В чеченской культуре женщина — исток всех нравственных начал. Существует популярное выражение у чеченцев «Nenan mott» (материнский язык). Оно, по утверждению Яна Чеснова, охватывает весь комплекс этики, принципы нравственного поведения и представления о человечности и добре, которые должны переселиться от матери в детскую душу.
«Однажды у знаменитого человека спросили, какими такими свойствами он обладает, что столь прославился. Этот мужчина ответил, что ничего особого за собой не замечал. Вот только уважает его жена. А потому и вся семья. Уважение в семье вызвало такое же отношение односельчан. Уважение с их стороны определило уважение всей страны».
Приведенное предание, по мнению этнографа, — не просто мо-рализированный фольклор. Это исконный институт чеченского общества — приоритет женского начала. «Поэтому во вновь построенный дом первой положено входить хозяйке, которая затем приглашает войти супруга».
В богатом женскими персонажами чеченском фольклоре почти не встречается образ злой колдуньи или безобразной старухи, зато много места отдано женщине-матери и сестре. У чеченцев есть сентенция: «Нет мужчины, который исправил бы женщину. Но многие женщины из недостойных мужчин делают достойных». В чеченском институте кровной мести посягательство на жизнь и честь женщины оценивается «двойной кровью».
В старину считалось, что потеря семейной или родовой чести начинается с женщины, а древнее брачное правило гласило: «Ищи сыну семя (т.е. породу) «. Иначе говоря, в будущей матери должны быть те качества, которые перейдут к детям. Эта же мысль средоточена в упомянутом выражении “ Nenan mott».9 В чем же состоит логика ментальности чеченцев и какая роль в ней отводится женщине?
По мнению специалиста вайнахской этнографии Я. Чеснова, чеченское общество исторически всегда было поляризовано на мужскую и женскую части. Женский полюс означал природу, а мужской — культуру. «Разведение женского и мужского полюсов по оппозиции природа-культура — доказывается житейскими наблюдениями. Почему у чеченцев оппозиция природа-культура не только созерцаемое явление, а фактор социальности, причем выводимый скорее из полюса природы, чем культуры? Ответ может быть очень сложным и в то же время простым: этика жизни здесь является предпосылкой социальных норм, и эта этика жизни порождена женщиной».″″1 Остановимся теперь на некоторых категориях чеченской культуры поведения.
Прежде всего, это «Gillakh» и «O’zda». «Gillakh» — понятие близкое к этикету. Это внешнее проявление культуры поведения: мимика, жест, тональность.