Гельмут Коль принципиально старался не выглядеть великим политиком, а всегда оставался, скорее, типичным немецким бюргером. В нем ничто не напоминало о тех исторических событиях, к которым он был причастен самым непосредственным образом.
СЕГОДНЯ ЭТО ЗВУЧИТ НЕСКОЛЬКО ФАНТАСТИЧНО, НО ЕГО РОДИТЕЛИ родились еще в XIX веке и встретили Первую мировую войну уже взрослыми людьми. Они являлись людьми, сформированными в Германской империи при кайзере Вильгельме II, и общаясь с ними, маленький Гельмут узнавал и впитывал понятия эпохи, канувшей в небытие в 1918 году. В первую очередь это касалось консервативных ценностей - его семья была ревностно католической.
Отец служил чиновником в финансовом ведомстве, и, возможно, от него будущий федеральный канцлер получил уроки науки управления и привычку к бережливости и грамотному распределению бюджета. Вторая мировая война в буквальном смысле прошлась по его семье - в возрасте восемнадцати лет погиб его старший брат Вальтер. Сам Гельмут помогал тушить огонь после бомбежек в составе вспомогательной бригады пожарных в родном Людвигсхафене (он родился в 1930-м и потому на фронт не попал). Как и все подростки, он стал членом Гитлерюгенда, причем принимал его сам Артур Аксманн, вождь этой организации. Разгром Германии Гельмут встретил далеко от дома, в лагере для эвакуированных детей, готовясь там стать помощником зенитчиков. После ему пришлось вместе с товарищами пробираться на родину через всю Германию, разбомбленную и разоренную. Все эти события привили ему стойкое отвращение к милитаризму и укрепили заложенные родителями консервативные ценности. Его родной Пфальц никогда не был частью Пруссии, а принадлежал прежде Баварии, так что его бюргерство имело глубокие исторические корни.
Коль блестяще учился и получил высшее образование как юрист и политолог. Одновременно он рано занялся практической политикой, вступив в партию канцлера Аденауэра - ХДС. Коль проделал в Рейнланд-Пфальце блестящую карьеру - в двадцать девять лет стал депутатом местного парламента, одновременно избрался депутатом городского совета Людвигсхафена, где возглавил фракцию ХДС. В тридцать три он уже - лидер партии на своей земле, а в тридцать девять лет стал самым молодым в истории ФРГ премьер-министром земельного правительства, возглавляя Рейнланд-Пфальц до 1976 года.
Одновременно с 1973-го он был председателем ХДС, а с 1976-го после парламентских выборов, на которых его партия показала отличный результат, хотя и получила голосов меньше, чем коалиция социал-демократов и свободных демократов, он возглавил фракцию ХДС-ХСС в Бундестаге, окончательно перейдя в федеральную политику.
ЕГО ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС НАСТУПИЛ В ОКТЯБРЕ 1982 ГОДА, СВОБОДНЫЕ демократы расторгли союз с СДПГ и вошли в коалицию с ХДС-ХСС. Так Гельмут Коль стал канцлером без проведения выборов, а в марте 1983 успешно выступил на них и укрепил свое положение. Отныне он оставался у власти вплоть до 1998 года – шестнадцать лет подряд, абсолютный рекорд в истории Германии после Бисмарка.
Возглавив страну на пике холодной войны, он привел ее к объединению в 1990-м, став не просто свидетелем, а активным участником драматических перемен в мировой политике. Гельмут Коль максимально эффективно реализовал возможность воссоединения Германии, которому, надо вспомнить, активно противились многие даже на Западе, памятуя о недавней истории.
Он выстроил исключительно успешные отношения с Горбачевым и Ельциным, что помогло не только в воссоздании немецкого единства, но и в максимально быстром выводе советских/российских войск из нее. Соседи Германии (в первую очередь Франция, Польша, Чехословакия) получили гарантии своей безопасности, и ее имидж в их глазах значительно улучшился. Германия стала восприниматься не просто как безопасная держава, но и как становой хребет Евросоюза. Коль сохранил страну в НАТО и избавился от прежних ограничений, которые нависали над ней после Второй мировой войны.
Внутри Германии он организовал масштабную программу по инкорпорации бывшей ГДР в состав ФРГ, перевел столицу в Берлин, и при этом ФРГ стала окончательно государством антифашистским, что и было подтверждено еще в знаменитой речи президента Р. фон Вайцзеккера в 1985 году, в которой 8 мая 1945-го было признано началом освобождения, а не просто поражением. "Война историков", развернувшаяся чуть позже, также закончилась признанием "немецкой вины" как необходимой и неотъемлемой части национального самосознания. Именно этот ментальный прорыв внутри немецкого общества обеспечил реабилитацию Германии в единой Европе, где она более не воспринимается как угроза.
ГЕЛЬМУТА КОЛЯ ЧАСТО ОБВИНЯЛИ В ПРОВИНЦИАЛИЗМЕ, В ЗАУРЯДНОСТИ РЕЧИ И МАНЕР, в отсутствии харизмы. Теперь-то понятно, что именно его внешняя неамбициозность служила фундаментом политических успехов, помогая налаживать контакт, и общаться с самыми трудными собеседниками, находить необходимый компромисс.
Последним сильным шагом покойного стало выдвижение на руководящие посты другой внешне непримечательной деятельницы -Ангелы Меркель, которую Коль ласково называл "девочкой". Канцлер проявил тонкое кадровое чутье, разглядев в бывшей активистке из ГДР крупный лидерский потенциал. И примечательно, что Коль ушел из жизни при правлении в Германии его однопартийцев. Долголетие его было предопределено генетически, отец и мать дожили до восьмидесяти восьми лет. Так что теоретически Гельмут Коль мог бы прожить еще, но в последние годы его мучили различные заболевания, и он почти не появлялся на публике. Гельмут Коль скончался на 88-м году жизни.
Сегодня вся Германия отдает долг памяти ушедшего лидера. Он вошел в тройку крупнейших руководителей ФРГ послевоенного периода наряду с Конрадом Аденауэром и Вилли Брандтом. Коль был, наверное, проще них, но в этой простоте таился глубокий смысл - отражение лучших черт немецкого национального характера. Максим АРТЕМЬЕВ, www.forbes.ru