ДАЙДЖЕСТ: |
Марем Ташаева — народная артистка Чеченской Республики и Республики Ингушетия, одна из самых ярких звезд музыкальной сцены Чечни. Она пользуется огромной популярностью у любителей вокального искусства. Большинство ее песен стали хитами. Много испытаний выпало на долю этой красивой женщины, но она не склоняла головы под ударами судьбы. Недавно Марем Ташаева вернулась в родной Грозный после почти десятилетней жизни беженки в Москве и Нальчике (надо заметить она и там не теряла связи с родной Чечней, принимая участие почти во всех крупных концертах).
С надеждой, что все страшное позади, в очередной раз певица заново обустраивает свой очаг, разоренный войной. Многоэтажный дом, где ее квартира находится на первом этаже, восстановили строители. Но ремонт внутри жильцам пришлось проводить самим. Однако параллельно с домашними делами М.Ташаева успевает выходить на сцену, радуя своих зрителей. Ни один мало-мальски значительный концерт в республике не обходится без Марем . Часто в концерте принимают участие обе Ташаевы — мать и дочь. Хава в детстве пела вместе с мамой. Теперь выступает с сольными номерами. Ее зажигательные мелодичные песни тоже легко находят путь к сердцам слушателей.
Вайнахи издревле отличаются невероятной привязанностью к земле предков. И только чрезвычайные обстоятельства могут их заставить покинуть свою родину. Последние полтора десятка лет оказались щедрыми на события такого — чрезвычайного — характера. Они и стали причиной массового исхода населения из Чечни. Народ стал заложником военных, чьи действия своей бессмысленной жестокостью и масштабами наносимого ущерба больше напоминали стихийное бедствие.Марем Ташаева — одна из сотен тысяч грозненцев, которые не успели в декабре 1994 года выехать из города. Понадеявшись, что в праздничную ночь бомбить не будут, они остались дома и жестоко обманулись.
Штурм Грозного, посвященный Дню рождения горе-министра обороны России Грачева, стал настоящим адом для горожан.Марем Ташаева чуть не пополнила список погибших в этот день. Только чудо спасло. О кошмаре, который довелось пережить тогда певице, писала не только местная, но и зарубежная пресса — Мужа в этот день не было дома. Я стояла у плиты, разогревала кашу для сына. И вдруг -оглушительный взрыв! Сначала у меня был шок. Потом понемножку пришла в себя. И увидела: снаряд через окно залетел в квартиру напротив. В ней жила армянская семья. В момент обстрела там оказалась еще соседка, еврейка по национальности. Все пятеро погибли. Смотреть на это было просто жутко. Вот такое новогоднее поздравление.
В других домах нашего двора тоже были и погибшие, и раненые. Началась паника. Люди побежали в поисках надежного укрытия. Я тоже схватила малыша и вместе с дочкой побежала — в сторону Бакинской улицы, где, говорили, есть хорошие подвалы. Темно, холодно, тесно, сыро. Даже взрослым такое трудно выдержать, а что же делать с грудным ребенком без газа, света, воды, пищи? Все вокруг меня жалели, помогали, как могли. С нами в подвале были и раненые. Умерших мужчины под обстрелами наспех хоронили тут же во дворе. Через неделю нас нашел муж. Оказывается, долго искал, уже готовился к худшему. Помню, как перед уходом полчаса стояли у порога, боясь высунуться из подвала, и молились. Нас отговаривали, но другого выхода не было. Проблемой был не только малыш, но и мое положение (я была на седьмом месяце беременности). Отправились к родне мужа в горы. Где пешком, где на попутке, но добрались до Ножай-Юрта. Оттуда через некоторое время я перебралась к своим, в Ачхой-Мартановский район.
Ко всему пережитому прибавились личные проблемы. Между мной и мужем произошла серьезная размолвка, после которой я решила уйти». По логике вещей, после такого страшного испытания молодая хрупкая женщина, мать-одиночка с грудными детьми на руках,(вскоре родились близнецы) должна была бежать без оглядки из республики, превратившейся в военный полигон. Но Марем осталась, разделила трагическую участь своего народа. Как и многие другие, она старалась внести свой вклад в возрождение нормальной жизни в Грозном, восстанавливала свой разрушенный очаг, надеясь на скорую стабилизацию в республике. Иногда, поручив детей родственнице или подруге, выходила на сцену вместе со своим ансамблем «Зама» (»Время») на радость многочисленным поклонникам. Не уехала она и во время событий августа 1996 года, когда война из вялотекущей фазы вновь перешла в активную. Снова авианалеты, артобстрелы, кровопролитные бои, множество жертв и разрушений. Бог уберег семью Ташаевой и на этот раз.
В 1997 году, устав от безработицы, безденежья, преступности и бесперспективности, начали уезжать и самые терпеливые и привязанные к дому. Эта волна подхватила и Марем Ташаеву. Выживание в чужом городе — это отдельная, не менее драматическая, чем военная, страница ее жизни. Тяжелая судьба определила пронзительную тональность вокального творчества певицы. Неудивительно, что слушатели воспринимают выступление Ташаевой как исповедь — настолько искренно и проникновенно она поет. Каждая ее песня — прочувствованный, выразительный монолог о жизни. Порой задумываешься, откуда в творчестве певицы столько света, гармонии, устремленности к добру. Ведь собственный опыт навязывал обратное: мир несовершенен, люди за многие века и тысячелетия так и не научились понимать и беречь друг друга, а любовь, счастье — это, скорее, мираж, чем реальность. Во всяком случае, именно такой неудачный жребий выпал на ее долю.
Родилась певица в селе Валерик, вторым ребенком после брата Ахмеда, желанной дочерью у чеченца Мохдана и ингушки Зулай. В семье любили музыку, оба родителя играли на гармошке. Отцу особенно нравилась очень талантливая чеченская певица Марьям Айдамирова. В честь нее и получила свое имя Марем. Услышав звонкий плач дочери-малютки, Мохдан светлел лицом: «Певицей будет». Так и получилось, но отцу не дано было это узнать. Через два месяца после рождения дочери его не стало. Едва появившись на свет, будущая звезда получила первый удар судьбы. А дальше их было более чем достаточно. Путь взросления лежал через детдом, интернат.Талант будущей звезды «шлифовался» еще в детстве в разных кружках (танцевальный, драматический, вокальный), потом в грозненском музыкальном училище, куда ее приняли в 1977 году без экзаменов (в отсутствие вокального отделения специальные занятия с ней вел преподаватель Альви Мазаев), затем в культпросветучилище. Но больше и лучше она училась у талантливых артистов и музыкантов, с которыми ее часто сводила жизнь.
На сцену, можно сказать, за ручку ее вели известные в республике композиторы Сайд Димаев и Александр Халебский.Вокальная карьера Ташаевой началась с работы в эстрадно-инструментальном ансамбле под руководством С. Димаева при республиканском радио. Здесь ее наставниками были также солисты Лейла Мусаева и Мовлади Буркаев, очень популярные в то время певцы, мастера высшего класса. Много для творческого роста певицы дала работа в Чечено-Ингушском Госфилармонии. Ей посчастливилось выступать на одной сцене, в одной гастрольной бригаде со знаменитыми коллективами Советского Союза: «Земляне», «Форум», «Машина времени», и певцами — Л. Лещенко, А. Барыкиным, И. Понаровской, Ю. Антоновым и т.д. С ними она побывала в разных уголках страны.На многие годы определила творческую судьбу Ташаевой встреча с талантливым музыкантом Али Димаевым (она состоялась по инициативе Саида, старшего брата, со школьных лет опекавшего будущую звезду). В семидесятых его вокально-инструментальный ансамбль «Ичкерия» был очень популярен среди молодежи. И быть его участницей было престижно и перспективно.
Ансамбль рос профессионально, расширял аудиторию, становясь заметным явлением в современной культуре Чечено-Ингушетии. Вместе с ним росла и Марем Ташаева. «Ичкерия» впоследствии стала «Замой», ведущим в республике музыкальным коллективом. В разное время солистками ансамбля были популярные певицы Тамара Дадашева, Лиза Ахматова. Но самая длинная и яркая глава в истории «Замы» связана с именем Ташаевой.Оставаясь верной своему призванию, она и вдали от родины не сидела сложа руки. За последние десять лет Ташаева выпустила три альбома и восемь клипов.
»Много пришлось пережить. Но я не имею права жаловаться. Наоборот, чувствую себя счастливой. У меня четверо детей, двое внуков, замечательная сестра Зайнап, мой спасательный круг, братья, племянники, а самое главное — любимая работа. Я благодарна судьбе за этот счастливый жребий. Так здорово, когда можешь дарить людям праздник! Я просто сама себе завидую!»
Асет Муртазалиева
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции