ДАЙДЖЕСТ: |
Именно такое ощущение довелось мне испытать еще раз, будучи на презентации произведений писателя Ахмета Хатаева, что проходила не столь давно в Национальной библиотеке Чеченской Республики, в столице ее – городе Грозном.
Я не буду говорить, что презентация эта по масштабу своему была, мало сказать «я таких ранее не видывал», – она была грандиозной. Но о том поведала уже на весь мир через электронные сети и Информационное агентство «Грозный-информ» известная публицистка, одна из авторов книги о чеченской Хатыни «Хайбах» Тамара Чагаева. В емком материале с многообъясняющим названием «Без утайки, без страха…» она (что лично мне, разумеется, очень приятно) обратила внимание на мои оценки Хатаевского творчества, где об авторе говорится не только как о самобытном художнике, но и историографе гордого чеченского народа с горькой судьбой, изгнанного в середине прошлого столетия в очередной раз с отчей земли.
Как оценивают небывалое злодеяние, совершенное сатанинскими силами, оставшиеся в живых после жестокого исхода старики, поколение молодых людей, родившихся в изгнании, но вернувшихся в конце концов в разоренный дом? О том скажут «вдумчивые и прозорливые читатели и рецензенты» Хатаевских книг, где верный сын своего народа поведал о событиях, можно сказать, библейского масштаба.
Мнения коренных вайнахов было очень интересно и мне, писавшему, вообще-то, отклики свои в Москве, правда, когда на Грозный обрушилась огненная лава и он превратился в руины, подобно испанской Гернике, покрытый трупами людей, животных, машин.
… Мы ехали к главной библиотеке республики – к этому храму памяти и мудрости, оберегаемому интеллигентной женщиной по имени Сацита – через возрождающийся, как птица Феникс, из пепла город по главному проспекту, носящему имя российского Президента Владимира Путина. Огромные тенистые деревья вдоль проспекта, вновь отстроенные жилые дома и офисы современной архитектуры, но несущие в себе как бы сказочное очарование Востока, женщины с открытыми лицами, в платьях, подчеркивающих статность и стройность красавиц, улыбающиеся остроглазые ребятишки, море цветов на газонах и в специальных, похожих на библейский Эдем, парках, – все это колыхалось перед глазами, наполняя душу особого рода благодатью.
Благодатью, зародившуюся еще вчерашним вечером, когда в поздний час, прогуливаясь по городу, мы почувствовали, что по тротуару за нами кто-то неслышно идет. Оказалось, это куда-то спешили молодые парни-чеченцы. Но они не обгоняли нас, пока мы сами не догадались посторониться. И они вежливо, приложив руку к сердцу, с поклоном опередили старших, то есть нас, пешеходов. «И это абреки? – подумалось вдруг, – о которых Михаил Лермонтов писал некогда: «сильна там дружба, но сильнее мщенье».
…Люди удивительно быстро умнеют, когда их считают умными. Непреложная истина. Однако непреложно ведь может произойти и обратное, если начать акцентировать внимание, так сказать, на минусах. Нет, уж лучше воспользоваться рецептами поэта и дипломата Федора Тютчева, который, возражая предлагавшему сплачивать людей лишь «мечом и кровью» оракулу, писал о человеческом единении таким вот образом:
"Но мы попробуем скрепить его любовью, –
А там увидим, что прочней".
Мы «попробовали» и «увидели»…. улыбающийся город, где можно, скажем, оставить машину с включенным зажиганием и незакрытой кабиной, не опасаясь, что ее тотчас же «приберут к рукам». А услышали такое, о чем лет десять назад и помыслить-то было бы трудно: «Несмотря ни на какие решения и былые проблемы, связь России и Кавказа только крепчает. Все мы в итоге составляем, в соответствии с божьим промыслом, единое целое, единую страну». Каково, а?
Да та же презентация Хатаевских книг, где взаимная резня наших народов отражена с пронзительной откровенностью, началась с весьма многообещающего посыла: «не ставится задача кого-то в чем-то изобличить, призвать к суду, а не сгущая, однако, красок, сказать о том, о чем заставляли молчать».
Правда, людям нужна правда. Хоть и есть присловье, что об умерших или хорошо или ничего – все прекрасно понимают, сколь сие несправедливо. Современник Пушкина - издатель «Сына отечества» Николай Греч по этому поводу выразился куда как значительно: «Если б следовало говорить о людях по смерти их только добро, то оставалось бы или не писать истории, или сжечь все исторические книги».
Создатель «Эшелона бесправия» – кровавой летописи чеченского народа - Ахмет Хатаев не скрывает правды, говоря о бесчеловечности, цинизме, коварстве не только сталинско-бериевских сатрапов, но и своих соплеменников, близких ему по крови, но прислуживающих власти не во благо народа, а для утоления собственной жадности, непомерных амбиций. И в это же время он воспевает подвиг сталинградца Ханпаши Нурадилова, ставит имя мусульманина-чеченца рядом с именем русского христианина Юрия Смирнова (моего земляка), распятого фашистами, как Иисус Христос, на кресте.
Между прочим, в упомянутой в начале моих заметок книге «Хайбах» мы можем уже прочесть слова сочувствия и признательности чеченцев тем рядовым мальчишкам «энкэвэдешникам», что отказались исполнить зверский приказ: убивать, сжигать заживо стариков, женщин и детей. Отказались – заплатили своей жизнью и слезами русских матерей за этот сыновний подвиг. Такое забыть невозможно тоже.
Хитроумный французский дипломат Биньон говорил некогда: «Слово дано человеку для сокрытия его мыслей». Это от лукавого. В Святом писании понятие "слово" трактуется совсем по-иному: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Искрой божьей, как думается мне, были зажжены и выступления собравшихся на презентации творчества своего земляка (между прочим, экс-руководителя «зловещего» КГБ по Чечено-Ингушетии) Ахмета Хатаева. И что в них было главным? Будь то выступление председателя правления Союза писателей республики Канты Ибрагимова, зачитавшего проникновенное приветствие от главы Союза писателей России Н. Иванова, или взволнованная речь писателя Эдуарда Мамакаева, а также та или иная реплика, возглас рядового читателя из зала – в каждом зримо, чуть ли не физически ощущалось понимание реальностей нынешнего созидательного времени, понимание того, что нелегкое жестокое прошлое должно стать уроком, способствующим облагораживанию наших сердец, очищению от подлостей сегодняшней жизни, в которой деяния властей и народные чаяния не должны, как когда-то, противостоять друг другу. Будет это, или придется в очередной раз переписывать историю того или иного народа, страны, а уж тем более покрывать гибельной завесой умолчания.
И право, напитавшись, наверное, таким животворным духом, воскликнул один простодушный участник конференции:
– Братцы, в Советское время, бывало, мы осуждали того или иного писателя, не читая его произведения, поддерживая линию партии. Признаюсь, книг Хатаева я тоже не читал. Но, Ахмет, дорогой, всем сердцем поддерживаю, что ты в них написал, поскольку народ об этом с одобрением говорит. И даю тебе слово: сегодня же примусь за чтение.
Ну, как тут не умилиться столь беззаветным, до детскости чистым душевным всплеском. И я, русский человек, скажу: до чего же близки мы по своей простоте, доверчивости и добросердию. А за «нечитаемого» Хатаева надо только порадоваться. Путь от московского читателя, который уже воздал ему по заслугам, к горной дороге, что пролегла к родным очагам любимого им до самозабвения чеченского народа, – этот путь для сына Кавказских гор широко распахнут.
Прошу прощения, но мне трудно остановиться, когда начинается разговор на столь восхитительные темы – их затронули выступавшие на презентации люди, олицетворяющие собою духовное величие нации, устремленной к знаниям, созидательному труду. Даже те, кто не смог здесь выступить, своим «молчанием–золотом» создавали какую-то благодатную ауру.
Я всматривался в лица – по некоторым текли слезы. Как у Аманды Асуханова, заслуженного художника России и народного художника Чечни, художника с космическим, прямо-таки Рериховским, видением мира, в чем, кстати, лично убедился, вглядываясь в этюды, написанные мастером, что он герою сей встречи подарил. А мне пообещал, если загляну в его мастерскую, которую помог пробить и оборудовать некогда, кто бы вы думали, гэбист Ахмет Цуцаевич Хатаев.
Я заметил в переполненном зале близкое, знакомое мне растроганное лицо Саида Ахиядова – делового человека, предпринимателя, гостем в доме которого оказался я накануне, и где без зазрения совести наслаждался чудесами кавказской кухни.
Что-то сакральное кроется в отношениях наших народов. И сверлит голову мысль, высказанная великим греком – Платоном: «Во времена нестабильные уповать не на либеральные силы приходится, а на верховного правителя, в котором при благом стечении обстоятельств соединяются воедино сила, мудрость и справедливость».
Город Грозный ныне – открытый, красивый, непьющий. Люди там работают и радуются, прекрасно понимая, кому они этим обязаны. А что касается межнациональных отношений, то и на этот счет довелось услышать мне весьма здравое суждение: «Люди – нити, нити разные, тонкие, слабые, но скрученные меж собою, становятся они крепким канатом». А Ахмет Хатаев, тут как тут, притчу поведал:
"Молодой Махмуд женился на русской девушке, сменил свое имя на Михаила. И получил от отца родного суровую отповедь: «У меня сына Михаила нет». Не прижился новоиспеченный русофил и в русской среде, в нем там хотели видеть джигита.
Мораль? А она, по Хатаеву, такова: для внешнего мира нохчи, как и другие наши народы, есть россияне. Для внутреннего, собственного восприятия – только чеченцы.
Ай-да мудрец, Ахмет! Этим восклицанием, пожалуй, и закончу я заметки свои. Ну и пожеланием мыслителю и философу попробовать силы свои в апостольском, притчевом жанре.
Ждем, ждем. Ждем новых откровений, а стало быть и незабываемых, знаковых встреч.
Г. Пискарев, действительный член Академии Российской литературы.
Медики КБР получат дополнительные средства для борьбы с диабетом
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
ДАГЕСТАН. В Дагестане умерла женщина, потерявшая из-за взрыва газа семью
СЕВАСТОПОЛЬ. Житель Симферополя вымогал деньги под предлогом помощи ВСУ
Команда-финалист лиги "Кавказ" выступит на фестивале КВН в Сочи
АБХАЗИЯ. Путин пригласил президента Абхазии на 80-летие Победы в Москву