числе над женщинами». О ком идет речь? Муллы издевались или русские солдаты?


Вопрос о женщинах на Кавказе – очень и очень деликатный, его нельзя трогать


Почти на протяжении всего интервью Тимур Магомедович неоднократно говорит о кавказских женщинах. К примеру строка: «Я знаю, что там и в других районах Северного Кавказа, особенно при Ермолове, царские офицеры намеренно оскорбляли честь девушек мусульманок. Имам защитил их, показал, что мы – дагестанцы, с нами чеченцы, мы за свою честь постоим».


Есть у любого народа очень деликатные вопросы и вопрос о женщинах в том числе. Совершенно непонятно, почему его все время поднимает господин Айтберов.


Чеченцы всегда были сами в состоянии защитить честь и достоинство своих женщин. Это безусловно! Никогда ни одна женщина не пострадала от руки захватчиков, пока был жив хоть один чеченский мужчина в любом селении. Никогда чеченцы не звали на помощь, чтобы защитить свою честь и достоинство, а также честь и достоинство своих женщин.


Мы можем провести простейший пример. 15 сентября 1819 года, как известно, было уничтожено население чеченского селения Дади-Юрт. 40 женщин попало в плен. Их на пароме перевозили на противоположный берег Терека. Так вот, чтобы их не коснулась чужая мужская рука, эти 40 женщин вместе с солдатами, прыгнули в бурные воды Терека и погибли, защищая свое достоинство.


Да, когда царские войска захватывали дагестанские аулы и чеченские села, какое-то количество женщин попадало в плен. Да, есть сведения, что действительно их затем по приказу Ермолова отдавали офицерам и они становились женами офицеров и казаков. Такой факт был и в чеченских селах, и в дагестанских. Например, есть сведения, что после взятия селения Гимры в 1832 году, сотни дагестанских женщин, может их и меньше было, были отданы казакам. Это случилось после того, как были уничтожены все мужчины в этом селении. Дагестанцы тоже всегда с честью и достоинством защищали своих женщин, также как и чеченцы.


Я не могу понять, зачем Айтберов все время поднимает этот очень деликатный и болезненный, особенно для горцев, вопрос. Он же тоже горец! Нельзя трогать такие вещи. Это очень болезненные страницы Кавказской войны.


До начала Кавказской войны чеченцы были военно-политическими союзниками России


Господин Айтберов очень плохо знает историю Кавказа и чеченскую историю.


В конце XVI века в Москве появилось первое Посольство чеченцев. Наши предки не заканчивали дипломатических академий, но в той политической ситуации, которая была на Кавказе, они неплохо разбирались. Они пришли к выводу, что в борьбе между Ираном, Турцией и Россией за Северный Кавказ, им лучше опереться на Россию.


Чеченская делегация была принята царем. Через год присылают первый русско-чеченский договор о том, что чеченцы принимаются в подданство России. С этого времени чеченцы участвуют во многих военных кампаниях на стороне России. Почти всегда сопровождают русские войска. Участвуют в русско-турецких сражениях, в том числе в турецкой войне 1735-1739 годов.


В XVII -XVIII веках, вплоть до начала Кавказской войны, у России на Северном Кавказе не было более верных военно-политических союзников, чем чеченцы. Да, конечно, бывали разные моменты: военные стычки, конфликты, недопонимания. Но такое даже в семьях между братьями бывает. Все разрешалось посредством народной дипломатии. Поэтому в течение многих веков чеченцы и русские жили мирно и шел процесс постепенного сближения чеченцев и России.


К концу XVIII века, особенно в результате соглашений, подписанных между чеченцами и российской властью, на рубеже 1770-1780 х годов, Чечня по российским источникам уже считалась в составе России. Не были чеченцы до начала Кавказской войны противниками России, наоборот, всегда выступали за союз, взаимопонимание и добрососедство с Россией. Но в 1818 году приходит Ермолов, он то наместником Кавказа был назначен еще в 1816 году, но спустя два года начал претворять в жизнь свой план покорения Северного Кавказа. И первый пункт в этом плане – строительство крепости Грозная и перенос военной линии с Терека на Сунжу.


Ермолов желал говорить только с чеченскими старейшинами


Ермолов в 1816 году, когда ехал из Санкт-Петербурга в центр кавказского наместничества – Тифлис, по пути знакомился с наиболее авторитетными князьями и авторитетными людьми на тех или иных территориях.


В Кабарде он встречался с кабардинскими феодалами – прежде всего с валием Кабарды Кучуком Джанхотовым. Вы думаете, из чеченских представителей он с кем хотел встретиться – с Турловыми? Нет! Он попросил устроить ему встречу во Владикавказе с военно-политическим лидером того времени Бейбулатом Таймиевым. Почему? Потому что знал, что нет ни у кого больше в Чечне политического веса, авторитета и влияния, кроме него. Ермолов вернул ему офицерское звание и жалование.


В 1818 году, когда Ермолов готовился переправиться из Червленой через Терек, ему надо было, чтобы по российским солдатам на переправе не стреляли. Моста тогда не было. Он потребовал для переговоров привести к нему наиболее авторитетных чеченских представителей. Ему назвали Турловых.


Возьмите записки Ермолова, документы того времени, в них он ответил, что ему не нужны никакие Турловы. «Приведите мне чеченских старейшин!», - заявил Ермолов.


Если бы Турловы, как утверждает Айтберов, имели бы в Чечне вес и влияние, Ермолов, который прекрасно знал обстановку, с кем бы разговаривал? Конечно с Турловыми бы в таком случае. А он решил говорить с чеченскими старейшинами.


Шамиль прибыл в Чечню как гость, а не как имам


Ермолов начинает строить Крепость Грозную. Договориться с ним чеченцам не удается, как до этого бывало.


Затем Ермолов сжигает Старую Сунжу на фоне бытового конфликта. Отряд российских солдат пришел закупать продовольствие в Старую Сунжу, а там была повозка с двумя волами. Чеченец в этих волах узнал своих пропавших быков. Он начал их тянуть к себе, говоря, что это его быки. Солдат начал сопротивляться, «старосунженский» чеченец его убил. Все! Был отдан приказ начальником штаба Вельяминовым Старую Сунжу - сжечь. И с этого времени чеченцы уходят с берегов Сунжи и поднимают восстание, к которому присоединяются Дагестан и Кабарда. Вот так началось противостояние России и чеченцев, начинается Кавказская война.


А до этого с XVI века чеченцы были военно-политическими союзниками России, а вовсе не были врагами России.


В 1839 году царские войска штурмовали последний оплот Шамиля в Дагестане – селение Ахульго. Там прошли большие бои и были большие потери с обеих сторон. И перед последним штурмом Шамиль с группой своих мюридов спустились в пропасть и перебрались на чеченскую территорию.


Во-первых, Имамат в Чечне провозглашен лишь в 1840 году, а здесь события происходят в 1839 году. Не являлась Чечня в 1839 году частью Имамата. Не было здесь никакой имамской власти.


А какая была? Равнину контролировала Россия, а вот в горной части, начиная с 1830-х годов, фактическим правителем и имамом был святой Устаз Ташу-Хаджи Саясановский. Именно Ташу-Хаджи Саясановский утвердил в Чечне ислам и шариат. Он являлся до 1840 года, пока не провозгласили Шамиля - имамом, фактическим правителем Чечни.


Шамиля чеченцы приняли в селении Зандак не как главу имамата, так как в Чечне имамата тогда еще не было, его приняли как гостя, как представителя дружеского, братского, дагестанского народа, который нуждался в помощи. Он был ранен.


К нему на встречу пришел Ташу-Хаджи. Он отвез Шамиля в селение Беной, Ножай-Юртовского района. Почти месяц Шамиль являлся гостем старшего брата своего будущего наиба Байсангура Беноевского. В его доме его лечили. Когда Шамиль вылечился, он переехал в Шатойский район.


К Шамилю стали приходить его будущие соратники. В их числе: Шуаип Центороевский, Джаватхан, Иса Гендергеноевский. Вот Иса Гендергеноевский 8 марта 1840 года организовал съезд чеченцев в Урус-Мартане.


К этому времени Чечня была похожа на котел, который готов был взорваться. В Чечне в те годы начальником был генерал Пулло – необычайно жестокий человек. Каждый год по несколько раз он устраивал карательные рейды против чеченцев. Это одна сторона.


Вторая – он запретил какую-либо торговлю между горной и равнинной Чечней. В горной Чечне были скотоводы, на равнине земледельцы и между ними был обмен: с равнины шло зерно в горные районы, а на равнину с гор - продукты скотоводства. В горных районах, после запрета генерала Пулло, создалась тяжелая ситуация. Последней каплей была попытка разоружить чеченцев.


Представьте себе XIX век: от чеченцев требуют сдать оружие, которое для любого горца имеет большое значение – это был символ достоинства. Вот после этого Чечня была готова взорваться от действий генерала Пулло.


В это время проходит съезд чеченцев в Урус-Мартане, и чеченцы избирают Шамиля – имамом. Таким образом, в марте 1840 года он становится Имамом Чечни и Дагестана, а Чечня входит в его государство Имамат. Но он-то пришел в Чечню годом раньше и как гость, а не как имам. К великому сожалению, наш Тимур Магомедович опять намеренно или нет, но фальсифицирует историю.


Увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать


Представьте себе - с 1818 года в Чечне идет кровавая Кавказская война. А с 1840 года основные военные действия происходят именно на территории Чечни.


Царские войска военные операции совершали, в основном, зимой и во время захвата селений не жалели никого. Мирное население при наступлении войск уходило в леса в лютые морозы. Тут погибало огромное количество людей.


К началу XIX века чеченское население было приблизительно 200 – 240 тысяч человек. Прошло более 40 лет: чеченского населения к концу Кавказской войны стало 150 тысяч человек. За такой промежуток времени же наоборот должно было население увеличиться хоть на 10 тысяч человек, а оно уменьшилось на более чем 100 тысяч.


Мы не обвиняем в этом Шамиля, потому что люди погибало в военных действиях и во время военных действий. Но увеличению чеченского населения Кавказская война и Шамиль не могли способствовать. Это война. Во время войны огромные количества людей погибали.


Чеченцев прославили славные сыны их народа


В годы Кавказской войны и чеченцы, и дагестанцы в освободительной борьбе проявили исключительное мужество и храбрость. И этим прославили себя. Но у чеченцев уже с конца ХVIII века были известные политические и религиозные деятели, которые заявили на весь мир о чеченском народе. К примеру, в XVIII веке чеченцев прославил Шейх Мансур, затем в 30-е годы XIX века - Бейбулат Таймиев.


Шамиль тоже широко был известен в России и за рубежом. В течение многих десятилетий дагестанцы и чеченцы вместе отстаивали свою свободу, землю, религию. Сражались под руководством Шамиля.


В современной же истории чеченский народ прославили Первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, который остановил войну в Чечне и с помощью дипломатии вернул былую славу российско-чеченским, кавказско-чеченским взаимоотношениям. Его путь продолжил Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров, который восстановил и возродил Чеченскую Республику, дорожит братскими и добрососедскими отношениями со всеми кавказскими народами. Он приходит на помощь представителям не только своего народа, но и других.


Что касается утверждения Т. Айтберова о том, что чеченские наибы сдавались в плен.


Начиная с середины 50-х годов XIX века, когда стало совершенно очевидным, что Россия победила в Кавказской войне и Шамиль проиграл, чеченские и дагестанские наибы стали переходить на российскую сторону. Очень тонкую политику в этом деле вел тогдашний наместник Кавказа Барятинский – он каждому наибу, который сдавался, давал деньги, покупал дом, оставлял должность. Чем все потерять, естественно, наибы переходили на российскую сторону.


Но при этом я хотел бы отметить одно: единственный наиб, который не сдался в плен и который продолжал воевать за свободу до конца, был Байсангур Беноевский – чеченец.


Обращаясь к дагестанским коллегам, хотелось бы отметить, что мы всегда открыты к конструктивному диалогу. Давайте подобными вещами, как это интервью Айтберова Тимура Магомедовича, не будем оскорблять память наших предков, которые дружили веками, глубоко уважали друг друга и отстаивали вместе честь и достоинство, свободу как чеченцев, так и дагестанцев. Нас связывают многовековые узы культурных, экономических и родственных связей. Давайте, в первую очередь, помнить об этом.




checheninfo.ru



Добавить комментарий

Чака
Чака от 21 апреля 2023 01:21
Цитата: Джордж
Цитата: Ваше
Вообще не понимаю эту тему с присягами. Особенно тех, которые пытаются нас упрекать этими присягами. 
Чеченцы эти присяги приносили от безысходности, когда руские полчища до тла сжигали наши села, после чего там оставались женщины, дети, старики и израненные. Что они могли сделать? Из двух зол выбирали меньшее. И то только для отвода глаз подписывали их, чтобы после вновь поднять восстания. Что в итоге и происходило. 
У нас каждая "присяга", подписывалась только после ожесточённых сражений. У тех же ингущей была одна присяга на века. 


"Одна только Чечня упорно противилась подчиниться нам. Карательные экспедиции, предпринимавшеяся в глуб ее в течение всего 1783 года, обратили не один аул в груду окровавленных развалин, но население, покорно принимавшее присягу непосредственно после погрома, снова бралось за оружие, как только удалялись наши войска и возобновляло набеги на Терскую линию. "
(«Утвержденiе русскаго владычества на Кавказе». Т. III-й. Ч. 1-я. Подъ рук. нач. штаба Кавказскаго военнаго округа ген.-лейт. Н. Н. Белявскаго. Сост. въ Военно-Историческомъ отд. подъ ред. ген.-майора Потто. «Время А. П. Ермолова. 1816—1826 годы». Составили по порученiю Военно-Историческаго отд. Ген.-майоръ В. А. Потто, Генеральнаго штаба Подполковникъ Н. С. Аносовъ и Подполковникъ В. И. Томкеевъ. Тифлисъ: Тип. штаба Кавказскаго воен. округа, 1904. С. 33)

Чеченцы подтирались этими присягами, а кто-то их себе на лоб клеил и вставал в позу перед русней. Наш народ относился к категории Войнов, в то время к некоторые были в категории Присяжные. 

До бестолковых и глупых ингушей и остальных, кто пытается упрекнуть наш народ какими-то присяга никак не доходит одно, а именно, что чеченцы эти "присяги" приносили после страшных и кровопролитных боёв! Да и "присяги" эти были так сказать для отвода глаз, чтобы можно было вновь набраться сил для очередного восстания. Именно так это и происходило.
Тогда как ингуши эти присяги приносили добровольно и всенародно от всей души. 
Джордж
Джордж от 23 апреля 2023 23:15
Они не глупые. Они реально тупые и безмозглые! Их тупость просто запредельная. Как можно сравнивать так называемые "присяги" Чечни, с тем, что делали ингуши? Ингуши без каких либо боёв и сражений легли под русских. За всю их историю они ни где, и никогда не участвовали в сражениях против руских. У них нет вообще никакой боевой истории, кроме каких-то стычек, на уровне мелких разборок, и их легенд о своих буйволиных и ишачьих сражениях. Вы не найдете реальных, настоящих боёв и сражений на ингушской земле. У ингушей нет ни одного сражения в их истории, которое можно было бы поставить в один ряд хотябы с одним далеко не самым выдающимся сражением в Чечне. Всё что у ингушей есть, так это их истанги, буйволыицыбойцы, какие-то совершенно дикие и тупые мифы и легенды, ну и их великие и древние новодельные башни возрастом пару сотен лет.
И они нас ещё пытаются упрекнуть!
Вот вот
Вот вот от 25 апреля 2023 22:20
Вот список так называемых "присяг" Чечни, которые ингуши изо всех сил пытаются поставить в один ряд со своими ПРИСЯГАМИ НА ВЕРНОПОДАНСТВО:

"Присяга" Чечни 1733 года. 
НО!! за 11 лет до этого >> в 1722 году чеченцы разгромили рускую банду с главорем по имени Петр1... А через два года после 1733 года >> в 1735 году чеченцы дали отпор Каплан Гирею и его 80 000 армии.

"Присяга" Чечни 1768 года. 
НО!! за 10 лет до 1768 года, а именно в 1758 году произошло нашествие на Чечню руских банд, возглавляемых главарем по имени Фрауендорфом. В томже 1758 году нашествие грязных полчищ калмыков на Чечню.

"Присяга" Чечни в 1778 году.
НО!! за четыре года до 1778 года, в 1774 году в Чечне произошло очередное востание, которое было подавлено.

"Присяга" Чечни 1781 году.
НО!! через буквально два года в 1783 году чеченцы поднимают очередное восстание, которое в 1785 году возглавил Шейх Мансур.
В том же 1783 году руски бандформирования напали на села Алды и Атаги, где произошли серьезные сражения. Через два года после этого в 1785 году чеченцы разгромили банду Пьери у села Алды.


"Присяга" Чечни в 1807 году. 
НО!! В 1807 году произошло новое нашествие руских на Чечню. 

И так, как мы можем видеть все так называемые присяги чеченцев приносились после ожесточенных и кровопролитных сражений. Тогда как ингуши буквально ни сделав даже сотой доли из того, что сделали мы, ПРИСЯГАЛИ русни.
И о каких присягах Чеченцев они нам пытаются рассказывать?

Вопрос о независимости чеченцев не следует вообще поднимать, ибо покорить их невозможно..."
(ЯН ПОТОЦКИЙ:
"ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АСТРАХАНСКИМ СТЕПЯМ И ПО КАВКАЗУ"
//Ян Потоцкий (1761-1815)//
Купчигушам
Купчигушам от 9 мая 2023 15:02
Так ингуши реально безмозглые овцы. Они буквально сами верят, и остальным пытаются доказать, что их присяга на вернослужение руским это тоже самое что и "присяги" Чечни. . Если ингуши утверждают о присягах чеченцев, то они тогда непременно должно разъяснить, как наш народ смог потерять больше половины своего население в войне с росией, если мы им присягали?
Более того, в первую очередь им обязательно придется объяснить с кем же руские воевали в Чечне в течении нескольких сот лет? Пусть эти овцы растолкуют эти противоречивые их вбросы. Как они себе представляют ситуации, когда одновременно присягают и тут же воюют против тех, кому присягнули?

Наши никогда не соблюдали никакие "мирные" присяги с рускими. Сами руские признавали, что чеченцам нельзя доверять и верить их "мирности" и "присягам".

"Чеченцы издавна представляють из себя народъ вполне свободный отъ всехъ соціальных формъ; народъ этотъ идеально-демократическій; онъ не имеетъ никакихъ сословій-ни князей, ни дворянъ, ни духовенства, какъ сословія. Такъ какъ до водворенія власти Шамаля, т. е. до 1840 года, въ Чечне не было ни выборныхъ, ни наследетвенных представителей, то понятно, что чеченцы назывались «подоластными» Россіи только на бумаге и въ донесеніяхь пограничныхъ русскихъ властей. Несколько лучшее понятие о прежнемъ отношеніи чеченцевъ къ русскимъ даютъ слова « мирной и не мирной», вошедшія вы употребленіе со времёни учрежденія кордонной линіи, протянутой вдоль по Тереку. Мирными чеченцами назывались те, которые открыто приходили къ русскимъ, пользовались ихъ гостепріимством, заводили свои торговыя дела и, окончив ихъ, якобы мирно возвращались домой. Ничего не мешало этому сегодня мирному сделаться завтра не мирнымъ, т. е. явиться на левый берегъ Терека, тайкомъ угнать станичный скотъ, забрать пленныхъ и съ добычей возвратиться на свою сторону, съ темъ, чтобы на другой день вновь явиться въ качестве мирнаго.

ВОЕННО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ
ОПИСАНІЕ
ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Издаліе Отдела генеральнаго штаба Кавказскаго Военного
Округа.Тифлис. Г.Н.Казбекъ.1888. Стр 6-7
Нрнрнрнонрр
Нрнрнрнонрр от 10 мая 2023 19:01
Проблема даже не в том, что аварцы, ингуши... или кто то ещё о нас что там пишут, проблема в том, что наша сторона толком не может грамотно,верно и по фактам ответить на всю их писанину. Максимум что с нашей стороны могут сделать, так это в ответ на их брошюрки наши начинают какую-то лютую дичь нести в перемешку с оскорбления и матом. Например, я ещё ни разу не встречал такого грамотного, конкретного и убедительного ответа с максимальной детализацией и разбором фактов, как это сделал в этой теме участник под ником Гунотребуют. Он прям по полочкам разобрал этот авароингушскокумыкский бред про дань и Лаудаева, который, якобы, писал про все это.
Советую всем перечитать его посты, и посмотреть как надо контраргументировать!

Нрнрнрнонрр
Нрнрнрнонрр от 10 мая 2023 19:19
Вообще я заметил одну особенность за аварцами и ингушами. И те, и другие судя по всему особо со своей головой связи не имеют. Иначе как объяснить непреодолимые противоречия в суждениях, например, аварцев. К примеру, если аварцы в 18 веки смогли захватить всю Чечню, и вся они им принадлежала, то почему в самом Дагестане аварцы не смогли расширить свои земельные владения? Как же так получилось, покорить нас они смогли, а у себя ничего не смогли сделать для увеличения своих земель?
Вы просто посмотрите на карту Дагестана в этническом разрезе, и вы увидите, что самое худшее положение по земле имеют именно аварцы
Нрнрнрнонрр
Нрнрнрнонрр от 10 мая 2023 19:45
Насколько я понимаю, то все эти царства, княжества и королевства, которыми дагестанские народы меряются и возвышаются друг над другом, пытаясь возвысится над соседями убеждая всех вокруг, и, в особенности, нас, на самом деле были всего-то мелкими ханствами состоящими буквально из нескольких сел: два-три села = царство, два-три села=царство, два-три села ещё одно царство... Но сегодня эти народы пытаются придать этим мелким ханствам статус равный чуть ли не региональной, а то и мировой держава. 
Одним словом фантазии без границ!
Умар
Умар от 14 мая 2023 13:24
Не совсем понятно почему ингуши так упёрлись в эти "присяги" Чечни. Тут только одно из двух может быть, либо они по-настоящему считают, что ингушская присяга равна нашим, либо они все прекрасно понимают и осознают, но все равно их лживость берёт верх, по причине чего ингуши продолжают нагло лгать. 
Видимо они действительно не понимают суть того, что говорят. В Чечне этих "присяг" было, наверно, 100500 штук. У нас после кождого сражение в каком-нибудь населённом пункте, русские заставляли уцелевших жителей подписывать эти бумажки. А что ещё оставалось делать? Не подпишешь перебьют выживших и уцелевших в бою. Вот и подписывали их, с целью потом подтереться это бумажкой. А что мы видим у ингушей? Одно ПРИСЯГА на века. Они только обновляли их. А так их присяги были по-настоящему ПРИСЯГАМИ. Никаких реальных и настоящих сражений и боёв на ингушских землях никогда не было! Вот хоть реально всю Ингушетию верх дном переверните, так и не найдете их. 
В Чечне отдельно взятое село имеет больше боевой истории, чем вся Ингушетия вместе взятая!
Так что ингушам бы вообще помалкивать на счёт присяг.
ВайНахчиДу
ВайНахчиДу от 17 мая 2023 15:12
Ингуши даже с осетинами не потянут тему о КВ, кто больше в ней принял участия. А они пытаются бодаться с нами в этом вопросе. С чеченцами, которые были в КВ главной силой и лидером сопротивления. 
Да, у нас были предатели, стукачи, проводники, которые заводили врага в тыл, были перебежчики, были и те, кто отсиживался в тылу, но это естественно для народа, который ведёт борьбу за свою веру и свободу. Не бывает такого, чтобы всех их не было. Нет ни одного народа, у которого всех их не было бы. Но при всём этом наш народ был в авангарде той борьбы. А вот где были ингуши в этот момент, и были ли среди них они? Нет! Так как ингуши всем народом были на стороне русни. Вот вам и реалии. 
Нрнрнрнонрр
Нрнрнрнонрр от 21 мая 2023 21:43
ВайНахчиДу,​Ну так об этом и речь. Это покажется странным но предательство это естественный процесс для того народа, который ведёт борьбу против захватчиков.
Немыслимым является в такой ситуации отсутствие   предательства, доносительства со стороны отдельно взятых соплеменников. Но вместе с тем, народ ведёт непремеримую борьбу. А Чеченцы действительно вели отчаянно непремеримую борьбу. И упрёки ингушей в наш адрес выглядят странно. Тем более сами они поголовно были на стороне нашего врага. 


Хххххххх
Хххххххх от 30 мая 2023 23:02
С Лаудаевым аварцы походу жОстка обламались. Он у них был истинной в последней инстанции, в теории про дань и как половина Чечни аварцам принадлежала. А тут вдруг выясняется мало того, что ни про какую дань и владений Чечней авароханами Лаудаев не писал, так ещё выясняется, если читать его, то чеченцы у аварцев огромные земли отжали. В его книжке это же чётко и ясно говориться. Но, видимо, аварцы действительно даже не знают, что книжки надо читать а не выдерживать цитаты из контекста и рассматривать картинки😂😂😂😂
Хххххххх
Хххххххх от 30 мая 2023 23:03
Гунотребуют 👍 👍 👍 👍 
LamroLom
LamroLom от 1 июня 2023 20:58
Лёгкость покорения ингушей и отказ осетин от покорности!


"Девятого июля, как только колонна Абхазова перешла на правый берег Терека, тотчас же завязалась перестрелка. В джераховском ауле Калмикау засели кистины, пришедшие сюда из своего ущелья, и между союзниками не замедлила произойти серьезная распря. Джераховцы хотели положить оружие, а кистины выгнали их вон из их же деревни и объявили, что будут защищаться одни. Абхазов приказал начать атаку. Но едва войска тронулись вперед – кистины бежали и были горячо преследуемы, как осетинами, так и линейными казаками, до тех пор, пока страшная крутизна гор не остановила кавалерию. Тогда конницу сменили егеря, и кистины окончательно рассеялись…

Легкость покорения ингушцев превзошла самые смелые расчеты Абхазова; даже незначительные сопротивления, встреченные войсками при Калмикау, в Обине и на Сугуламе, не изменили общей картины этого счастливого для нас похода. Через неделю войска уже возвращались обратно на Терек. Погода, до этого времени хорошая, теперь совершенно испортилась, начались туманы, пошли дожди, и дороги в горах так разгрязнились, что движение по скользким тропам, проложенным над кручами, сделалось крайне опасно. Войска шли медленно, небольшими переходами, принимая везде заявление покорности, – и если эта покорность не была чистосердечна и искренна, то все же она должна была надолго сдержать хищные инстинкты населения.

Из Владикавказа Абхазов отправил прокламации в Осетию, и прежде всего к таугарцам, приглашая их последовать примеру ингушей и покориться без сопротивления. Таугарцы отвечали отказом. Беслан Шанаев успел уже собрать до двух тысяч человек и, признанный единодушно начальником восстания, занял перевал из долины Терека в долину Геналдона.

(X. ЭКСПЕДИЦИЯ В СЕВЕРНУЮ ОСЕТИЮ
Василий Александрович ПОТТО
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА
Том 5. Время Паскевича, или Бунт Чечни)
LamroLom
LamroLom от 1 июня 2023 22:07
Безусловно Чеченцы были главной силой той войны! Наш народ был главным героем всей этой страшной бойни. Ни черкесы, ни кабардинцы, ни дагестанцы, и уж тем более ингуши, которые при первом же шухере бежали к сопогу русни. А именно Чеченцы! Тот же Дагестан, который в три раза больше Чечне держался только благодаря нашему народу.
Кто вообще смеет нам притензии предъявлять?

"Впоследствии, когда въ Дагестане рас-пространился мюридизмъ и началась проповедь газавата, чеченцы были главнымъ оплотомъ и поддержкою имамов и особенно Шамиля, находившаго у них верный пріютъ въ трудныя минуты своей политической деятельности. Падение власти Шамиля началось съ того времени, когда съ нашей стороны явилось сознаніе, что путь къ покоренію Дагестана ведетъ черезъ Чечню. Для открытія этого пути все усилія нашихъ войскъ, въ последніе годы борьбы съ мюридизмомъ, были направлены къ проложенію широкихъ просекъ чрезъ неприступные чеченскіе леса. В 1863 г. среди чеченцевъ возникло и быстро распространилось фанатическое учение зикра, грозившее одно время нарушить
спокойствіе всего края. Наконецъ, въ 1877 г., въ последнюю турецкую войну, легковерный, воспріимчивый и воинственный чеченскій народъ
первый поднялъ знамя возстанія противъ русской власти во имя ислама и своимъ примеромъ увлекъ населеніе Дагестана.

(Путеводитель по Кавказу. Типография Канцел. Пглавновачальствующего гражд. частью на Кавказе. Составил Е. Вейденбаум. Тифлис. 1888 г. Стр 95)
ЯСАК
ЯСАК от 13 августа 2023 11:23
{text}Во все текстах, где речь идёт о том, что, якобы, чеченцы кому-то платили дань, говориться не о дани, а о ЯСАКЕ. В оригинальных текстах 18-19вв авторы говорят именно о ЯСАКЕ, а не про дань. Ясак - это плата за пользование чужим имуществом, например, земля, лопата, лошадь, молоток, машина..... Но современные авторы в своих целях, переиздовая ранние источники, слово ЯСАК намеренно меняли на слово ДАНЬ. Отсюда и это искаженное понимание данного вопроса. Вот яркий тому пример. "На земле же князей Бековичей живут и пользуются ею: 1. жители аула Псидах, составившийся первоначально из Надречных чеченцев и увеличенный впоследствии различными выходцами, по большой части самовольно поселившихся в этом ауле и платящих поземельную подать (ясак) князьям Бековичам, их по переписи комиссии 1863 года дворов" (ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 7. л. 3-13) В тексте совершенно чётко и ясно говорится о ЯСАКЕ: "...платящих поземельную подать (ясак)..." Но сегодняшние умники вместо слова ЯСАК используют слово ДАНЬ, придавая этому определенный смысл. Так и появляются лже теории.
ЯСАК
ЯСАК от 13 августа 2023 11:34
Во все текстах, где речь идёт о том, что, якобы, чеченцы кому-то платили дань, говориться не о дани, а о ЯСАКЕ. В оригинальных текстах 18-19вв авторы говорят именно о ЯСАКЕ, а не про дань.
Ясак - это плата за пользование чужим имуществом, например, земля, лопата, лошадь, молоток, машина..... Но современные авторы в своих целях, переиздовая ранние источники, слово ЯСАК намеренно меняли на слово ДАНЬ. Отсюда и это искаженное понимание данного вопроса.
Вот яркий тому пример.


"На земле же князей Бековичей живут и пользуются ею: 1. жители аула Псидах, составившийся первоначально из Надречных чеченцев и увеличенный впоследствии различными выходцами, по большой части самовольно поселившихся в этом ауле и платящих поземельную подать (ясак) князьям Бековичам, их по переписи комиссии 1863 года дворов"
(ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 7. л. 3-13)

В тексте совершенно чётко и ясно говорится о ЯСАКЕ:

"...платящих поземельную подать (ясак)..."

Но сегодняшние умники вместо слова ЯСАК используют слово ДАНЬ, придавая этому определенный смысл. Так и появляются лже теории.  
ЯСАК
ЯСАК от 13 августа 2023 11:43
Обратите внимание на эту цитату из того же источника:

"...самовольно поселившихся в этом ауле..."
(ЦГА КБССР, ф. 40, оп. 1, д. 7. л. 3-13)

"Самовольно" то есть Чеченцы даже разрешение спрашивать не стали, а просто по своему хотению там поселились.

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

НОВОСТИ. Дайджест

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"