ДАЙДЖЕСТ: |
Известный режиссер и сценарист Али Хамраев рассказал "Голосу России" о мастерах советского кинематографа, своих учителях и вгиковском братстве.Есть такое выражение в русском языке: "Съесть с кем-то вместе пуд соли". Так говорят о ком-то, кого давно и хорошо знают, о ком-то близком, о ком-то, кого понимают и кому доверяют. В этом смысле можно с уверенностью сказать, что россияне и узбекистанцы на протяжении долгой совместной истории съели вместе не один пуд соли. И наше общее прошлое, опыт совместного развития и взаимного обогащения культур - это наше совместное достояние, ценность которого хорошо понимают люди в обеих странах.
У нас в гостях выдающийся представитель национального кинематографа Узбекистана, кинорежиссер, драматург, лауреат премий международных кинофестивалей Али Хамраев. Мы говорим о формировании узбекистанского кино, об учителях и мастерах, о кинематографическом братстве. И начинаем разговор с первого, еще довоенного, поколения национальных кинематографистов, к которому принадлежал и отец нашего собеседника.
Хамраев: "Мой отец Эргаш Хамраев закончил институт искусства в Ленинграде, стал профессиональным актером и профессиональным кинодраматургом. Он являлся представителем первой волны национальных кинематографистов Узбекистана. Он ушел на фронт и погиб в 1942 году.
Я сейчас работаю над документальным фильмом "Я тебя не забыл" об отце и его поколении. Поколение было удивительным: художники, композиторы, писатели, драматурги, ученые, актеры театра и кино. Они все учились в Москве, Ленинграде, Киеве. Это были первые национальные кадры. Был такой призыв - готовить кадры.
Это удивительное поколение людей, которые потом стали основой нынешней культуры, искусства, литературы республик Центральной Азии. Это золотой фонд. Национальная кинематографическая школа Узбекистана была создана под руководством режиссеров, драматургов, актеров, которые приехали из Ленинграда и Москвы".
А кто, с вашей точки зрения, оказал наибольшее влияние на формирование узбекского национального кинематографа?
Хамраев: "Из россиян - Яков Протазанов, безусловно. Это великий режиссер, классик мирового и российского кино. Он снял шедевр кинематографа - фильм "Насреддин в Бухаре" - в Ташкенте в 1943 году. Главную роль сыграл Лев Свердлин, также в фильме снимались и многие другие актеры. У него работала ассистентами большая группа кинематографистов, которые стали потом мастерами Узбек кино .
В общем-то, это сыграло большую роль. Михаил Ильич Ромм "Человек № 217" снимал в Узбекистане, Леонид Луков снимал "Александр Пархоменко", Калатозов, Герасимов монтировали картину "Оборона Ленинграда". Это все колоссальные мастера. Они оказали удивительное влияние".
После войны, в эпоху "оттепели" конца 50-х - начала 60-х годов, выпускники ВГИКа сформировали новую волну многонационального кино большой страны. К этому поколению принадлежит и наш собеседник Али Хамраев, и многие его коллеги - известные мастера национального кино Узбекистана.
Хамраев: "Мы же все, шестидесятники, - Шухрат Аббасов, Ильер Ишмухамедов, Одельша Агишев, Дильшат Фатхулин, Шавкат Абдусаламов, я - мы все вгиковцы. Мы учились у великих мастеров. Я учился у Льва Григорьевича Рошаля и Юрия Геника, это мои мастера, я никогда их не забуду. Они меня, мальчишку, хулигана, с пыльных улиц Ташкента буквально брали за чуб и окунали в самые лучшие достижения мирового и российского кино: смотри, учись, впитывай. Они - мои учителя.
Кроме того, они познакомили меня с ними. Когда меня спрашивают, кто ваши учителя, я говорю: "Григорий Рошаль, Юрий Геника". Но кроме этого, мои учителя: Сергей Герасимов, Михаил Ромм, Михаил Калатозов, Марк Донской, Леонид Луков, Акира Куросава, Джон Форд, Чарли Чаплин, Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Ингмар Бергман. Благодаря тому, что я закончил русскую школу и свободно владею русским языком, не забывая свой узбекский язык, я окунулся в мировую культуру, в мировую литературу.
Когда я приезжаю за границу, я не стесняюсь, что плохо знаю английский. Но русский язык мы знали в совершенстве. Мы на нем читали Достоевского, Толстого, Чехова, Гоголя, Куприна, Тургенева, Герцена. Поразительно, что сегодня все больше и больше узбекских семей старается устроить своих детей учиться в русскоязычные школы. И ничего в этом плохого нет.
Когда вы приезжаете в Узбекистан, с вами везде могут свободно разговаривать по-русски. Не как в Прибалтике, когда сквозь зубы будут с вами говорить по-русски или скажут: "Я не понимаю и не говорю по-русски". Кончились те времена, когда 20 лет назад вдруг эта волна нехорошего, махрового национализма захлестнула Среднюю Азию и Узбекистан. Я как-то приехал в Ташкент, включил телевизор и услышал, как президент Ислам Каримов обращался к своему народу: "Что вы делаете? Русский народ - это близкие нам люди, это наши братья". И эту волну удалось погасить.
Есть, конечно, еще какие-то элементы, но все равно жизнь берет свое, и от этого никуда не денешься. И сегодня все равно молодежь из Узбекистана едет учиться в Москву, они овладевают профессией кинематографиста. Они с удовольствием ездят в Москву на премьеры своих фильмов, на кинофестивали".
Знаменитый ВГИК, прославленная школа, готовившая работников кино для всех республик большой страны, не просто воспитывал кадры - он формировал многонациональное вгиковское братство. И это такая важная вещь, о которой тоже стоит сегодня вспомнить.
Хамраев: "Тарковский очень тяжело жил, нуждался. Когда мы встречались, я, чувствуя, что он на жуткой мели, говорил ему: "Андрей, выбери 10 дней, приезжай в Узбекистан. Тебя здесь любят. Повезу тебя в Самарканд, Бухару, Ташкенте. Здесь много институтов, университет. Покажешь свои фильмы. Приезжай". Я его вытаскивал раз в два-три года.
Иногда звонит: "Как дела? Как там твоя прекрасная теща?" Он бывал, ел лагман у моей тещи. И я его переправлял. Ребята из постпредства Узбекистана на "Волге" подвозили его прямо к трапу самолета. Он садился. Через 3,5 часа в Ташкенте. В Политехническом институте показываем фильм. Вопросы, ответы.
Тарковский даже написал сценарий для режиссера Загида Сабитова "Берегись! Змеи!". Детектив написал - надо же было как-то зарабатывать. Он еще был консультантом, консультировал сценарии, был художественным руководителем фильма "Красные пески". Кроме него приезжали и очень активно сотрудничали Андрей Кончаловский, автор сценария "Ташкент - город хлебный", Фридрих Горенштейн, который с Андроном написали сценарий фильма "Седьмая пуля", который в 1972 году мне удалось поставить.
Я могу бесконечно перечислять фамилии. Эдуард Володарский писал для нашей студии сценарии. Гена Шпаликов приезжал, помогал. Кира Муратова приезжала, помогала лично мне по фильму "Триптих" и по фильму "Без страха", писала диалоги, помогала в монтаже. Большой отряд русских кинематографистов приезжал периодически в Ташкент. И это было просто замечательно.
Я помню, приехал мосфильмовский оператор Юра Клименко на фильм "Человек уходит за птицами". Я с трудом пробил его оператором. Мне директор студии говорил: "У меня 20 узбеков операторов, бери любого. Зачем ты зовешь какого-то Клименко?" Я ответил: "Это замечательный мастер. Он работал с Параджановым. Это великий художник. Я не смогу снять эту картину без гениального оператора". И я пробил Клименко.
А когда мы сдавали фильм, директор киностудии объявил: собрать всех операторов "Узбекфильма", я лично покажу им этот фильм. И он показал им этот фильм. Когда зажегся свет в директорском кинозале, он спросил операторов: "Кто снимал этот фильм?" - "Юрий Викторович Клименко". - "Нет, я вас спрашиваю, кто он по национальности? Откуда он?" - "Он из России". - "Нет, вы ошибаетесь. Он - узбек! Как он снял Узбекистан! Как он снял людей! Он приехал к нам из России и снял как узбек!" Это была самая высокая оценка мастерства".
Анатолий Кудрявцев
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»