АРМЕНИЯ. Армянские церкви Новой Джульфы похожи на современные им мечети - это знак близости армянского и персидского искусства, «единообразия архитектурного языка и строительных технологий»8. Также при постройке армянских церквей Новой Джульфы использовались персидские техники изготовления кирпичей.
Вместе с тем французский путешественник XVII в. Жан-Батист Тавернье отмечает, что в Новой Джульфе дома вообще «.более красивы и лучше построены, чем в Исфагане».
Желание переместить центр армянской духовной жизни из Армении в Иран заставило шаха Аббаса I задуматься о переносе резиденции католикоса (главы Армянской Церкви. - Е. Р.) всех армян в столицу Ирана. Для этого предполагалось разрушить резиденцию главы армянской церкви Эчмиадзин и из его камней построить монастырь на территории Исфагана. Шах Аббас собирался «.возвести там Новый Эчмиадзин, чтобы там восседал католикос и оттуда распространялось миро по всему свету, дабы тем самым население армянское оставить в Персии, а также чтобы прибыли и доходы со всего света стекались в город его для народа его».
В 1614 г. в Исфаган были перевезены 50 камней, извлеченных из здания эчмиадзин-ского храма, а также священные предметы и реликвии, такие как десница святого Григория Просветителя (Лусаворича), крестителя армян. План Аббаса не был воплощен, в том числе благодаря сопротивлению армянского духовенства, а также богатых торговцев Новой Джульфы во главе с калантаром (старостой. - Е. Р.) ходжой Назаром. Когда епископы, монахи и крестьяне узнали, что в монастырях Св. Гаяне и Рипсиме раскапывают землю, чтобы перевезти в Иран мощи святых, среди армян вспыхнули волнения.
Церковь так и не построили, а десница Григория Просветителя хранилась в доме калантара Новой Джульфы ходжи Сафара до 1638 г., когда католикосу Пилипосу удалось, преодолев много трудностей, добиться возвращения реликвии в Эчмиадзин.
Новая Джульфа так и не стала центром религиозной жизни иранских армян, но сделалась экономически важным объектом, а также территорией контактов персов-мусульман с европейцами, которые, посещая Иран, предпочитали селиться в армянском квартале и использовали местных армян как посредников и переводчиков для общения с основным населением страны.