Признание евреями христианства в Грузии вскоре стало массовым и началось формирование иудейско-христианских общин. Естественно, этот процесс расшатал мощную Мцхетскую общину евреев, началось ее рассеяние: «и начали уходить в разные стороны».
Последователями Авиатара в Мцхете оказались и другие. Это были потомки Вараввы: «пятьдесят домов были крещены и стали истинными христианами». У царя Мириана крещенные были в большом почете, и им выделили поселок Цихе-диди. Грузины-горцы не приняли Христа, и когда летописец их поведение сравнивает с поведением евреев, для большей жесткости называет их пребывающими «в темноте». Награждение в такой форме прозелитов-евреев со стороны царского двора заставляет думать, что у просветительской деятельности Авиатара была определенная поддержка со стороны власти. Эту же поддержку оказала крещеным евреям грузинская летописная традиция, которую достойно продолжил Леонтий Мровели.
Об отсутствии антагонизма между евреями и гругиуами и о вы -движении грузинскими летописцами еврейской темы на передний план у нас свое мнение: «...в Грузию евреи пришли в тот период, когда происходил процесс формирования грузинского общества, они с собой принесли передовые формы торговли и ремесла, чем завоевали уважение тогдашнего грузинского общества». Грузинами не должна была остаться незамеченной упорядоченная, грамотная религия, которую исповедовали евреи. Живущие бок о бок народы имели прекрасную возможность для обоюдного наблюдения. Грузины, несомненно, замечали консолидацию, взаимоуважение и помощь евреев, обусловленные религией. «Отсутствию враждебного отношения к евреям способствовало и то, что они пришли в Грузию не после укоренения христианства, а сами приняли непосредственное участие во внедрении этой религии».
Грузинские евреи не были признаны частью тех евреев, которых обвинили в распятии спасителя. У евреев не была прервана связь с исторической родиной. Эти взаимоотношения были полезны для Грузии. Особенно после того, как христианство стало государственной религией, для грузин «грузинские евреи» превратились в лучшее средство связи со Святой землей. К этому добавлялось и то, что «христианская литература создавалась с участием евреев и поэтому в ней не отразилось бы противостояние».
Таким образом, заинтересованность летописцев еврейской тематикой в «Картлис цховреба» можем рассматривать в двух направлениях. Первое — христианство зародилось в лоне иудаизма и первые шаги в развитии сделало здесь. В последующий период до противостояния с ним, иудейско-христианская община была главным местом распространения и установления христианства. Так было не только в Грузии. Второе — как мы знаем, обладатели царского трона Грузии и Армении Багратиони объявили себя потомками великого пророка Давида. Поэтому летописцы проявили более живой интерес к ранней истории евреев и их отношениям с Грузией и в целом с Кавказом. Именно это отразилось в грузинских нарративных источниках, когда летописец не скрывает свою симпатию к евреям. Еврейская тема настолько укоренилась в грузинской историографии, что сохранила актуальность и в последующие века. zen.yandex.ru/livekavkaz