ЧЕЧНЯ. «Неотъемлемой частью национальной культуры чеченского народа составляет религиозно-философская культура. Религиозно-философская культура сыграла особую роль в этногенезе чеченцев.
Древний чеченский кодекс «Кьонахалла» имеет религиозно-философское значение. «Къонах» буквально означает «достойный муж». Они похожи на японских самураев, мудрецов конфуцианцев, средневековых рыцарей Европы. Это отражает психологию кавказского воина, который несет и защищает моральные практики достойных людей.
Кодекс этики «Кьонахалла» сложился в первом веке до нашей эры и был зафиксирован в XVII-XVIII вв. В кодексе отмечается:
Цитата: "Главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, Отчизне. Буквально понятие «къонах» переводится как «сын народа» и является неслучайным и исторически обусловленным."
Согласно историческим и фольклорным преданиям, кодекс чести «Кьонахалла» был одним из наиболее влиятельных воинских обьединений, который играл важную роль в политической жизни страны нахчиев. В этот союз входили только воины из древних и благородных фамилий, посвятившие свою жизнь служению народу и Отечеству. Поведение къонаха, образ его жизни, его отношения с людьми жестко регламентировались. Малейшее отклонение от норм кодекса лишало его этого высокого звания. Поэтому уже в то время понятие «къонах» стало синонимом чести, мужества, благородства.
Одним словом, древний чеченский кодекс этики основан на справедливости в семье и обществе, заботе о взрослых и детях. Этногенез чеченцев сыграл и продолжает играть важную роль в философских и этических ценностях веков. Система философских и этических ценностей чеченцев включает в себя моральные ресурсы, такие как «адамалла» (человечество). «нохчалла», «къонахолла» (народный сын).
Л. Ильясов пишет: «Обращение же к духовному и нравственному наследию наших предков может способствовать успешному завершению этого поиска, духовному и нравственному возрождению чеченского народа. Частью этого великого наследия и является этический кодекс «Кьонахалла». Кодекс «Кьонахалла» не охватывает всего многообразия чеченской этики, которая представляет собой сложную и многоступенчатую систему. Но он является ее вершиной, ее нравственной квинтэссенцией.
В основе кодекса - долг перед Отчизной, перед народом, принимаемый на себя кьонахом добровольно. Кьонах следует своему долгу перед народом. Отчизной, исходя из внутреннего осознания этого долга. Он не ждет за это награды ни в этом мире, ни в потустороннем. Его поступки определяются не страхом перед воздаянием или небесной карой, а его доброй волей. Для къонаха следование долгу - высокая священная миссия, которая требует от него огромных нравственных усилий.
Эти ценности чеченцев, прибегающих к духовному наследию своих предков, превратились в духовное возрождение их этногенеза. В Кодексе чеченской этики особое место занимает долг и ответственности перед родиной и народом, патриотизм.
Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев в ценностной шкале чеченцев выделил три уровня категорий: 1) «радующие глаз», «видимые», т.е. бросающиеся в глаза: адамалла-человечность, цIано-духовная чистота, юьхь-лицо, гIиллакх-этикет; 2) «радующие сердце», т.е. менее демонстративные: къинхетам-милосердие, нийсо-справедливость, иэхь (бехк, иэс) стыд, оьздангалла - благородство: 3) «невидимые», «корни»: ларам - почтительность, бакьо - правдивость, сий-честь, собар - выдержка, терпение. Именно «невидимые» ценности ученый считает базовыми для ценностной шкалы и присущими прежде всего къонаху. При этом основополагающей категорией ценностной системы чеченской этики и кодекса «Кьонахалла» является «адамалла-человечность, гуманность». Она занимает основные места в структуре ценностной чеченского народа.
В древнем чеченском кодексе терпимость, толерантность, гостеприимство, уважение к законам зарубежных стран, уважение его обычаев и традиций чрезвычайно важны и актуальны для сегодняшних межэтнических и межконфессиональных отношений». //Гусейнов С.Я. (г. Баку). Роль культуры в процессе формирования чеченского этноса.
Источник: Этногенез и этническая история народов Кавказа. Сборник материалов I международного нахского научного конгресса (г. Грозный. 11–12 сентября 2018 г.).2018