Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Роман - как "Аврора". Аврора - как Чечня


Просмотров: 4 893Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
 

Роман «Аврора» оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, чувственное наслаждение. Роман трогает душу читателя, вызывает его эмоционально-личностную реакцию. Читая ибрагимовский роман, понимаешь, насколько художественная реальность, воплощенная в романе, соответствует реальности действительной. Временами кажется, что нет особого различия между реальной действительностью и вымышленной реальностью. В этом – талант и гений писателя Канты Ибрагимова. Однако не следует забывать, что мир романа «Аврора» - всего лишь условность, его мир - это мир вымышленный. Даже если бы Канта Ибрагимов строго опирался на фактический материал, все равно не обошлось бы без творческой роли вымысла. Вымысел является сущностной чертой любого художественного произведения, в том числе и романа «Аврора». Он проявляется в принципе отбора и построения в структуре композиции изображенных в произведении явлений, фактов, событий. Например, явление по названию соответствует конкретному историческому событию, но не соответствует ему по дате. Например, тот же референдум - 2004 год вместо 2003 года.

 

Содержание романа «Аврора» - реальность. Его нельзя придумать – оно пришло в роман из жизни. С формой – иначе. Она может быть любой, и даже неправдоподобной, потому что она существует для отражения содержания романа. Так, и Цанаев, и Аврора, и Бидаев – плод воображения Канты Ибрагимова, они условны, поскольку никогда не существовали в реальности в таком виде, в каком воплощены в романе. Однако не являются условностью и вымыслом Россия, Чечня, военные действия, борьба с международным терроризмом, искусственно созданный СМИ негативный образ чеченца, референдум и т. д. Это – реалии жизни.

 

Мы уже отметили то обстоятельство, что действительные характеры и взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а творчески преломляются через собирательный образ. Так, Канта Ибрагимов в романе «Аврора» выбирает из действительности наиболее характерное, усиливает эту характерность и воплощает ее в конкретном художественном образе. Так создается образ героя, действующего лица - вымышленная личность со своим характером, принципами, мировоззрением, психологией. Таковы все герои романа «Аврора».Чувственное восприятие всегда опережает эмоциональную реакцию, мы воспринимаем в ибрагимовском романе «Аврора» сначала его форму, а потом через нее - соответствующее художественное содержание. Ясно, что в любом художественном произведении равно важны и форма, и содержание. По мнению Г. Д. Гачева и В. В. Кожинова, «любая художественная форма есть не что иное, как отвердевшее, опредметившееся художественное содержание». Содержание формы – данность, она реально воспринимается читателем и состоит из множества художественных приемов и элементов, среди которых не последнее место занимают тема, проблема, идея и т. д.

 

Структурно роман «Аврора» имеет одну особенность – он не разбит на главы и разделы. Композиция романа проста, сюжет тоже прост. Однако, несмотря на это, части романа, разделенные звездочками, объединены друг с другом настолько тесно, что это уподобляет «Аврору» гармонично созданному, упорядоченному живому организму. Это облегчает чтение и восприятие самого романа. Поэтому содержание и форма романа взаимно дополняют друг друга, создавая единое целое. Тематика романа «Аврора» многогранна, она состоит из множества тем. Это – взаимоотношения людей в российском обществе, в чеченской семье, между мужем и женой, отцом и детьми, возлюбленными; отношение человека к религии, обычаям и традициям отцов; преступное поведение отдельных представителей спецслужб, правоохранительных органов; морально-нравственные ценности, установившиеся как в обществе, так и в научной среде и т. д.

 

В романе «Аврора» явно различаются темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические темы - это характеры и обстоятельства, рожденные в конкретной социально-исторической среде, т. е. во время военных действий и после них. Они локальны и не повторяются в другое время. Таковы, например, тема авианалетов и артобстрелов населенных пунктов Чечни во время двух военных кампаний. Вечные темы повторяются в истории разных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи. Таковы, например, темы любви и дружбы (Цанаев и Аврора, Цанаев и Ломаев), взаимоотношения поколений (Цанаев и его дочь), тема взаимоотношений человека и представителей власти (Цанаев и Федоров).

 

Таким образом, роман «Аврора» - произведение, в котором сталкиваются не одна, а несколько тем. Однако главная тема – это тема незаурядной личности, чеченской женщины Авроры и незащищенность простых людей от преступных действий оборотней в погонах. Все остальные темы – тема любви, тема преследования родственников тех, кто воевал, - племянников Авроры, тема подтасовки фактов и продажности оборотней в погонах - Бидаев, тема нечистоплотности отдельных чиновников, тема взаимоотношений мужа и жены, общества и человека – побочные. Все они помогают раскрыть главную тему – тему непоколебимости характера, взглядов, принципов и моральных ценностей главной героини.

Превращенная «оборотнями в погонах» в террористку Аврора погибает. Ее взрывают, чтобы засвидетельствовать очередной теракт. Чтобы еще раз оповестить через СМИ: чеченцы – террористы. Отсюда вывод: террористов надо уничтожать. Ясно, что там, где уничтожение, - всегда война. А там, где война, – всегда обогащающиеся, повышаемые и награждаемые. Пожирая несметные материальные и людские ресурсы, война ослабляет государство, а это – на руку внутренним и внешним врагам. Однако Аврора и по образу мышления, и по наличию цели - не террористка. Она - живая бомба в чужих руках. Ее беда в том, что она ничего не может сделать в этой ситуации. Чтобы избежать человеческих жертв, она отбегает в сторону и предупреждает людей о грозящей им опасности. Рассказ о последних минутах жизни Авроры автор романа передает через уста Ломаева. Он рассказывает находящемуся в больничной палате Цанаеву, как погибла Аврора. Ломаев говорит: «Она на бегу отшвырнула двух ментов из оцепления и побежала в поле, на ходу крича: «Уходите, не подходите, берегитесь, я сейчас взорвусь! Спасайтесь!» - ее рванули».

 

Проблематика романа «Аврора» - это область осмысления, понимания писателем Кантой Ибрагимовым отраженной им реальности. Здесь проявляется ибрагимовская концепция мира и человека, где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где главная тема рассматривается под определенным углом зрения. В романе параллельно приводятся размышления как самого автора, так и главного героя Цанаева, есть письмо племянника Авроры, есть и письмо самой Авроры, адресованное Цанаеву, из мыслей и идей, высказанных в них, складывается целостная авторская концепция реального мира и реального человека.

 

В отличие от тематики проблематика - субъективная сторона художественного содержания, поэтому в ней максимально проявляется индивидуальность писателя, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л. Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету». И проблематика романа часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности произведения. В романе «Аврора» явно просматривается сразу несколько типов проблематики. Например, национальная. Канта Ибрагимов пишет в романе «Аврора» о судьбе современной России, чеченского народа, национальной судьбе россиян, потому что герои романа – граждане России, действие происходит то в Москве, то в Грозном. Вплетен в ткань повествования романа и другой тип проблематики: нравоописательный. В романе «Аврора» описываются состояние российского общества и отдельных его слоев, например, научной среды - как, каким образом люди, далекие от науки, получают ученые степени и звания. Примеры – Ломаев и Забаев. Автор романа хорошо знает эту среду. Он – доктор экономических наук, профессор.

 

Социокультурная проблематика представлена в романе «Аврора» показом устойчивых, сложившихся, повторяющихся черт бытия и сознания людей. Осмысливаются, как правило, такие свойства и качества, которые характерны для очень широкой группы людей, иначе говоря, состояние общественной среды. Как пример – ложные образы, журналистские штампы, созданные СМИ не без подсказки отдельных политиков и политологов. «Чеченец - бандит», «чеченец – террорист» - один из них. В противовес такому идеологическому прессингу, К. Ибрагимов мастерски использует в своем романе ценный литературный прием. Качества, присущие в принципе большинству представителей данной среды, в характере главной героины Авроры он возводит в некую степень, гиперболизирует (таков, например, образ Авроры). Ей не свойственны такие качества, которых нет в массе, в людях той социальной среды, которую она представляет.

 

Действительно, если взять общий для всего романного содержания проблемный интерес - интерес к личности, к личностному началу, - то легко можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна и писатели могут подходить к ее осмыслению с нескольких принципиально различных сторон.

 

Часть 3

 

Идейный интерес Канты Ибрагимова обращен на то, как поток событий окружающей реальности, случайные и неслучайные, благоприятные и неблагоприятные, выпадающие на долю человека, постепенно меняют его положение и как сам человек проявляет себя в этом безостановочном потоке несущих его жизненных коллизий. И здесь уместно затронуть следующую проблему, представляющую глубинную основу человеческой личности - идейно-нравственную сущность человека. В ней интерес Канты Ибрагимова сосредоточен на жизненной позиции человека и на процессах изменения этой позиции; в центре романа «Аврора» - философский и этический поиск, попытки человека ответить на вопросы о смысле жизни, о добре и зле, правде и справедливости. И этим занимается Цанаев - человек преклонного возраста, профессор, личность устоявшаяся, но вынужденная измениться под влиянием новых социальных реалий.

 

В ходе поиска истины Цанаев ничего не принимает на веру, он предпочитает лично проверить любую поступившую информацию, потому что только выстраданная правда имеет для него ценность. Поэтому идейно-нравственные искания Цанаева связаны с душевными драмами, страданиями, трагизмом. Вырабатывая собственную жизненную позицию по отношению к тем или иным социальным проявлениям, Цанаев решает вопрос о личной нравственной ответственности. И он вынужден идти на компромиссы. Иначе невозможно – жизнь уже другая, не та, в которой формировался характер Цанаева. Поэтому не случайно становление личности Цанаева в новых условиях проходит в постоянном столкновении его «правды», жизненной философии с фактами действительности, с иными «правдами». Намного проще и легче Ломаеву и Забаеву, они давно перестроились и угрызения совести их уже не мучают.

 

Сопоставление разных «правд» - это внутренняя работа души и мысли, спор с самим собой - внутренний диалог. И он ярко проявляется в монологах Цанаева. В результате та «правда», к которой приходит Цанаев, - это не абстрактное безличное философствование, а живое, эмоционально насыщенное, очень личностное и конкретное понимание мира героем. Как известно, другим структурным компонентом содержания наряду с тематикой и проблематикой является идея. Однако содержание романа не сводится только к идее, а оказывается гораздо сложнее. Собственно идеи, система авторских оценок и авторский идеал и составляют идейный мир романа. Если тематика - это область отражения реальности, а проблематика - область постановки вопросов, то идейный мир - область художественных решений. Это та сфера, где становится ясной авторская позиция.

Очевидным проявлением авторской позиции является система авторских оценок. Художественный образ - не механическое копирование, а авторское пристрастно-избирательное отношение к художественной реальности, созданной в романе. В принципе система авторских оценок в литературном произведении понятна без специального анализа: так, нам ясно, что К.Ибрагимов положительно оценивает характеры Авроры, Цанаева, Самойлова и отрицательно - Бидаева, Забаева, Федорова; очевидно положительное отношение К. Ибрагимова к семье, основанной на любви, и его отрицательное отношение к войне как к «противному человеческой природе» делу.

 

Однако все чаще в художественных произведениях мы сталкиваемся с авторской оценкой, включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Такое происходит из-за того, что сами характеры содержат в себе противоположные тенденции, которые невозможно оценить только со знаком плюс или минус. Таковы, например, Цанаев и Ломаев. Безусловно, правомерно считать положительными сторонами в их характерах честность, целеустремленность, способность измениться в лучшую сторону, практичность, умение отстаивать свои убеждения и т. п., а отрицательными - слабоволие, неуверенность в собственных силах, отсутствие бойцовских качеств. Конечно, трудно разложить характер героя на «плохие» и «хорошие» качества. В романе «Аврора», как в жизни - не все так просто: недостатки часто соседствуют с достоинствами. Другое дело - характер Авроры, она представлена в романе только в положительном плане, гиперболизированно, без видимых недостатков.

 

Как известно, система авторских оценок в художественном произведении всегда опирается на авторский идеал, на тот свод мнений, представлений писателя о том, какой должна быть идеальная личность. Ибрагимовский идеал чеченской женщины в романе «Аврора» воплощен в образе Авроры. Она в представлении писателя - идеал человека, личности, ученого, женщины: безупречная, основанная на национальных традициях нравственность, умение вести себя в любой ситуации, не теряя собственного достоинства, верность чувству, ум и проницательность. Но у Авроры тоже есть недостаток. Ей не хватает готовности бороться в любых условиях на любом уровне властной иерархии. В принципе это понятно. Она – женщина, чеченка. В условиях, когда все чеченцы объявлены террористами, она не верит системе сложившихся политических и социальных ценностей. Не верит органам государственной власти. Не верит тому, что есть неподкупные, честные люди среди представителей силовых структур – в правоохранительных органах.

 

Другое дело – Цанаев, он наоборот считает, что если о противоправных действиях оборотней в погонах станет известно наверху, справедливость сразу будет восстановлена. Поэтому и называется в романе фамилия генерала Кондратенко из ФСБ, начальника особого департамента, который осуществляет контроль за деятельностью собственных сотрудников. Самойлов советует Цанаеву в противостоянии с Бидаевым озвучить фамилию Кондратенко или название возглавляемого им департамента. Но помогает не столько даже фамилия Кондратенко, сколько наступательный характер самого Цанаева, которому терять уже больше нечего. И его смертельный враг Бидаев бежит, поджав хвост, хоть и временно, но отступает. И это – маленькая победа Цанаева. Это – начало его рождения как бойца. И тут вспоминается авторский прием, в основе которого лежит принцип накопления, нарастания. Вначале сам Цанаев твердит себе, что он – не боец. И это повторяется довольно-таки часто. Потом в процессе развития событий вместо утверждения «не боец» возникает удивленно-неутвердительный вопрос «не боец?», а потом, когда критическая масса несправедливости накапливается, нарастает настолько, что деваться уже некуда, возникает утвердительное «боец». Т. е. к концу повествования даже такой слабак, как Цанаев, под воздействием жизненных обстоятельств и условий, непоколебимого характера Авроры становится настоящим бойцом, который готов бороться за справедливость. Эта эволюция характера и мировоззрения Цанаева воплощена К. Ибрагимовым настолько ярко, талантливо, убедительно, что и сам читатель готов уже к концу романа преобразиться, измениться, стать сильнее и решительнее в борьбе со злом. И это – несомненная творческая удача Канты Ибрагимова.

 

Даже Федоров, не растерявший, как Бидаев, всех лучших человеческих качеств и достоинств, признает, что Аврора достойный человек, благородная дама. А вот как Федоров характеризует Бидаева, он говорит: «Бидаев… на все горазд, ничем не гнушается, и, по-моему, ваше чеченское-кавказское достоинство даже мимо него не проходило».

Как известно, художественный мир, воплощенный в романе, проявляется в отдельных деталях. Это - элементы пейзажа, портрета, отдельных вещей, поступков, особенностей речи и т. п. В романе мало деталей, свидетельствующих о внешности героев, мы не знаем, как они выглядят, какие у них глаза, руки, как они ходят, как смеются или плачут. Всего этого в «Авроре» нет. В принципе, автору этого и не нужно. Характеры героев романа «Аврора» ярко воплощаются в их поступках, действиях, разговорах, оценках. Однако отсутствие деталей о внешности, манерах, повадках, привычках Авроры, Цанаева и других делает их образы несколько размытыми. Литературный портрет – это изображение в художественном произведении всей внешности человека, включая сюда и лицо, и телосложение, и одежду, и манеру поведения, и жестикуляцию, и мимику. С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. Портретного описания героев в романе нет. Однако это не делает его менее художественным.

 

В изобилии присутствуют в романе другие детали. Например, описание пейзажа. «Уже был март, но погода все еще держалась зимняя – влажный холодный ветерок, мокрый снег, слякоть. Вечерело». Пейзаж в романе «Аврора» выполняет не функцию обозначения места действия, а, скорее всего, душевное состояние героев. Зачастую отношение к природе показывает нам некоторые существенные стороны характера или мировоззрения персонажа. Так, встревоженность Цанаева усиливается дождем и грозой.

 

Важные события в романе разворачиваются в Чечне – в Грозном. Автор показывает унылый грозненский пейзаж, состоящий из сплошных руин и развалин. Для Цанаева Грозный – послевоенный город, где господствует разруха, нищета, бездушие, где царит культ силы, где сосредоточены люди с оружием с их вседозволенностью и безнаказанностью.

В то же время образ Грозного выступает как образ мечты, надежды, возрождения. Заветная мечта героев романа о мире, спокойствии, восстановлении Грозного будет претворена в жизнь сыном Главы республики – Кадыровым-младшим.

 

Как известно, слово, язык, стиль – основа любого художественного произведения. Это – отдельная тема. Тем не менее, сказать вскользь о лексике и стилистике романа «Аврора» следует. В отличие от некоторых своих произведений, например, «Дом проблем», «Учитель истории», «Сказки Востока», Канта Ибрагимов использует в романе «Аврора» более упрощенный, более понятный и близкий читателю стиль и язык. Некоторые критики могут упрекнуть писателя в том, что язык и стиль романа «Аврора» являются публицистическими, а не литературно-художественными. Доля правды в таком утверждении будет. Однако это тоже – своеобразное новаторство Канты Ибрагимова. Он использует в романе «Аврора» смешанные стили. Так делали А. Чехов, М. Шолохов, Ф. Абрамов, В. Шукшин и другие русские классики. Публицистический стиль плавно переходит в художественный стиль и наоборот. Такой подход продиктован внутренней ритмикой повествования, особенностями развития сюжета, эволюцией характеров героев.

Однако вместе с тем есть и стилистические упущения. Так, например, в самолете Цанаев «развернул газету – и вновь статья о Таусовых, точнее о брате». Пересказав вкратце содержание газетной публикации, автор романа описывает душевное состояние Цанаева, и тот размышляет: «Конечно, в этом очерке сплошная ложь» и т. д. Здесь слово «очерк» не уместно. Следовало использовать другой журналистский термин, скажем, «статья», «заметка», «корреспонденция», но не «очерк». Очерк – журналистский жанр, как правило, используемый для повествования о положительном герое в положительных тонах. Отрицательный человек героем очерка обычно не бывает. Он становится героем либо критической статьи, либо милицейской хроники, либо фельетона, либо реплики.

 

И вот думаешь: что это - ошибка автора и Цанаева или намек на то, что Таусовы – герои положительные? Но даже если так, то сам газетный материал быть очерком не может. Однако Цанаев имеет право думать так, как думает. Тем более, что Таусовы в его представлении не боевики, не террористы, а ополченцы, вставшие на защиту Родины. И, если вспомнить, что во время одной из встреч с Цанаевым даже Глава республики характеризует братьев Таусовых как «бескорыстных, идейных, настоящих патриотов», ясно, что утверждать использование термина «очерк» ошибочным уже не хочется. Ясно также, что, если бы Таусовы выжили, если бы состоялась их встреча с Главой республики, то Таусовы, как и многие другие чеченские бойцы, перешли бы на сторону новой власти. Даже старик-сторож говорит о них: «Ее братья – къонахи», т. е., как переводит это слово сам писатель, «благородные витязи, настоящие мужчины». Однако в другом месте тоже использован термин из журналистики неверно. Цанаев в гипсе. Он награжден орденом. Это – сразу после референдума. У него берут интервью журналисты. И этот эпизод, как пишет автор, «показывают во всех новостийных программах центрального телевидения». Нет в журналистике новостийных программ, есть новостные программы.

 

В романе Канты Ибрагимова широко использованы разные лексические пласты: архаизмы, историзмы, жаргонизмы и неологизмы. Они помогают автору создать единую картину жизни с помощью разные лексических, изобразительно-выразительных средств. Вместе с тем, редко, но встречается в романе, к сожалению, и неудачное использование лексических норм языка. Например, «из последних потуг он хотел привстать – рухнул». Я понимаю, что экспрессия слова «потуги» – сильнее, более эмоциональнее, но в данном контексте следовало использовать слово «сил», это позволило бы избежать негативного восприятия текста. Или еще - в другом месте автор пишет: «тронулся» к двери, вместо того, чтобы написать «направился». Или - «Цанаев бросился, от удара полетел, упал всем телом на разбитые кирпичи, почувствовал сильную боль». Бросился куда, как, на кого или на что – не сказано. В принципе понятно, что бросился на Бидаева, но написать об этом следовало. Или еще: «…он (Бидаев – М. М.) фактически бежал, и где-то за сквером свистнула резина». Но до этого нигде не сказано, что Бидаев приехал на машине, что он вскочил в машину, что он резко рванул машину вперед, но даже если всего этого нет, то даже тогда словосочетание «свистнула резина» неудачное, лучше воспринимается «послышался визг шин».

 

В романе немало опечаток. Например, «Федоров на хочу прикурил», должно быть «на ходу». Или: «Я ученый секретарь, и требую у вас только одно: как положено по форме и содержанию написать научный отчет». Это говорит Аврора. Она – грамотный человек. Вряд ли она не знает, что надо говорить: «требую от вас только одного». И таких примеров – достаточно. Если некоторые из них можно воспринять как авторский прием, то другие следует рассматривать как явное корректорское упущение. Однако, несмотря на все изъяны, подчеркиваю, ибрагимовский роман «Аврора» состоялся, это - целостное, самодостаточное художественное произведение, имеющее свою внутреннюю завершенность, сюжет, композицию, тему, идею, проблематику, героев, социальную реальность и способная к самостоятельной жизни. Роман «Аврора» имеет законченный идейный и эстетический смысл.

 

Роман «Аврора» не является механическим, зеркальным отражением, это – не строгое копирование действительности, он - отражение активное, личностное; такое, при котором происходит не только воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение. Канта Ибрагимов не воспроизводит действительность ради самого воспроизведения: сам выбор предмета отражения, сам импульс к творческому воспроизведению реальности, сама идея рождается у писателя из личностного, пристрастного, небезразличного взгляда на мир. Канта Ибрагимов – сын своего многострадального народа, патриот. Всю боль своего народа он пропустил через собственное сердце. Вот что он написал в своем блоге: «Я закончил роман «Аврора». Все это время находился в состоянии творческого транса: полностью погрузился в работу, а иначе не умею, не могу (особенно в последнее время). Все и вся мешало мне: любые посторонние звуки, звонки на мобильный телефон – раздражали. Вчера поставил точку после последнего предложения... Взглянул на часы, время 13:10. Честно говоря, был ком у горла. Тяжело…. Также тяжело писал «Детский мир», «Седой Кавказ» и «Прошедшие войны». Что получилось, не знаю... Внутри пустота. И вокруг пустота»…

 

Действительно, роман «Аврора», как и романы «Прошедшие войны, «Седой Кавказа», «Детский мир», «Учитель истории» и другие, это – синтез объективного и субъективного, отражение горькой реальной чеченской действительности и ибрагимовского толкования ее как исторического эпизода из жизни чеченского народа.

Мансур МАГОМАДОВ, доцент кафедры журналистики Чеченского государственного университета, кандидат философских наук.

Газета "Вести республики"


Вернуться в начало


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"