ЧЕЧНЯ. В ближайшие дни Национальный музей Чеченской Республики отмечает свой 95-летний юбилей со дня основания. Музей прошел почти вековой путь – от Окружного музея до Национального музея Чеченской Республики. К своему юбилею он подошел с большими достижениями и уверенностью в дальнейшем развитии.
Деятельность музея началась 7 ноября 1924 года, когда отделом народного образования Грозного был открыт Окружной музей по истории культуры и религии. Работа по созданию музея проводилась с помощью местного коллекционера, филателиста Бориса Скалиотти, который стал его первым заведующим. Он передал свою коллекцию старинной посуды, оружия и археологических вещей, найденных при случайных раскопках. В музее экспонировались ружья, пистолеты, пороховницы времен имамата Шамиля, предметы старинного вооружения - кольчуги, мечи, копья, секиры, щиты, самострелы, коллекция древнеперсидского вооружения, нумизматическая коллекция, предметы культа, быта, художественного творчества и т.д.
Крупные столичные и региональные музеи выделили из своих запасников партию произведений искусства и направили в Грозный картины известных российских и западноевропейских художников XVII – XX веков, среди которых работы Виллевальде, Лагорио, Клоди, Дюккера, Кившенко, Зантовского, Боголюбова, Рубо, Захарова, Айвазовского, Поленова, Маковского, Колчина, Каразина, Лебедева, Бокаловича, мраморные и бронзовые скульптуры, антикварная посуда, мебель, вещи из фарфора и бронзы.
В 1961 году в Чечено-Ингушской республике открылись двери нового музея – музея изобразительных искусств, которому в 1973 году было присвоено имя академика живописи Петра Захаровича Захарова. К 1994 году Изобразительный фонд музея составлял около 3,5 тыс. ед. хранения.
К 1990-м годам Чеченский государственный объединенный музей был одним из крупнейших на Северном Кавказе и насчитывал в своих фондах более 230 тысяч единиц хранения, среди которых уникальные образцы холодного и огнестрельного оружия ХVIII-ХIХ веков, в том числе, кинжал Хаджи-Мурата, ружье и кинжал Зелимхана, штандарт и шашка Шамиля, награды и знаки отличия имамата Шамиля, рукописи известного чеченского богослова Автахаджи, денежные знаки и матрицы для печатания бумажных денег эмирата Узун-хаджи, денежные знаки Терской области, предметы интерьера дома Тапы Чермоева – нефтепромышленника и Председателя правительства Горской Республики, мемориальные вещи всемирно известного Махмуда Эсамбаева, коллекция чеченских истангов ХIХ - начала ХХ веков и многое другое.
Большую ценность представляли археологическая, нумизматическая, естественнонаучная коллекции, богатая научная библиотека с фондом редких книг, образцы ювелирного искусства народов Северного Кавказа. Книжный фонд музея, пополнявшийся с начала основания музея, благодаря сбору краеведческой литературы через букинистические и антикварные магазины Тифлиса, Москвы, Ленинграда и других городов страны, к 1994г. составлял около 3 тыс. ед. изданий XIX - XX веков.
Военные действия на территории республики в 1994–1996 и 1999–2000 годах повлекли за собой губительные последствия для музейной сети и музейного дела в целом. Ущерб, нанесенный войной историко-культурному наследию, и бесконтрольная торговля культурными ценностями стали национальным бедствием. Практически полностью была уничтожена материально-техническая база государственных музеев. Был уничтожен Историко-мемориальный музей А. Шерипова. До 90% предметов музейного фонда было утрачено.
В октябре 1996 г. в связи с возникшей необходимостью консолидации сохранившихся музейных фондов и проведения единой музейной политики в республике, Чеченский государственный объединенный музей и Чеченский республиканский музей изобразительного искусства им. академика П. Захарова были объединены в единый Национальный музей Чеченской Республики.
По окончании активной фазы военных действий большое внимание уделялось восстановлению Национального музея Чеченской Республики и организационной структуры музейной сети республики. В результате сотрудничества Министерства культуры, Третьяковской галереи и Национального музея ЧР в 2004 г. в Грозном были проведены две выставки с участием генерального директора Третьяковской галереи В. А. Родионова. Впервые в истории музейного дела республики в Грозном провел свое выездное заседание по гранту ЮНЕСКО Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ РФ) во главе с его президентом В. Б. Ремизовым и с участием ответственного секретаря Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО при Министерстве иностранных дел РФ Орджоникидзе.
К 2007 г. Национальный музей практически был укомплектован профильными специалистами, из которых четверо имели степень доктора наук и четверо - кандидата исторических наук. На средства Регионального общественного фонда имени Героя России Ахмата Кадырова в начале 2009 г. было заново отстроено основное здание Литературно-этнографического музея Л. Н. Толстого, отреставрированы имевшиеся и построены новые этнографические типологические постройки. В том же году завершились ремонтно-реставрационные работы в старинном доме-особняке Литературного музея М. Ю. Лермонтова в селе Парабоч. Торжественное открытие музеев было приурочено к 85-й годовщине Национального музея ЧР в декабре 2009 г.
19 мая 2008 года состоялся первый визит в Национальный музей Президента Чеченской Республики Рамзана Ахматовича Кадырова после восстановления экспозиционных площадей. 5 октября 2012 г. ознаменовалось важным событием в культурной жизни Чеченской Республики. В этот день состоялось торжественное открытие нового здания Национального музея ЧР, в котором принял участие Глава Чеченской Республики Р.А. Кадыров, гости из разных субъектов Российской Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов, представители творческой и научной интеллигенции, политические и общественные деятели.
Сегодня в новых музейных площадях развернуты стационарные тематические экспозиции. Национальный музей Чеченской Республики сохраняет за собой статус научно-исследовательского, научно-просветительского учреждения и выступает как научно-методический центр для музейных учреждений республики. Здесь проводятся исследования в области истории, этнографии, культуры, естествознания, искусства. Эта деятельность Национального музея ЧР нашла отражение в монографиях: В.А. Асталова и И.С. Хамурзаева «Музейная сеть Чеченской Республики в конце ХХ - начале ХХI веков» (2014), «Политические репрессии на территории Чечни и Ингушетии в 1920–1930 годы» Т.У. Эльбуздукаевой (2015), «Традиционная национальная одежда чеченцев» Х.-Б.Б. Дааева и В.А. Асталова, «Декоративно-прикладное искусство Чеченской Республики» Х.-Б. Б. Дааева и Т. У. Эльбуздукаевой (2017г.)
Продолжая традиционные виды деятельности, музей наполняет их новым содержанием, расширяя диапазон работы и, осваивая смежные культурные пространства (интернет, видео, образовательные учреждения и т. д.). Сотрудники музея практикуют разнообразные формы и методы работы – экскурсии; лекции сопровождаемые презентацией; музейные уроки и викторины; выставки и фотовыставки; олимпиады для учащихся школ и студентов; круглые столы; ретроспективные показы фильмов; встречи с известными людьми (артистами, писателями, учеными, депутатами, ветеранами и их потомками) и т. д. Обширная тематика лекций, музейных уроков и экскурсий по истории и культуре чеченского народа соответствует запросам посетителей, с учетом их возрастных особенностей и социальных категорий, а также способствует изменению отношения школьников к самому понятию «музей». В Национальном музее ЧР так же используются площади для развлекательно-познавательного досуга.
Успешно совмещается информационное и эмоциональное воздействие на посетителей. Элементы театрализации, принципы популяризации музейных экспонатов осуществляются посредством синтеза различных видов искусств. Особенно ярко это предстает перед посетителями в массовых мероприятиях и в рамках ежегодных Всероссийских акций «Ночь музеев», «Ночь искусств».
Важной формой работы Национального музея ЧР является выставочная деятельность, благодаря которой укрепляются и развиваются вертикальные и горизонтальные культурные связи с ведущими российскими и региональными музеями, что способствует интенсивному культурному обмену.
Новый импульс в развитие музейной деятельности был внесен министром культуры ЧР Х-Б.Б. Дааевым. Под патронажем Х-Б. Б. Дааева в 2014 году удалось вернуть в Национальный музей ЧР после реставрации 51 картину русской и западноевропейской живописи XVIII-начала XX века, находившихся на временном хранении в Москве в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО» с 1995 года.
По его инициативе с успехом проходят многие выставки музея в Москве, Симферополе, Сочи, Дербенте, Ростове, Майкопе и другие.
В числе значимых приобретений за 20 лет деятельности можно отметить:
шашку, принадлежавшую известному государственному и политическому деятелю, участнику 1-й мировой войны в составе «Дикой дивизии», сотнику императорского конвоя Николая II, Абдул-Межиду (Тапе) Чермоеву (1917 г. клиночник Баширов из села Старые Атаги), подарок Национальному музею ЧР от осетинского бизнесмена Аслана Гуриева; кинжал (1901 г., клиночник Чилла Муртазалиев из с. из Дойкур-аул); саблю, принадлежавшую народному чеченскому герою Бейбулату Таймиеву (Тифлис, конец ХVII - начало ХVIII в.), ценный подарок музею этнографа - исследователя И. Асхабова; 144 произведения живописи, подаренные музею Благотворительным фондом Елены и ГеннадияТимченко; 16 произведений живописи художников Северного Кавказа, подаренных Джамалдином Курумовым – чеченским предпринимателем и бизнесменом, меценатом, коллекционером.
Значительным событием 2011 года явилось возвращение в республику и передача в музейный фонд средневековых боевых доспехов чеченского воина, вывезенных из республики военнослужащими федеральных погранвойск и, переданных в Ставропольский краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г. К. Праве в начале 2000-х годов.
В 2018 году музеем истории и краеведения Курского муниципального района Ставропольского края в фонд Национального музея ЧР были переданы предметы археологии: боевые доспехи и оружие, женские украшения и другое. Предметы были вывезены из Чеченской Республики в период военных действий 1994–1995 годов.
Большая археологическая коллекция из раскопок Братского и Гвардейского могильников Терской археологической экспедиции 2018 года была передана музею.
В числе возвращенных раритетов были и произведения живописи:
картина П.П. Колчина «Горец с лошадью»; картина В.А. Тропинина «Мальчик с книгой»; картины неизвестного художника «Граф Зубов», «Графиня Зубова»; картина А.Я. Головина «Портрет Е.Татевосяна в бедуинской повязке».
Еще одним знаковым событием в жизни Национального музея ЧР стал инновационный проект Государственного Русского музея города Санкт-Петербург - Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». 12 декабря 2013 года состоялось открытие 135-го виртуального филиала Русского музея, который был первым не только в Чеченской Республике, но и в СКФО. Проект приобщает современного зрителя к ценностям русской культуры и создает единое культурно-информационное пространство на территории России, ближнего и дальнего зарубежья.
Музейное сознание является частью культурного сознания общества в целом и, чем выше уровень культуры в обществе, тем выше и музейное сознание. Почти 200 лет тому назад емко выразился о значении музея Бестужев-Рюмин, писавший: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю, велик тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музей – одно из самых могущественных средств воспитания народного самосознания».
checheninfo.ru