АРМЕНИЯ. Уровень «дискуссий», проводимых в последние дни в общественно-политических кругах, на страницах СМИ и особенно в социальных сетях, оставляет желать лучшего. Взаимные оскорбления и бездоказательные обвинения опустились до уровня уличной брани, и создается впечатление, что следующим шагом станет рукопашная, иначе никак. Но хуже всего не уровень этой уличной брани, а то, что между этими «политическими дискуссиями» и проблемами, волнующими государство и общество, огромная пропасть. Коронавирусной пандемии не видно конца, и как весь мир, так и Армения оказалась в очень сложном социально-экономическом положении и пытается найти выход из него, стараясь адаптироваться к новым реалиям. Людям все сложнее удовлетворять свои ежедневные потребности, государствам все труднее выполнять обязательства перед своими гражданами. И в такой ситуации наша политическая «элита», забросив все дела, винит друг друга во всех смертных грехах.
Это, конечно, плоды последовательной деятельности прежних властей РА. Да, они добились успеха, смогли втянуть власти в низкопробную перебранку и показать тем самым обществу, что новые власти находятся в одной плоскости с ними. Полтора-два года тому назад никому и в голову не пришло бы, что, к примеру, Роберт Кочарян не только осмелится выступать публично, но и станет обвинять власти в коррупции, Гагик Царукян будет произносить нравоучительные речи, команда Сержа Саркисяна – угрожать революционным властям физической расправой, и так далее. А сегодня все это не только реальность, но и находятся люди, воспринимающие эти «политические дискуссии» всерьез.
Почему власти не должны были вступать в эту перебранку? Да потому, что когда прежние этого добиваются, понятно, что ни на что иное они не способны и могут только охаивать власти (хотя бы, как в известном еврейском анекдоте, «останется осадок»), тогда как власти обязаны относиться к собственным словам с большей ответственностью, и что самое важное, меньше говорить и больше делать. Понятно, что коронавирус нанес экономике страны очень тяжелый удар, понятно, что в такой ситуации нельзя рассчитывать на блестящие показатели (как, например, в годы развала СССР и последовавшей за ним войны). Но этот коронавирус должен стать для властей не «смягчающим обстоятельством», а стимулом для работы с удвоенным энтузиазмом и эффективностью. Ясно, что всегда найдутся люди, которые заявят, что при Кочаряне было лучше, потому что виноград заготавливался по более высокой цене, или лучше было при Серже Саркисяне, потому что на улицах не штрафовали за отсутствие маски. Причем нельзя винить этих людей, у них есть право так считать, и если общественное сознание опустилось до такого уровня, то и в этом виноваты власти, ибо не смогли представить людям реальные проблемы или представили их недостаточно убедительно.
А это значит, что власти должны вести диалог не с бывшими, а с обществом. Да, это труднее, потому что люди, правы они или нет, ставят конкретные вопросы, а с бывшими все намного проще: достаточно напомнить им пару эпизодов из прошлого, и точка. Но обществу нужна власть, которая ведет диалог, а то и дискуссию с ним, а не «ставит на место» бывших. И это важнее всего.