Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Петр Услар и его роль в становлении грамматики чеченского языка


Просмотров: 3 271Комментариев: 2
ЧЕЧНЯ. Петр Услар и его роль в становлении грамматики чеченского языка
ЧЕЧНЯ. П.К. Услар является основоположником научного изучения языков горских кавказских народов, он автор ряда научных грамматик горских языков, в том числе и первой научной грамматики чеченского языка. В начале 1862 года П. К. Услар, приступая к работе по разработке научной грамматики чеченского языка, пригласил к себе в качестве информаторов образованных чеченцев Кеди Досова и Янгулбая Хасанова, которые прибыли в Тифлис в начале марта. Впоследствии работа над монографией по чеченскому языку была перенесена в крепость Грозную и капитальный труд «Чеченский язык» объемом в 30 печатных листов П. К. Усларом и его помощниками был завершен в конце 1862 года и в том же году литографирован. Переиздана научная грамматика чеченского языка в Тифлисе в 1888 году (Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание, ч. II, Чеченский язык. Тифлис, 1888).


Исследователи отмечают: «Характерно, что П. К. Услар давал своим осведомителям лингвистические знания, прививал вкус к языковедческой работе, сообщал солидные грамматические сведения, в результате чего из них воспитывались ценные работники. В частности, один из осведомителей Услара – Кеди Досов из Дышни-Ведено – написал букварь чеченского языка, который был опубликован в Тифлисе» [Чентиева М. Д. История чечено-ингушской письменности. Грозный, 1958. С. 28-29).

В своей просветительской деятельности П.К. Услар исходил из передовых, прогрессивных идей своего времени. Разрабатывая систему обучения в горских школах, он опирался на этнические особенности кавказских народов, подчеркивал, что на родном и русском языках «должно покоиться обучение инородцев вообще и кавказских горцев в особенности». Единственно верным подходом в обучении и образовании «инородческих детей» ученый считал первоначальное обучение на родном языке, «ибо только начальным обучением на природном языке можно пробудить мыслящие силы детей, развить их понятия, облегчить им сознательное приобретение знаний, дать им правильное умственное и религиозно-нравственное образование» (Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. 1887. С. 14-15).

Он постоянно подчеркивал значение родного языка в обучении второму, в данном случае русскому языку: «Засаживать инородческих детей прямо по поступлении их в школу за русский словарь, когда они не знают ни слова по-русски.., не прибегать во всем преподавании к помощи их родных наречий – это значит не сообразовываться не только с какими-нибудь правилами педагогики, но и вообще со здравым человеческим смыслом» (Там же. С. 14).

Ученый, опираясь на педагогическую теорию и практику, убежденно настаивал: «Выучите сначала ученика-горца грамотности на его родном языке и от нее перейдите к грамоте русской. Сложность времени, употребляемого на изучение туземной и русской грамоты, окажется менее того времени, которое должно употребить на изучение прямо грамоты русской. Опыт уже доказал это вполне и может быть повторен сколько угодно»
(Там же. С. 25].



checheninfo.ru



Добавить комментарий

ayakubayakub
ayakubayakub от 18 августа 2012 22:48
Эту бы статью, да Министерство образования и науки ЧР! Интересно они читают такие статьи?
ayakubayakub
ayakubayakub от 18 августа 2012 22:50
Эту бы статью, да в Министерство образования и науки ЧР! Интересно, такие статьи там читают?

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru       checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры


Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"