Как стало известно крымским СМИ, в городе Белогорске (Карасубазар) начался демонтаж дома выдающегося композитора армянского происхождения, родоначальника армянской симфонической музыки Александра Афанасьевича Спендиарова (Спендиаряна). Его именем назван Армянский театр оперы и балета в Ереване. До Спендиарова армянская музыка была преимущественно вокальной, композитор, как писал Арам Хачатурян, "поднял ее потолок, сделал другими масштабы и критерии". Удивительно, но долгое время Спендиаров не считался армянским композитором, любовь к культуре исторической родины появилась у него позже. С детства он слышал военные оркестры, песни крымских татар. Он родился 1 ноября 1871 года в Каховке Таврической губернии Днепровского уезда. Его мать, урожденная Селинова, происходила из карасубазарской мещанской семьи. Отец Натальи Карповны - Карп Селинов был двоюродным братом художника Ивана Айвазовского. Сам же Александр Спендиаров женился на внучатой племяннице художника Варваре Леонидовне Мизировой. В семье музицировали, во время домашних концертов играли на скрипке и фортепиано.
В конце XIX века население Каховки насчитывало несколько тысяч жителей. Скучную жизнь провинциальной Таврии и Крыма Александр раскрашивал сам. С трех лет выделывал из бумаги разных птиц и животных, да так здорово, что Иван Айвазовский взял у шестилетнего мальчика несколько поделок, чтобы показать в Академии художеств. А крестили мальчика в Армянске (Армянский базар), где церковь святого Георгия, от которой осталась одна историческая стена, была реконструирована. Кстати, в Армянском Базаре родился и вырос отец композитора Афанасий Авксентьевич, как и многие, выехавший на материк в годы Крымской войны. Судьбоносной для Спендиарова была встреча в 1896 году с Николаем Римским-Корсаковым, который высоко оценил его талант и взял к себе в ученики. Примечательно, что в год рождения Спендиарова Римский-Корсаков стал профессором Санкт-Петербургской консерватории. Именно русская ориенталистика - "Шехеразада" Корсакова и "Князь Игорь" Бородина укрепили любовь композитора к родной армянской музыке. Это направление объединило пласты обеих музыкальных культур. Творчеством Спендиарова восхищались и другие русские композиторы и деятели культуры - Анатолий Лядов, Александр Глазунов, Антон Аренский, Владимир Стасов, Антон Чехов, Федор Шаляпин. В работе над легендарной оперой "Алмаст" сошлись музыкальный гений Спендиарова и поэтический талант Софьи Парнок, которая стала соавтором либретто. 20 января 1933 года в день открытия государственного оперного театра, носящего имя Спендиарова, состоялась ее премьера. К сожалению, "родовое гнездо" Спендиарова было под угрозой уничтожения еще до 2014 года, когда этот культурный объект, который по реестру не считается таковым, был продан в частную собственность. Удивительно, что об этой потенциальной утрате никто не говорил, а ведь что в то время шла реконструкция художественной галереи имени И.К. Айвазовского в Феодосии. Благоустраивалась территорию возле могилы художника благодаря Заслуженному строителю РФ, меценату Вардкесу Арцруни. Удастся ли жителям Белогорска защитить этот дом №1 на улице Луначарского? Разумеется, это резонансное дело должно быть на общественном контроле, а том числе и армянской общины Крыма. Валерия Олюнина