Насильственное переселение армян из Закавказья в центральный Иран в 1603-1604 гг., получившее название «великий сургун», положило начало особому типу армяно-иранских взаимоотношений.
Армянские купцы интегрировались в экономику сефевидского Ирана, заняли основное место в иранской международной торгов -ле шелком. Строительство армянской торговой колонии Новая Джульфа близ тогдашней столицы Персии Исфагана во многом изменило культурную жизнь страны.
В отличие от других немусульманских общин Ирана армяне Новой Джульфы почти не подвергались религиозным преследованиям. Шах Аббас (1587-1629 гг.) «...дружил с армянами и почитал их, особенно джугинцев», он часто «.приходил к ним домой, ел и пил с ними все без разбору». Аббас не только ел приготовленную не по исламским законам пищу, но и пил вместе с христианами вино. Он также приглашал армян «.к себе домой, к столу своему, и воздавал им почести наряду с вельможами своими, и своим нахарарам (вельможам. - Е. Р.) наказал поступать также».
Аббас также испытывал интерес к христианской обрядности, он ввел среди персидских высокопоставленных лиц моду на посещение армянских церквей в дни христианских религиозных праздников. Впоследствии на протяжении всего XVII в. знатные персы посещали армянские церкви и крестные ходы в дни крупных христианских праздников, таких как праздник Водосвятия, и приглашали с собой европейских путешественников. Широко праздновать религиозные праздники, устраивать в эти дни различные представления и концерты для развлечения персов постепенно стало обязанностью армянской христианской общины Ирана, во второй половине XVII в. армяне могли отменить празднование только по прямому приказу правителя. Соответственно, сефевидские шахи лояльно относились к возведению в Новой Джульфе христианских храмов.
В течение 100 лет после возникновения Новой Джульфы там было построено 24 церкви. Первой была церковь Сурб (Святого) Акопа, возведенная на главной площади Новой Джульфы в 1607 г., последней - церковь Святого Нерсеса, воздвигнутая на проспекте Назар в 1669 г.