История всего чеченского народа в целом складывается из преданий каждого населённого пункта и каждого тайпа, а информация о персоналиях и событиях прошлого надёжно хранится в семейных преданиях, потому что последние столетия для чеченцев сплошь пронизаны грандиозными испытаниями, когда народ всякий раз оказывался наедине с пепелищами и необходимостью заново возрождать свои жилища и общественный уклад.
Помимо человеческих жертв, в числе основных утрат часто становились письменные семейные летописи, известные как "тептарш". Так, по свидетельствам очевидцев, в феврале 1944 года, в ходе депортации чеченцев и ингушей в Среднюю Азию (Казахстан и Киргизию) в центре Грозного были собраны и сожжены десятками, а то и сотнями тысяч экземпляров домашние архивы и книги, изъятые из опустевших домов. Рассказывали, что пламя указанного кострища пылало несколько дней подряд. Таким образом, лишь воспоминания людей не смогли подвергнуться массовому уничтожению. И всё ещё живы те, кто помнят не только рассказы мудрых старцев, но и свои собственные наблюдения, похождения и переживания, и поэтому в состоянии передавать по цепочке поколений свои достоверные знания и опыт.
Мы знаем из истории немало подтверждений тому, как устные предания впоследствии находили подтверждение в ходе скрупулёзных научных изысканий. Во почему мы не просто не игнорируем предания, но и ищем в них разумные зёрна...
Темой настоящего доклада является тайп ГIаьттай или ГIаттий, так как его происхождение и прошлое представляет неподдельный интерес для этнографов и прочих исследователей чеченской старины. Обычно людей интересуют вопросы: "Кто они?" "Какие они?" "Откуда они?" И здесь мы порой сталкиваемся с противоречивыми, а иногда и взаимоисключающими источниками. Тем не менее процесс поиска уже начат, что неминуемо приведёт нас к той самой единственной и безупречной истине.
Итак, основанное представителями упомянутого тайпа селение ГIатти-Кхаьлл (в русской транскрипции — Гатин-Кале) расположено в живописном уголке Шатойского района Чечни и в числе примерно одного десятка небольших селений включён в состав Асланбек-Шериповского сельсовета.
Помимо Гаттин-Кале представители тайпа ГIаьттий проживают в близлежащем селении Дехьа-Йист. До выселения 1944 года они обитали в ряде ныне нежилых хуторов (Гуьлс и других). На территории Чеченской Республики гаттинкалинцы или гаттинцы (от чеч. ГIаьтти-Кхаьлл или ГIаьттай || ГIаьттий) в настоящее время наиболее компактно проживают в г. Шали, с. Хамби-Ирзи Ачхой-Мартановского района и с. Лаха-Невре Надтеречного района. (Правда, ни приблизительного, ни точного целенаправленного их подсчёта никем пока не произведено).
Вот что гаттинцы вспоминают и повествуют со слов давно почивших старцев о своём далёком прошлом.
Чеченцы издавна придавали огромное значение боевому знамени (чеч. "байракх"). Оно доверялось наиболее отважным, смышлёным, инициативным и расчётливым воинам. Ведь от смекалки знаменосца зависели судьба сражения и жизнь бойцов. Он, знаменосец, перемещался по полю брани, и остальные воины по местонахождению знамени узнавали, в каком направлении следует атаковать противника и обрушивать на него сокрушительный удар. В случае негативного исхода боя знаменосец подсказывал остальным соратникам маршрут выхода из окружения. В эпоху отсутствия раций и прочих средств коммуникаций, в пылу сражения, когда человеческий голос заглушался лязгом оружия и вскриками раненых, лишь только багрово-красное полотнище древнего чеченского знамени являлось единственным признаком и ориентиром. Представителям тайпа ГIаттий (в единственном числе — ГIатта) с гордостью подчёркивают, что в старину боевое знамя традиционно доверялось представителям их тайпа.
В указанной связи старики рассказывали такую историю. Знаменосец, коим традиционно бывал представитель гаттинского тайпа, возмущённый несправедливыми упрёками в свой адрес, отказался в дальнейшем нести знамя в ходе сражений, и оно перешло к другому претенденту — представителю соседнего тайпа, который совершенно не владел пониманием военной тактики. И эта оплошность едва не обернулась трагедией для всех шатоевцев. В ходе очередной битвы новый знаменосец настолько неумело и бестолково командовал боем, что шатойское воинство несло серьёзные потери. Понимая, что поражение неизбежно, гаттинец вырвал знамя из рук неправильно перемещавшегося бестолкового воина, и тем самым спас от разгрома своих соратников. Говорят, этот инцидент ещё долгое время служил причиной обид и претензий со стороны родственников и потомков неумелого знаменосца...
У гаттинцев сохранилось предание о том, что предки тайпа ГIаьттай || ГIаттий, будучи в ближайшем родстве с Хьаьккой, наравне с ними в более ранние эпохи обитали в пределах нынешнего райцентра Шатой. Однако и те, и другие были вынуждены покинуть указанные места в связи с российским завоеванием, в ходе которого царская армия аннексировала Шатой, построив там крепость и разместив в ней военный гарнизон. Не желая подвергать своих близких смертельной опасности, предки гаттинкалинцев перебрались на место нынешнего своего обитания, тогда как хаккоевцы отселились в противоположную сторону — в местечко ЦIогуне.
Согласно семейных преданий, по завершении Кавказской войны, ориентировочно в 50-е годы XIX столетия, примерно 15 семей гаттинцев — Шериповы, Батаевы, Дубаевы-Дабаевы, Пайзулаевы и другие — вернулись на землю своих дедов и осели внутри шатойской крепости, в той её части, которая носила название "ГIалгIазâкхийн ГIала" ("Казачье укрепление", "Казачья крепость", "Казачий город"), остатки стены которой сохранились до наших дней.
Пускай озвученные выше легенды и не дают объяснений о происхождении и генетической принадлежности гаттинцев, но по крайней мере они определяют направление мысли, так как вопрос: "Кто же такие ГIаьттай || ГIаьттий?" — по-прежнему сохраняет остроту и актуальность, и мы бегло изучим результаты генетической экспертизы, не так давно произведённой в отношении одного из гаттинцев, который пока является единственным представителем тайпа, прошедшим указанный анализ. Итак, 6 августа текущего года на страницах группы CHECHEN-NOAHCHO DNA PROJECT [Администратор — Пахруди Арсанов] появилась информация о ДНК Батаева (имя не указано) из тайпа ГIаттай || ГIаттой || ГIаттий — L3. И хотя 12 маркеров не совсем достаточно, чтобы с максимальной уверенностью называть конкретный родовой кластер, к которому имеет отношение данный тайп, тем не менее мы вправе вооружиться имеющимися у нас преданиями и отсеять версии, идущие вразрез с данными ДНК-тестирования, из которого обнаруживается, что по происхождению наиболее близкими к ГIаьттий являются такие шатоевские тайпы, как Хьаьккой, Хьелхий (или Хьен-Кхаьллой), Маьршалой, а также те Пхьаматой и Вашиндарой, кто относятся к гаплогруппе L3.
Отметим, что нами приведены лишь предварительные данные, имеющиеся у нас в распоряжении. А для полного ответа понадобится более углублённый анализ в процессе дальнейшего тестирования, которое в итоге в более широком формате покажет истинную картину. Следовательно, исследование ДНК в будущем раскроет "тайны крови".
Кстати сказать, произведённый анализ ДНК уже на данном этапе исследований не подтверждает широко распространённую до сих пор версию о кровнородственной связи гаттинцев и нахоязычных христиан-бацбийцев, проживающих в Грузии, в настоящее время подвергшихся практически полной картвелизации, то есть огрузиниванию (грузинизации).
Тайп ГIаьттий с полным правом может гордиться тем, что он внёс существенный вклад в общую историческую копилку — в самых тяжёлых для всей чеченской нации событиях.
Имена таких героических чеченцев как Асланбек Шерипов и абрек Хасуха Магомадов известны всему миру. Их подвиги прославили и их самих, и весь чеченский народ.
Асланбек Шарипов (1897-1919 гг.) прожил недолгую жизнь, найдя свою гибель в 22-летнем возрасте при взятии крепости Воздвиженской, чей гарнизон на протяжении десятилетий проявлял издевательства в отношении мирного населения. Особенно из-за указанного произвола страдали шатоевские горцы, многие из которых бесследно исчезали, если маршрут их передвижения пролегал через Воздвиженскую (чеч. Чехкар-ГIала, по названию самой местности — Чехкаре). Таким образом, с позиций чеченцев были более чем оправданы захват и полное уничтожение ненавистной крепости. Именно в этом бою погиб славный сын чеченского народа, отважный гаттинец Асланбек Шерипов...
Хасуха Магомадов (1905-1976 гг.) провёл в скитаниях четыре десятка лет, будучи неуловимым и грозным для своих врагов. Он погиб, фактически находясь на смертном одре, отстреливаясь, не желая попадать в плен на милость советской власти, некогда лишившей всяческих прав и его самого, и весь чеченский народ.
Обоих упомянутых здесь героев объединяет не только принадлежность к общему тайпу, но и их общая на грани самопожертвования любовь к своему народу и преданность национальной идее.
Из семейных преданий известно также имя Сайд-Мохьмада Батаева, запомнившегося как заместитель печально известного Мазлака Ушаева, который тем не менее как огня побаивался гаттинца, совершенно не церемонившегося с этим безбожником и палачом...
Гаттинцы с полным основанием могут гордиться также богословами из своей среды, выходцами из Гаттин-Кале. Ещё до депортации в Шатойском крае и далеко за его пределами был известен религиозный деятель по имени Идрис (чеч. Идрис-молл), основавший медресе в Гаттин-Кале, где молодое поколение обучалось Корану и основам мусульманской веры.
Уже по возвращении из Казахстана религиозными авторитетами являлись Тимиш[ан]Якъуб и АслагI[ан] Сайд-Iали, также известные как ученики и сподвижники прославленного богослова и ясновидца Изновра Варандоевского...
Мы считаем, что подобные предания должны быть записаны и изданы хотя бы ограниченным тиражом, чтобы потомки знали кем были их предки, и равнялись на них. Также в с. Асланбек-Шерипово в перспективе было бы целесообразно учредить краеведческий музей, в котором в открытом доступе максимально хранилась бы информация о прошлом, включая местные достопримечательности и исторические персоналии.
Автор: Зелимхан Мусаев (21 августа 2019 г.)
checheninfo.ru