ДАЙДЖЕСТ: |
Вспоминается, как Владимир Иванович, там, высоко в горах, после изнурительной, но любимой работы, в доверительных беседах в палатках или на «этюдах» (В.И. Марковин всегда «в поле» активно занимался живописью: только чеченскому краеведческому музею он подарил перед войной, летом 1993 г., более 100 картин на кавказские темы – где они сейчас?) постоянно повторял, что нам, молодым чеченцам и ингушам, вернувшимся на родину, в первую очередь необходимо учиться, избавиться от пессимистических настроений, сложившихся в депортации. Мы прислушивались к таким советам и это позволило нам многого добиться. Думаю, что сегодняшняя молодежь Чечни нуждается в подобных советах.
В периоды средних веков и новое время горная Чечня состояла из отдельных обществ: Нохч-мохкахой, Аух(Арара-Аькхи), Аьккхи (горные), Мичик, Чаьнти, Мялхи, Чеберлой, Шарой, Шотой, Нашхой, Майсты, Садой, Терлой, Пешхой, Чинахой, Кей, Мержой, Хилдехарой, Галай, Мулкой, Орстхой и др. Каждое ущелье, которое они занимали в отдельности, до сих пор сохраняет руины жилых и боевых башен, склеповые сооружения и кладбища из каменных ящиков и грунтовых могил.
По мнению В.И. Марковина, весьма интересны архитектурные памятники до сих пор слабо изученного участка горной Чечни – общества Чеберлой, на границе с Дагестаном, возле высокогорного озера Кезеной-Ам, расположенного на высоте 1869 метров. К югу от озера, на расстоянии 5-6 км, у каньона р. Ансалта расположены два чеченских селения Хой и Кезеной, ныне мало населенные и представляющие руины башенных построек, разрушенных в ходе Кавказской войны Х1Х в. Западнее, в обширной котловине находится комплекс селений –Макажой, Джалкх, Игори, Буни, Ц1икара (Цикара), Орсо, Хиндой, Аре, Хархарой, Тундук, единственный в своем роде замок Алдам-Гези и другие. Все они объединяются под общим названием главного из них – Макажой. Из Макажоя через селения Хиндой и Аре ведут тропы в Шарой, к реке Шаро-Аргун и далее – в лесистую Ичкерию.
Вся эта территория, принадлежавшая обществу Чеберлой, археолого-этнографически мало исследована, хотя географы Х1Х и начала ХХ вв. часто упоминают отдельные факты из быта местного населения и бегло описывают некоторые башенные постройки и средневековые каменные стелы (К.Н. Зейдлиц, К.Н. Россиков, А. Россикова, К.Ф. Ган, Н.А. Буш, Г.А. Вертепов и др.).
Таким образом, Чеберлой – это уникальный заповедник древнего каменного зодчества чеченцев. Здесь очень много памятников чеченского изобразительного искусства – петроглифов. Их можно видеть на скалах замка Алдам-Гези, на стенах и арках башен в селениях Хой, Макажой, Хархарой, Хиндой и других.
- К сожалению, трагические события 1994-2004 годов принесли беду в этот райский уголок Чечни. В одночасье Чечня стала приграничной зоной, и теперь здесь грохочет тяжелая боевая техника, по ущельям разносится лязг гусениц танков, гул самолетов и вертолетов, треск стрелкового оружия, а следовательно, нависла опасность уничтожения древних археологических, этнографических и прочих памятников. Все это вызывает тревогу и опасение. Поэтому мы предлагаем военным людям бережно относиться к местным историческим памятникам, а также к флоре и фауне, при закладке пограничных застав и военных объектов, подбирая при этом территории, свободные от памятников древней и средневековой культуры Чечни – страны, к которой обращали свои взоры лучшие писатели России: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой. Ведь ей обязаны они многими своими произведениями. И именно они впервые «постарались заглянуть в душу горца, увидеть не только его непреклонность в борьбе, но человеческую тоску и сильную молчаливую любовь…», – так писал археолог-кавказовед В.И. Марковин. Он взывает к нам, чтобы прошлое мы сопоставили с живым, настоящим, прониклись уважением к старому и бесконечно разнообразному новому. И, если вы заинтересовались культурой вайнахов, их самобытным зодчеством, памятниками старины и вам захотелось самим полной грудью вобрать в себя горный воздух, увидеть полет орла и башни гор, то поезжайте в страну вайнахов. Здесь любят гостей! – советует ученый.
Древняя и средневековая история вайнахов всегда была темой научных интересов Владимира Ивановича. Например, из более 300 опубликованных трудов, 98 имеют прямое отношение к истории вайнахов. Среди них особое место занимают такие книги, как: «В ущельях Аргуна и Фортанги»; «В стране вайнахов»; «Дагестан и горная Чечня в древности»; «Каменная летопись страны вайнахов»; «Зандакский могильник эпохи раннего железа на реке Ярык-су»; «Археологические памятники Чечено-Ингушской АСССР» (соавтор В.Б. Виноградов). Не менее интересны по своему содержанию десятки статей, вышедших в различных академических сборниках, изданиях и научных журналах.
Ни один иногородний археолог, знающий его и знакомый с ним, не уезжал из Москвы, не побывав у него в гостях и не отведав вкусных яств, приготовленных супругой Владимира Ивановича – добрейшей Марией Ивановной. Гость всегда был согрет теплом и вниманием этой чудесной семьи. В этом гостеприимстве скорее всего проявлялись высоконравственные принципы его дворянского происхождения,сказывались многонациональные корни. Чеченская пословица гласит: «Шип акации изначально остр», т.е. уже в генах Владимира Ивановича были заложены доброта и порядочность. Его отец, Иван Алексеевич Марковин, был юристом, знал многие европейские языки, а мать – Жени Теодоровна Штейберг, уроженка г. Риги, помимо своего родного, немецкого, свободно владела русским, польским и латышскими языками. В такой порядочной, культурной и интеллигентной семье вырос В.И. Марковин.
Он ушел в иной мир на 86 году жизни. Многое повидал: и хорошее, и плохое – иначе не бывает. Но самое тяжелое – это терять родных и близких тебе людей, навсегда распрощаться с необыкновенными людьми, с которыми делил все – до последней крошки хлеба. Однако жизнь продолжается, и живым надо жить, согласно народной чеченской мудрости: «Молись Всевышнему, будто ты сегодня умрешь, трудись во благо, будто никогда не умрешь». В этом смысле Владимир Иванович был завидным оптимистом. Несмотря на свои тяжелые болезни, он активно продолжал работать и выдавать на-гора талантливо написанные книги и статьи. Так, в 2003 г. в соавторстве с Р.М. Мунчаевым он издает замечательную книгу «Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры», а в 2006 г. увидела свет его уникальная монография по наскальному искусству предгорий Дагестана. У Владимира Ивановича было еще много интересных задумок по истории вайнахов и горцев Северо-Западного Кавказа. Но,увы, для их претворения в реальность не хватило жизни – таков удел всех людей на этой грешной и в то же время прекрасной земле.
Муса Багаев, доктор исторических наук, профессор
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
СЕВАСТОПОЛЬ. Житель Симферополя вымогал деньги под предлогом помощи ВСУ
Команда-финалист лиги "Кавказ" выступит на фестивале КВН в Сочи
АБХАЗИЯ. Путин пригласил президента Абхазии на 80-летие Победы в Москву
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе внесли изменения в правила землепользования и застройки
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе простились с капитаном 1 ранга Валерием Николаевичем Транковским
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе внесли изменения в государственную программу развития образования
СЕВАСТОПОЛЬ. Правительство Севастополя утвердило отчет об исполнении бюджета за 9 месяцев