В ходе Кавказской войны (1818-1864), ставшей трагедией как горских народов, так и русского, мирное хозяйственное и культурное взаимодействие не прерывалось. Были основаны укрепления и крепости Баталпашинское (Черкесск), Нальчик, Грозный, Новороссийск, Петровское (Махачкала), Майкоп, Ейск и др.
Кавказская война привела к массовому мухаджирству (переселению) горцев в Турцию, а также внутри Кавказа, что усилило активность правительства в проведении традиционной политики заселения «освободившихся» земель русских (включая казачество) и другими переселенцами. Принуждение к переселению казаков наталкивалось на сопротивление вплоть до восстаний. Поэтому во второй половине XIX века переселение организовывалось на добровольных началах с использованием различных форм поощрения и поддержки.
Русские переселенцы приносили на Северный Кавказ традиционную культуру своих губерний. С начала миграции русских на Северный Кавказ между ними и другими переселенцами, горскими и кочевыми народами устанавливается тесное взаимодействие, взаимный обмен хозяйственным опытом, бытовой культурой. В быт, материальную и духовную культуру русских проникали самые разнообразные элементы культуры народов Северного Кавказа.
Русским потребовалось освоить новые сроки посева и уборки, вывести новые породы скота, приспособленные к местным природно-климатическим условиям. В частности, русские освоили винокурение, выращивание марены, изучали металлообработку. В то же время русские и другие славянские переселенцы способствовали развитию на Северном Кавказе садоводства и огородничества, строительных навыков и др. Даже в условиях Кавказской войны продолжало развиваться хозяйственное и культурное взаимодействие русских с горскими народами. Широко были распространены добрососедские отношения, включая куначество и родственные связи. У многих народов Северного Кавказа существуют фамилии, которые ведут свои родословные от русских, а среди русских фамилии, родоначальниками которых были горцы.
До окончания военных действий на Кавказе многие русские поселения были защищены оградами, рвами и канавами, обнесены терновым забором. Во второй половине XIX века русские селения вытягиваются вдоль рек. Переселенцы из одной губернии обычно селились компактно в одном из концов села. К середине XIX века обособленность русских и других славянских улиц или «сотен» исчезла. В центре села находилась площадь с церковью; в селах имелись общественные постройки, в т. ч. библиотеки-читальни.
Планировка домов первоначально (XVIII - первая половина XIX века) повторяла типичные русские рубленные избы центральной России, но затем стала испытывать влияние домостроительства донского казачества, украинцев и других переселенцев с Юга России. К концу Кавказской войны леса были вырублены и основным типом крестьянского жилища становятся саманные дома (саманный кирпич изготавливался из глины, смешанной с соломой и навозом), в которых устанавливалась русская печь. В конце XIX века четко проявлялись социальные различия. Жилище зажиточных крестьян строилось на каменном фундаменте, было многокомнатным, крыша крылась железом.
Во второй половине XIX века складывается единый культурно-бытовой комплекс русских на Северном Кавказе, который в то же время характеризовался локальными различиями, связанными с особенностями взаимовлияния традиционной культуры переселенцев из различных губерний России с культурой других групп славянского населения и горских народов. Складываются ментальные особенности русских данного региона - более независимых, инициативных, чем в Центральной России. В быту усиливается влияние городской культуры, моды, что ведет к унификации народной одежды на основе вытеснения ее традиционных форм фабричными, но с включением элементов одежды, заимствованной у местных народов: бешметы, меховые штаны, кавказские пояса и т. д.
Городская культура развивалась в общерусском культурном контексте. Города Северного Кавказа. были тесно связаны с сельским хозяйством. Первоначально в их населении преобладали лица военных сословий, но после окончания Кавказской войны, строительства Владикавказской железной дороги и включения Северного Кавказа в социально-экономическую и культурную систему империи быстро растет доля купечества, мещан, рабочего класса.
Города были центрами меновой и ярмарочной торговли. Они превратились также в центры трансляции русской культуры на Северном Кавказе.
Русские администраторы, военные, ученые организовали комплексное изучение Кавказа. А. П. Нелюбин положил начало исследованию Кавказских Минеральных вод; Н. Я. Данилевский, С. М. Броневский - народов Северного Кавказа. С Кавказом связаны имена почти всех выдающихся деятелей русской культуры XIX века: А.С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. И. Глинка, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др. Новый импульс развитию народов Северного Кавказа. дало развитие в регионе светского образования, подготовка русских преподавателями национальной горской интеллигенции.
Приток населения и быстрое хозяйственное освоение края в XIX веке были связаны и с отменой в 1861 году крепостного права. Строительство Ростово-Владикавказской железной дороги и шоссейных путей стимулировало экономическое развитие Северного Кавказа, расширило возможности использования Кавказских Минеральных вод и других курортных зон, что также стало причиной бурной колонизации края, в которой преобладали русские переселенцы. Это вело к росту численности населения как сельских местностей, так и городов.В каждом субъекте Российской Федерации есть русские и славянские объединения, но они недостаточно консолидированы и не обеспечивают защиты политических, экономических и культурных интересов русских.
Новый этап в увеличении роста численности русского населения Северного Кавказа связан со столыпинской аграрной реформой. Северный Кавказ был одним из районов переселенческой политики. Здесь было создано 86 новых поселков (из них 70 в Черноморской губернии). На Кавказе не было свободных плодородных земель, поэтому отток поселенцев, оказавшихся в сложных условиях, оставался достаточно высоким - 18-19%.
В конце XIX века русские (включая украинцев и белорусов) составляли 94% населения в Ставропольской, 70% - в Черноморской губерниях и 94% - в Кубанской, 43% - в Терской и 5% - в Дагестанской областях.
В годы Гражданской войны многие русские поселения и казачьи станицы были подвергнуты разорению. Земельный вопрос разрешался советской властью в начале 20-х годов за счет депортации русского, главным образом, казачьего населения и передачи их земель горским народам. К середине 20-х годов в Северо-Кавказском крае проживало 3841 тыс. чел.
«Русский вопрос» на Северном Кавказе комиссия Президиума ВЦИК по урегулированию положения русского меньшинства в автономных республиках и областях решала путем строительства административно-территориальных округов для русского населения. В ходе районирования была ликвидирована Донская область, а Кубано-Черноморская область, Ставропольская и Терская губернии с преобладавшим русско-казачьим населением были превращены в округа. В составе Северо-Кавказского края было 13 русских округов; два города (Владикавказ и Грозный) непосредственно подчинялись ВЦИК РСФСР.
В результате многочисленных административных преобразований 20-х - начала 30-х годов эти города с преимущественно русским населением были включены: Грозный в состав Чеченской автономной области (1929); Владикавказ - Северо-Осетинской АО (1933); русские (включая казачьи) районы Терской области были разделены между горскими автономными областями. Это мотивировалось необходимостью подъема экономического развития национальных областей, несмотря на обеспокоенность и возражение русского населения. К депортации и переселению части русского населения на Северный Кавказ привела коллективизация сельского хозяйства.
В 1934 году из состава Северного Кавказа края был выделен Азово-Черноморский край (в составе районов бывших Донской, Кубано-Черноморских областей и Адыгейской АО). В марте 1937 года Постановлением ВЦИК РСФСР Дагестанская, Чечено-Ингушская, Северо-Осетинская и Кабардино-Балкарская АСССР были выделены из состава Северо-Кавказского края. Оставшаяся часть с преобладанием русского населения была переименована в Орджоникидзевский край с центром в Ставрополе (включая Карачаевскую и Черкесскую АО). В сентябре 1937 года ЦИК СССР утвердил Постановление ВЦИК РСФСР о разделении Азово-Черноморского края на Ростовскую область и Краснодарский край (включая Адыгейскую АО).
Индустриализация, а затем восстановление экономики Северного Кавказа после Великой отечественной войны, задача выравнивания социально-экономического и культурного уровня народов СССР стимулировали постоянный приток русских.
В советский период русская инженерно-техническая интеллигенция и рабочие создали на Северном Кавказе мощный индустриальный потенциал, способствовали освоению природных ресурсов, преподаватели помогли ликвидировать неграмотность и создать развитую систему среднего и высшего образования, ученые организовали научно-исследовательские учреждения, музеи, заповедники и др. Русские участвовали в реализации программ по культурному строительству, развитию литературы, национальных театров, киноискусства, создания системы здравоохранения и т. п.
Приток русских на Северный Кавказ продолжался вплоть до 60-х годов. В дальнейшем в результате снижения рождаемости и миграционного оттока происходит снижение доли русских во всех республиках, краях и областях Северного Кавказа и уменьшение абсолютной численности в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии.
Распад Советского Союза, суверенизация республик Северного Кавказа, сокращение занятости в основных секторах экономики и региональные конфликты интенсифицировали миграционные процессы на Северном Кавказе русских и других народов. Начался миграционный отток русских и русскоязычного населения из всех республик Северного Кавказа, который фактически продолжается до сих пор.
Русское население, ориентированное исторически на поддержку государства, не имеет в северо-кавказском регионе сильного национального или национально-культурного движения. В каждом субъекте Российской Федерации есть русские и славянские объединения, но они недостаточно консолидированы и связаны друг с другом, не обеспечивают защиты политических, экономических и культурных интересов русских. Отсутствует единство и в казачьих обществах и организациях, а их акции не всегда способствуют консолидации русских на Северном Кавказе.
Вклад русских в превращение Северного Кавказа в один из индустриально-аграрных и культурно развитых регионов России неоспорим, но именно на русских особенно остро отразился системный кризис, разразившийся в России в конце XX века, в некоторых сферах жизни продолжающийся по сей день.
Ослабление доминантной роли русской культуры на Северном Кавказе, сегментация цивилизационно-культурного пространства региона усиливает кризис идентичности и дискомфортность положения русских, что служит одним из мотивов оттока русского и русскоязычного населения из национальных республик.
Валентина Патракова, Виктор Черноус
evrazia.org
checheninfo.ru