ЧЕЧНЯ. Чеченцы, как и все народы мира, прошли через родоплеменные отношения, при чем родовая организация общественного строя существовала у чеченцев вплоть до конца 19 века. Остатки этих отношений сохранились и до наших дней в таких понятиях как «тейп» и «тукхум» (род и племя) - основные ячейки, с которых чеченцы исчисляют родственные отношения.
Структура чеченского общества. Как ни странно, все знают, что обозначают понятия «тейп» и «тукхум» (род и племя), однако мало кто может толком объяснить их суть. Порой случается даже так, что понятие «тукхум» путают с понятиями семья или род. Между тем, представители одного тейпа далеко не всегда родственники. Они могут проживать в разных уголках республики и даже не знать друг друга. И все же нет родства более обязательного и требовательного, чем братство по тейпу, так как эти понятия обозначают ячейки, из которых складывается чеченское общество как чеченский народ.
Если структурно выстроить чеченское общество по восходящей получится следующая цепочка: «доьзал (семья)» - «ц1а (фамилия)» - «гар/некь (ветвь рода)» - «тейп (род)» - «тукхум (союз тейпов)» - «кьам (нация/народ)».
Чеченский тейп отличается от первобытного рода - в нем отсутствует кровное родство, нет коллективного труда. Тейп - это скорее всего некая ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью. Свое название тейп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители, или того дела, которым род занимался. Могли назвать тейп и в честь народностей, что свидетельствовало о не чеченском происхождении тейпа. Часто род назывался в честь основателя. К примеру, энгеной восходит к имени предка - Энгана. В то же время, здесь следует отметить, что у чеченского тейпа ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тейповой горы, башни и родового кладбища. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тейпов в чеченском обществе. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Современные исследователи (С. Натаев) доводят его до 366 тейпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например, цой (жрецы), ветанхой (льноводы).
Чеченский тукхум. Тейпы объединялись и между собой, такие крупные образования назывались тукхумы. Девять тукхумов уже в середине девятнадцатого века объединяли чеченские тейпы в один народ. Тукхум (тюрк. род, порода, потомство) - это союз группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а также окружающего района, где тейпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на своём диалекте вайнахского языка.