ЧЕЧНЯ. Историки не пришли к единому выводу, откуда пришли Турловы. По одной из версий, это семейство происходило из дагестанского селения Хунзах. Фамилию Турловых выводят из личного имени, которое по-аварски звучит как Турулав, а по-чеченски как Турло. По мнению других исследователей, князья были выходцами из земель вайнахского горного тейпа Терлой, проживавшего в верховьях Аргуна. Так или иначе, изначально Турловы правили в районе реки Мехельтинки в нынешнем Гумбетовском районе Дагестана, где проживали, кроме аварцев, чеченцы-аккинцы. Основателем династии считается живший в конце XVI века князь Карагиши. Около 1630-х годов одна из ветвей семьи переселилась в Чечню, где им подчинились земли в бассейне Аргуна.
Есть легенда, что князей вызвали сами чеченцы – это событие аналогично «призванию варягов» в древний Новгород. До объединения всех вайнахов в единое государство Турловым было далеко. Однако их обширная «землица», как она именовалась в донесениях русских казаков, включала сёла в равнинной части Чечни, со столицей в Чечен-ауле. Турловы способствовали переселению на равнину горных чеченцев, некоторые из которых тоже были их вассалами. Не все князья сохранили фамилию Турловых, часть из них была известна как Айдемировы и Хасбулатовы.
Титул и власть
В различных сохранившихся документах Турловы наделяются разными титулами. По-арабски их величали «султанами» и «эмирами», по-турецки – беками. Аварцы именовали князя титулом «нуцалчи» (синоним хана), а чеченцы – просто «ала», т.е. дворянин (хотя аналогичным достоинством обладали все без исключения представители вайнахских народов). Власть династии над населением проявлялась, прежде всего, во взимании продуктовых податей. Князья не могли издавать законов для своих подданных. Для сельских общин как старший князь, так и другие Турловы были всего лишь старейшинами.
«Правитель был лишь «первым среди равных» - третейским судьей и представителем Гумбета и Чечни при внешних сношениях», - отмечает исследователь Мовла Осмаев. Хотя власть князей была ограничена, они не отказывались от попыток расширить свои владения военным путём. Притязания Турловых распространялись на чеченский тукхум Чеберлой и Андийское общество в Дагестане – однако местные жители отбили княжескую дружину. Что касается внешней политики, то чеченским правителям приходилось лавировать между Крымским ханством и Россией. В 1733 году князь Айдемир Турлов присягнул на верность императрице Анне Иоанновне. В конце XVIII века князья получали жалование от российского правительства, что не способствовало повышению их авторитета среди подданных.
Изгнание
Зарождение полноценной феодальной власти в Чечне наткнулось на сильное внутреннее сопротивление. Против князей выступала сельская знать, а также мусульманское духовенство. Народное ополчение вайнахов во время столкновений с русскими войсками оказалось не менее грозной силой, чем княжеская дружина. А исламские муллы забрали у князя функцию судопроизводства.
«В результате крупных антифеодальных волнений, охвативших Чечню в 1757-1758 годах, князья Турловы, Хасбулатовы и Айдемировы утратили власть над большей частью своих чеченских владений», - отмечают историки. В 1784 году умер последний князь Арлсанбек, а через год в Чечне началось теократическое движение шейха Мансура, который рассчитывал создать государство, основанное полностью на законах шариата. В итоге Чеченское княжество прекратило существование. Часть Турловых была убита, другие же остались в своих прежних владениях уже на положении обычной влиятельной семьи. Главные представители династии, захватив холопов и охранников, переселились на левый берег Терека, поближе к казачьим станицам Калиновской и Наурской, где зажили на манер российских помещиков.