ДАЙДЖЕСТ: |
Сдержанность в проявлении чувств и рыцарство во взаимоотношения с испокон веков культивировались в обществе северокавказских горцев в целом и в чеченском обществе в частности. Из поколения в поколение передают чеченцы свою веками отточенную систему моральных ценностей и благородства, и потому не случайно в чеченском обществе подчеркивают, что чеченец - это не национальность, а звание, которое надо заслужить. Каждый чеченец знает, что если он проявит малодушие, то позор падает не только на него, но и на весь его род. Такое же отношение к себе и и у других народов Северного Кавказа.
В горцах с малолетства воспитывают не только храбрость и отвагу, но и чувство собственного достоинства, благородства и самопожертвования. Все, наверняка, слышали (и не раз) романтические истории, о благородном и рыцарском отношении горцев друг к другу, к другим народам и к женщине. Их гуляет по Кавказу немало. В основном эти истории безадресны. Имена и даты стерлись в памяти и превратились в быль или в легенды.
Вот одна из таких, но реальных историй. Произошла она в годы Кавказской войны. Однажды наиб Шамиля дагестанец Ахвердилав увидев в Чечне девушку необычайной красоты и грации, решил что это его судьба и попросил друга - чеченского наиба Батуко сосватать ее ему. Наиб отправился к родителям девушки и вскоре обрадовал друга их согласием. Увозя свою невесту, Ахвердилав был счастлив как никогда. Однако, увидев скупые слезы невесты и попросил открыть причину печали. Девушка молчала, но настойчивый наиб добился признания - девушка любила его друга - того самого наиба, которого тот посылал сватом. На свадьбе друга Ахвердилав был самым желанным гостем.
Еще одна легенда о любви и дружбе. Бытует на Кавказе выражение: «Легко умереть за друга, сложнее найти друга, за которого стоит умереть!». Есть у чеченцев по этому поводу прекрасная легенда - о любви и дружбе. Она гласит о том, что в глубокой древности «Мехкан Кхел» («Совет Страны») периодически проверял военную дисциплину и готовность чеченских воинов к оброне родного края. С этой целью неожиданно (чаще всего ночью) объявлялся всеобщий сбор мужчин - воинов и того, кто приходил последним, жестко наказывали - сбрасывали со скалы.
Рассказывают, жили в те времена два друга. Один из них был влюблен. Однажды, случилось так, что тревога была обьявленна в ночь, когда влюбленный джигит отправился на свидание с девушкой в далекий аул. Зная об этом, и предчувствуя, что товарищ опоздает, друг влюбленного джигита притаился в роще, чтобы подойти к месту сбора последним и прикрыть собой товарища.
Влюбленный, естественно, опоздал и пришел последним и его уже хотели сбросить со скалы, но притаившийся неподалеку друг вышел из укрытия и заявил: «Не трогайте его! Я последний!». ... Старейшины разобралисъ в сути происходящего и в живых оставили обоих... Легенда утверждает - с тех пор и был отменен в горах суровый закон.
Л. Гудаев
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии пройдет выставка дагестанских мастеров
ВОЛГОГРАД. Дом на Удмуртской в Волгограде оказался на грани катастрофы
ГРУЗИЯ. Fabrika в Тбилиси: как заброшенный завод превратился в арт-объект?
ГРУЗИЯ. Кобахидзе: обновлять правительство Грузии не планируется
ГРУЗИЯ. На границе Северной Осетии и Грузии построят склады для хранения товаров