Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры и воспитании чеченцев


Просмотров: 8 002Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:

Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры и воспитании чеченцев

Каждый народ, каким бы маленьким по численности он не был, имеет свою самобытную нрав-ственную культуру и богатую духовную историю. И в процессе исторического развития у любого этноса вырабатывается свое представление об идеальном члене общества. Образ идеального члена - это собирательный образ, который включает в себя все лучшее и ценное, выработанное этносом веками. У чеченцев таким идеалом мужчины является «къо- нах», который должен следовать древнему этическому кодексу «Къонахалла» [1]. 

 

В связи с тем, что формирование морально-нравственных качеств базируется на понятии «къонах», представляет интерес рассмотрение этого понятия более подробно. Подробно чеченский кодекс «Къонахалла» как феномен мировой этической культуры рассмотрен в работе [1]. В данной работе мы остановимся лишь на некоторых, на наш взгляд, наиболее значимых для этнопедагогики пунктах и вопросах, касающихся использования морального кодекса «Къона- халла» в целях воспитания молодых людей.

 

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился далеко до принятия чеченцами ислама. В нем отразились духовные и культурные ценности народа, социальные, политические, экономические особенности его развития. Корни его уходят вглубь веков, но в окончательном виде кодекс «Къонахал- ла» сформировался в позднем Средневековье, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе и свобода личности.

 

Не секрет, что такие ценности, как смелость, мужество, гуманность, благородство, честь и достоинство, сохранялись у чеченцев до 90-х гг. прошлого века. Обусловлено это, на наш взгляд, тем, что чеченцы пришли к социализму, минуя рабовладельческий, феодальный и капиталистический строи. Идея равноправия была ценностью и социализма. И только в 90-х гг. ХХ в., когда республика переходила к рыночной экономике, эти качества начали терять былую ценность, на их место приходят другие ценности - ценности капиталистического мира, когда материальные интересы превалируют над духовными.

 

В основе кодекса культ «къонаха», достойного мужа, главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, обществу, Отчизне. Понятие «кьонах» переводится как «сын народа» Поведение кьонаха, образ его жизни, его отношения с людьми жестко регламентировались. Поэтому уже в то время понятие «кьонах» стало синонимом чести, мужества и благородства. Ведь не случайно у чеченцев бытует мнение, что самое трудное - быть «къонахом». А еще труднее прожить жизнь, оставаясь им. Чеченский поэт Сулейманов А. пишет, что мудрец на вопрос «Что является самым трудным на свете?» - ответил: «Труднее всего на свете быть чеченцем». - «А есть что-нибудь труднее?» - «Да! Еще труднее прожить жизнь, оставаясь им».

 

Поздние наслоения в кодексе «Къонахалла» связаны с влиянием суфизма. Можно провести аналогию культа «достойного человека - къонаха» с конфуцианством, европейским рыцарским кодексом и «Бусидо» японских самураев, с афгаским моральным кодексом «Пуштунвали». Эта тема выходит за рамки данного исследования, поэтому отметим лишь, что кодекс «Къонахалла» не охватывает всего многообразия чеченской этики, но он является ее вершиной, ее нравственной квинтэссенцией.

 

В основе кодекса - долг перед Отчизной, перед народом, принимаемый на себя къонахом добровольно. Къонах следует своему долгу перед народом, отчизной, исходя из внутреннего осознания своего долга. Он не ждет награды за это ни в этом мире, ни в потустороннем.

 

Известный чеченский этнограф Саид-Магомед Хасиев в ценностной шкале чеченцев выделил три уровня категории [2]: 1) «радующие глаз», «видимые», т. е. бросающиеся в глаза: адамалла - человечность, ц1ано - духовная чистота, юьхь - лицо, г1иллакх - этикет; 2) «радующие сердце», т. е. менее демонстративные: к1инхетам - милосердие, нийсо - справедливость, иэхь (бехк, иэс) - стыд, оьздангалла, благородство;3) «невидимые», «корни»: ларам - почтительность, бакъо - правдивость, сий - честь, собар - выдержка, терпение. Именно «невидимые» ценности ученый считает базовыми для ценностной шкалы и присущими, прежде всего, къонаху.

 

Основополагающей категорией ценностей системы чеченской этики и кодекса «Къонахалла» является «адамалла - человечность, гуманность». Эта категория является вершиной ценностной шкалы и фундаментом одновременно. Она пронизывает чеченскую этическую систему от основания до вершины [1].

 

«Адамалла» в чеченской этической системе определяется не только категориями гуманности (милосердие, сострадание, сопереживание, великодушие), но и мудростью. Мудрость, представляющая собой гармонию разума и сердца, является не только основой человечности, но и критерием нравственности вообще.

 

Не менее важным критерием человечности у чеченцев является великодушие Жестокость по отношению к побежденному или раненому врагу, к слабому или беззащитному считается категорически неприемлемой не только в кодексе «Къонахалла», но и в чеченской этике вообще. Здесь нам кажется уместным привести легенду, записанную С.-М. Хасиевым в конце 60-х гг. ХХ в. в одном из горных районов Чечни. Она является гимном великодушия и благородства настоящего воина- къонаха. «Души благородных воинов Бог обратил в белых лебедей. 

 

Поэтому они спокойны и величественны. А души воинов, давших на войне волю чувству гнева и озлобления, не соблюдавших меру дозволенного по отношению к врагу, прокляты и помещены Создателем под корни самых высоких гор. Но им было обещано, что наступит время, когда они будут освобождены. И если погубленные ими души простят их, то жестокие воины будут прощены Богом и обращены в белых лебедей. А в начале Всевышний превратил души жестоких воинов в журавлей. Поэтому стаи журавлей, улетая каждой весной на север, громко плачут и просят прощения у погубленных ими душ. Лебеди же проделывают весь этот путь добровольно, из-за сострадания к своим согрешившим собратьям, и молятся за них в стране теней» [3].

 

Об одном из таких гуманных поступков в январе 1995 г. написала газета «Московский комсомолец»: «У чеченцев с собственным понятием чести и добра нет веры в официальные и политические структуры России. В подвале президентского дворца находится госпиталь. 

 

Чеченские медики - это врачи с большой буквы. Их «обычная» работа - спасение от смерти тяжело раненных вне зависимости от национальности и принадлежности к той или иной стороне фронта.

 

Про хирурга Ризвана Ибрагимова здесь уже рассказывают легенды, потому что никто не может посчитать, сколько человек он уберег от того света».Сам Ризван Ибрагимов погиб от пули снайпера в конце января 1995 г.

 

Однако драматические события последних лет, особенно вторая чеченская война, показали, что произошла сильнейшая девальвация этих ценностей. Если в первую чеченскую войну мы наблюдали гуманное отношение к пленным, вплоть до того, что их отпускали с матерями, то во вторую кампанию мы стали свидетелями небывалой жестокости как с одной, так и с другой стороны.

 

В основе категории «адамалла - человечность» лежат гуманность, человеколюбие, милосердие, сострадание. Понятие человечности включает в себя также бережное отношение к природе, ко всему, что окружает къонаха. Къонах не может осознанно причинить вред живому существу или растению.

 

Следующей по значимости категорией в кодексе къонаха является «нийсо - справедливость», ею определяют взаимоотношения къонаха с людьми. Некоторыми учеными трактуется как «равенство», но это связано с тем, что сами носители языка в слове «нийсо» (справедливость) улавливают оттенок равенства.

 

По мнению авторов [1]: «Справедливость, так же как и человечность, - это одно из важнейших качеств къонаха, так как она выводит его отношение к миру на высокий социальный и духовный, можно сказать, мессианский уровень. Справедливость, как и свобода, была одной из самых востребованных этических ценностей в чеченском обществе во все времена. Если свобода - абсолютна, то справедливость - ограничение ее на уровне общества. Ее отношение в социальной сфере приводило к кровопролитным внутренним конфликтам, к гражданским войнам. При этом первостепенны в их возникновении не экономические причины, а нравственные диспропорции в человеческих взаимоотношениях. Тем более справедливостью должен был обладать человек, священной миссией которого было служение Отечеству».

 

«Ц1ано - духовная чистота» - одно из важнейших качеств къонаха. Чистота помыслов и устремлений, внутренняя отстраненность от надежды на вознаграждение в земной и небесной жизни - основные составляющие высокой миссии къонаха. Для къонаха характерно трепетное отношение к человеческой жизни как высшей ценности, уважение личного достоинства человека, независимо от его социального статуса, национальной и конфессиональной принадлежности.

 

С «ц1ано - духовной чистотой» непосредственно связаны такие этические категории как «оьздан- галла - благородство» и «г1илакх - этикет». «Оьз- дангалла - благородство» является универсальной нравственной категорией. Она сопряжена также с человечностью и справедливостью. Оьздангалла является признаком хорошего происхождения, высокой внутренней культуры и духовности, придает человечность и возвышенность, чистоту и утонченность. Этикет является внешним выражением благородства. У чеченцев этикет был не просто набором утонченных манер, а одухотворенным ритуалом, системой социальных знаков, благодаря которой социальная структура оставалась стабильной. Поэтому къонах ни при каких обстоятельствах не мог нарушить этикет.

 

Основополагающими этическими категориями кодекса къонаха также являются «ларам - почти-тельность, уважение» и «сий - честь». «Ларам» - это почтительное отношение къонаха к миру, к людям, к человеческой личности. «Сий - честь» - это, с одной стороны, внутреннее осознание человеком собственного достоинства, с другой - отношение к этому достоинству общества и отдельных людей. Как отмечают авторы [1]: «Честь - единственное достояние, которым къонаха дорожит больше жизни. Возможно, это связано с тем, что «честь своей последней основой имеет убеждение в неизменности нравственного характера, в силу которой единственный дурной поступок ручается за такой же моральный характер всех последующих, вследствие чего утраченную честь никогда нельзя восстановить».

 

Адам Смит писал: «Стремящиеся к успеху весьма часто оставляют дорогу добродетели, чтобы достигнуть положения, вызывающая их зависть, ибо путь, ведущий к богатству, и путь, ведущий к добродетели, часто бывают противоположны друг другу. Но честолюбивый человек постоянно тешит себя мыслью, что по достижению блестящего положения у него будут тысячи средств заслужить уважение людей, и что тогда своими поступками он загладит и заставит забыть низкие средства, употребленные им для достижения цели.

 

Напрасно щедростью, расточительностью, а также государственными делами силится он отвлечь внимание людей от своих прошлых поступков.

 

Среди великолепной пышности и безграничного могущества, среди презренной лести вельмож и ученых, среди менее корыстных, но более восклицаний толпы, среди самых славных завоеваний и громких побед честолюбивый человек преследуется внутренним голосом стыда и угрызениями совести. И в то время, как в глазах прочих людей он окружен славой, в своем собственном мнении он опозорен преступлением и охвачен сопровождающим его ужасом» [4].

 

Трепетное отношение къонаха к чести и личному достоинству связано не с индивидуализмом и эгоцентризмом, а с нравственной высотой его общественной миссии, которая состоится лишь в том случае, если и цель, и средства, и личность будут соответствовать ее абсолюту.

 

«Собар - выдержка, терпение» - это особая категория в ценностной системе кодекса. Ее значимость подчеркивается чеченской пословицей: «Къонах собарца вевза - къонах познается по выдержке». «Собар» обладает целым рядом значений, пресекающихся друг с другом. В духовном аспекте - это жертвенность, восхождение на Голгофу ради блага людей. Кроме того, это самообладание, выдержка, терпение, мужество. «Къо- нахчун майралла - собар (Мужество къонаха - выдержка) - гласит чеченская поговорка. «Собар» - это фундамент, на котором держится ценностная система кодекса «Къонахалла». В своем стихотворении «Къонах» известный чеченский поэт А. Сулейманов пишет: «Къонахий и собар кхачийчам, боккъалла, х1ара маьлха к1ай дуьне духур ма ду» (Если кончится выдержка у къонаха, то по правде обрушится земля) [5].

 

Чеченцы считают, что высшей ступени «со-бар» достиг известный шейх Гази-Магомед Зан- дакский. По преданию, он простил убийцу своего сына и выдал за него невесту сына. Кроме того, по его просьбе им построили дом, который был виден из окна дома шейха. На таких примерах воспитываются дети в чеченских семьях.

 

Насколько нам известно, в научной литературе практически не рассмотрена такая нравственная категория «эвхьазалла», «эвхьазавалар», которая является мощным регулятором межличностных отношений, устоявшихся правил общения. Чтобы дать более полное представление данной нравственной категории рассмотрим семантическое поле концепта «эвхьазалла» - керт эвхьаза йоккху ахь, божаршца эвхьаза ю и йо1, вовшашца эвхьаза ваьлла и шиъ, зударшца эвхьаза ву иза, йо1аца эв- хьаза ваьлла иза, доьзалехь юкъ эвхьаза ялла, гер- заца эвхьаза ваьлла иза.

 

Подводя итог можно отметить, что в первом приближении под «эвхьазалла» можно подразумевать - недозволенность, а «эвхьаза» - непозволительно свободно, развязно, выходящий за рамки дозволенного. У чеченцев существуют строгие правила межличностного общения. Они регламентированы в зависимости от возраста общающихся (старший - младший, дети - родители, брат - сестра, сверстник - сверстник). В межличностном общении чеченцев существует много условностей и запретов, которые частично выражены нравственной категорией «эвхьазалла». Любое отступление от правил в межличностном общении негативно воспринимается окружающими, обществом. При этом говорят «т1ех эвхьаза ву иза, лела ца хаа цун- на», т. е. чересчур развязно, непозволительно свободно разговаривает, демонстративно ведет себя, не умеет себя вести. При этом крайне важны тон, оттенки голоса, акценты на словах. В данном случае «эвхьаза», «эвхьазалла» выступают как нравственные категории, характеризующие ограничения, связанные с манерой общения. 

 

Особенно ярко действие данной нравственной категории проявляется в семейном общении. В чеченских семьях не принято, чтобы свекор выражал недовольство или делал замечания снохе. В свою очередь сноха относится с глубоким почтением и уважением к свекру, старается предугадать его желания и ни при каких условиях не перечит ему. Если в силу каких-то причин свекор выражает недовольство поведением снохи, а она возражает или противоречит ему, они оба переступают границу дозволенного в межличностном общении, то в данном случае говорят «юкъ эвхьазяьлла», или «эвхьазалла юкъа еъна». Таким образом, семейная педагогика чеченцев ориентирована на формирование личности с внутренней позицией невосприятия «эвхьазалла», т. е. личность ориентирована на соблюдение жестких правил межличностного общения.

 

Человечность, справедливость, духовная чистота, благородство, почтительность, честь, выдержка - основные категории, составляющие ценностную систему кодекса «Къонахалла». Как система нравственных ценностей, она идеальна так же, как и универсальна.

 

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» по праву можно считать основой духовного и нрав-ственного возрождения нашего этноса, он является уникальным памятником нравственной мысли человечества.

 

Идеалы, которые приводятся в кодексе «Къо- нахалла» являются основополагающими в культуре воспитания чеченцев. Бесспорно, с годами меняются ценностные ориентиры, но в целом нравственные ценности в большинстве чеченских семей не претерпели коренных изменений, хотя события последних лет, жесточайшие войны, гибель большого количества людей способствовали девальвации универсальных этических ценностей и углублению нравственного кризиса, поставила наш народ на грань морально-нравственного уничтожения. Чеченскому обществу сегодня необходимо выйти из этого нравственного тупика. Прекрасно осознает эту необходимость и руководство республики, которое принимает активные шаги по духовно нравственному воспитанию молодежи. 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Ильясов Л. Къонахалла: чеченский этический кодекс. М.: Пантори, 2006. 224с.

2. Илли. Героико-эпические песни чеченцев и ингушей. Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд., 1979. 240 с.

3.Хасиев С.А. К традиционному отсчету времени у вайнахов. Грозный, 1981.

4.Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.

5.Сулейманов А.С. Топонимия Чечено-Ингушетии. Грозный-Нальчик. 1997. 686 с.

 

 

И.В. МУСХАНОВА




checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"