Россия подтверждает готовность к наращиванию конструктивного взаимодействия с Турцией по всем направлениям, говорится в комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в связи со 100-летием со дня подписания Договора о дружбе и братстве между правительствами РСФСР и Великого национального собрания Турции, передает РИА НОВОСТИ.
Как отметили в МИД РФ, этот договор – один из основополагающих документов, заложивших фундамент современных отношений между двумя государствами.
«Подтверждаем готовность к наращиванию конструктивного взаимодействия с Турцией по всем направлениям, расширению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, реализации перспективных проектов в энергетике, промышленности и инфраструктуре, совершенствованию культурно-гуманитарных обменов и человеческих контактов», - заявила Захарова.
По ее словам, «следование духу и принципам Московского договора, не утратившего за истекшие сто лет свою политическую и историческую актуальность, служит залогом дальнейшего поступательного развития отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой».
Отметим, что по Московскому или Ленинско-Кемальскому договору, подписанному 16 марта 1921 года, Россия признавала суверенитет Турции в границах, провозглашенных Великим национальным пактом, над всеми территориями, признанными Турцией. Турция, в свою очередь, отказывалась от Батуми, взамен получая Сурмалинский уезд. Договором устанавливалась северо-восточная граница Турции, которая действует до сих пор.
Часть Московского договора, касающаяся Армении, считается нарушением международного права, поскольку [«договоры могут применяться только к подписавшим их сторонам и не создают какого-либо обязательства или права для третьей стороны, не являющейся стороной договора, без согласия последней»].
Этот основополагающий принцип закреплен в статье 34 Венской конвенции «О праве международных договоров»: «Договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия»,“A treaty does not create either obligations or rights for a third State without its consent”.
Таким образом, Московский договор не мог содержать никаких обязательств для Республики Армения, более того, определить армяно-турецкую границу (статья 1 Договора) или передать Нахичевань в качестве протектората Азербайджану (статья 3 Договора), поскольку Московский договор был подписан в нарушение действующих веками ряда обязательных и незыблемых основополагающих принципов (jus cogens).