ЧЕЧНЯ. У Дуркхин Абкаран 1умара – представителя рода Оккхийн некъи Гордалинского тайпа — было два наследника по мужской линии. Старшего звали Г1ойша, младшего 1ойша (Ойша). От Ойши, собственно, и берет начало фамилия Ойшиев.
В конце 18 века братья Г1ойша и Ойша принимают самое активное участие в освободительном движении горцев под руководством первого имама северокавказцев шейха Мансура. После ранения в бою и пленения Мансура в Анапе движение окончательно приходит в упадок и начинаются репрессии русского царизма против его участников. По этой причине после фамильного совета часть родственников Г1ойши и Ойши навсегда покинула пределы Отечества, часть подалась во внутреннюю миграцию, дабы сохранить непосредственно родовое гнездо, в Гордали было решено оставить Ойшу. Г1ойша и еще семь семей их рода отправились мухаджирами в Османскую империю, где их следы теряются.
Ойша (1750-1830), живя в Гордали, вскоре примыкает к участникам народно-освободительного движения, возглавляемого Бейбулатом Таймиевым, которого А.С. Пушкин метко называл «Грозой Кавказа». Он являлся также активным участником Мехк-Кхела (Совета страны), принимал непосредственное участие не только в боевых стычках, но и во встречах и переговорах с представителями российской стороны.
По воспоминаниям гордалинских старожилов, Ойша был искусным колесным мастером, делал и другую плотницкую работу, строил дома, крыши, навесы. Был он и завидным коннозаводчиком и наездником, владел целым табуном отборных лошадей. Жил Ойша в самом центре Гордали, за селом имел в собственности наделы (ирзош) – очищенные от леса поляны.
Ойша, согласно изустной гордалинской традиции, был очень деятельным человеком, готовым незамедлительно ответить на любой вызов. Вместе с другими гордалинцами он состоял в аульской конной дружине, выставлявшей, по некоторым данным, до 500 сабель. Они принимали самое деятельное участие в партизанских акциях Бейбулата Таймиева.
Вскоре Чомакха Ойшиева зачислили на царскую службу. Ойшиев достойно дослужился до поручика и ушел по выслуге лет в отставку со всеми почестями, имея военный пенсион. За отличие в службе он был награжден золотой именной шашкой, ему была выделена дача в 210 десятин земли. Он был кавалером золотой и серебряной медалей «За усердие» — обе на Аннинской ленте. Службу проходил на должностях наиба (начальника) Даргинского, затем Веденского участка Ичкеринского округа Терской области (1861-1871), затем занимал должность командира 3-й сотни Терской постоянной милиции. Вместе с ним достойно служили и его сыновья.
Ойша похоронен на старинном кладбище у селения Гордали Ножай-Юртовского района. Два века у изголовья его могилы стоит чурт-памятник, сделанный из большого природного камня. У Ойши было трое сыновей. Старшего назвали в честь дедушки Акбар (1785-1852). Он был членом Мехк-Кхела, после — мюридом имама Шамиля. Средним был Хьац (1787-1870), младшим – Чомак (Чуомакх (1812-1893) – известный в свое время царский офицер.
Революция 1917 года, которую Ойшиевы не приняли, перечеркнула все их прошлые заслуги. Скорая на неправедную расправу безбожная Советская власть расстреляла иных из них, других – буквально сгноила в заточении в ссылке, да так, что от них не осталось даже надмогильных холмиков. Но в памяти тех, кто непосредственно знал Ойшиевых, они остались достойными и передовыми людьми своего времени.