ДАЙДЖЕСТ: |
— Исраил, рад приветствовать тебя на родной земле. Как часто удается тебе бывать дома?
— К сожалению, в Чечне я бываю намного реже, чем хотелось бы: максимум два раза в год. Тренировочный график, сборы, соревнования, лечение травм отнимают много времени, поэтому приезжаю либо на кадыровский турнир, либо отдохнуть после тяжелых соревнований. Но хочу сказать, что за четверть века Красноярск тоже стал для меня родным городом. Можно сказать, второй родиной.
— Расскажи, как ты попал в Красноярск?
— После начала военных действий в Чеченской Республике отец перевез нашу семью в Узбекистан, а в конце 1996 года мы переехали в Красноярск. Мне тогда было шесть лет. Дома шла война, поэтому мы там надолго обосновались. Приобрели небольшой дом, в котором я до сих пор проживаю с братом Салахом и своим односельчанином Усманом Шахгириевым.
— Кто тебя привел в борьбу?
— В борьбу меня в шестилетнем возрасте привел старший брат Асхаб, который тогда сам активно занимался этим видом спорта. Вернее, он меня брал с собой в зал. Вначале я просто смотрел – мне понравилось, потом сам стал тренироваться. Другой брат – Салах ходил на бокс, так что при определенных обстоятельствах я мог стать боксером (смеётся).
— Когда ты осознал, что можешь вырасти до борца экстра-класса?
— Экстра-класса – это громко сказано. Для этого мне надо хотя бы чемпионат мира выиграть. А мысль, что смогу в будущем на равных конкурировать с борцами высокого уровня, у меня появилась, когда я стал побеждать на юношеских соревнованиях.
— Помнишь свои первые соревнования?
— Да, какие-то детские. Но они не оставили глубокий след в моей памяти. Другое дело первенство России по юношам 2007 года в Элисте. Эмоции после победы на нем до сих пор в памяти.
— Победа на первенстве России позволила тебе в том же году поехать на юношеское первенство Европы в Польшу, где ты стал третьим. Как оцениваешь свое выступление?
— Естественно, я ехал за победой, но проиграл в полуфинале молдаванину (Иону Гурмузаки – прим. М.Г.). Возможно, не настроился на него должным образом, поскольку заранее прокручивал в голове финальную схватку с азербайджанским борцом Джабраилом Гасановым. Зато опыт тогда я приобрел хороший.
— После юношеского первенства ты на четыре года исчез из поля зрения...
— Я в это время активно боролся, просто это были турниры в Красноярском крае или ближайших регионах. За это время я выиграл сайтиевский и несколько мастерских турниров, дважды – чемпионат Сибирского Федерального округа, турнир Академии борьбы имени Дмитрия Миндиашвили.
— Но первым большим турниром для тебя стал Гран-при «Иван Ярыгин» 2011 года. Именно на том турнире многие специалисты обратили на тебя внимание. Боролся ты ярко, и при некотором везении мог даже победить.
— Тогда мне для победы немного не хватило опыта – все же победитель турнира Адам Батиров был искушенней. Но и третье место, учитывая острую конкуренцию в весе до 66 кг, посчитал неплохим результатом.
— Кто тебя тренировал?
— На ранней стадии меня тренировал Анатолий Мануйлов. Немалую роль в моем становлении сыграл двукратный чемпион мира, а ныне главный тренер сборной команды Красноярского края Виктор Петрович Алексеев, хотя он не был моим личным тренером.
Хочется отметить и БувайсараСайтиева, который помогал советами, показал много интересных приемов и комбинаций, даже писал план подготовки к соревнованиям. Но своим первым и главным тренером все же считаю старшего брата Асхаба. Он меня привел в борьбу, он научил азам. Именно брат готовил меня к ярыгинскому турниру 2011 года. Когда летом 2011 года Асхаб переехал в Сержень-Юрт, где с Даудом Пашаевым стал тренировать детей, он и тогда был всегда со мной на связи, помогая советами и контролировал каждый нюанс.
— Ты упомянул Усмана Шахгириева. Слышал, что это ты перевез его в Красноярск?
— Мы с ним односельчане. Усман с детства проявлял себя как перспективный борец, и я поспособствовал его переезду в Красноярск, где условия для тренировок близки к идеальным. После переезда Усман в 2011 году в поселке Агинское Забайкальского края стал победителем юношеского первенства России. Он тогда боролся в весе до 35 кг. Через два года стал бронзовым призером юниорского первенства России. Выигрывал сайтиевский турнир, становился чемпионом СФО. В ноябре 2017 года стал победителем Кубка России в личном зачете в весе 65 кг. Но потенциал Усмана Шахгириева не до конца раскрыт, и я уверен, что у него будут еще серьезные победы.
— Исраил, ты с 2012 года участвуешь в чемпионатах России, практически всегда входил в число фаворитов, трижды подряд становился серебряным призером. Почему только в этом году, будучи уже возрастным борцом, тебе удалось стать чемпионом?
— Ну что я на это могу сказать? К некоторым чемпионатам России я подходил в оптимальной спортивной форме, так что мог вполне рассчитывать на победу. Но всегда что-то перечеркивало планы: либо травма, либо досадные ошибки, либо необъективное судейство. Хотя и физически, и психологически давно готов был побеждать. Ведь на Гран-при «Иван Ярыгин» я же трижды становился победителем, а он был не менее сильным турниром, чем чемпионат страны. В прошлом году я набрал хорошую форму, имел серьезный настрой выиграть чемпионат России, но в день вылета в Наро-Фоминск получил положительный тест на коронавирус, соответственно вынужден был пропустить эти соревнования. В этом году сказал себе, что если сейчас не стану чемпионом страны, то не стану им никогда. Рад, что в Улан-Удэ все для меня сложилось удачно.
— Судя по результату, в этом году к чемпионату России ты подошел в наилучшей форме.
— Прежде, я бывал и в лучших кондициях, но при этом мне не удавалось стать чемпионом страны. На сей раз главным моим аргументом стало сильное желание победить. Так что чемпионом России я стал во многом за счет настроя.
— На чемпионате Европы ты тоже победил за счет настроя?
— К настрою, после победы на чемпионате России, добавилась уверенность. А когда человек уверен в себе, он меньше ошибается.
— Можешь прокомментировать свои схватки на победном чемпионате Европы?
— В первом поединке досрочно победил призера чемпионата Европы 2020 года Михаила Саву из Молдовы. Во втором — также со счетом 10:0 победил венгра (Даниэля Антала – прим. М.Г.). Полуфинальная схватка с призером Кубка мира 2020 года Арманом Андреасяном из Армении по счету вышла довольно напряженной, но при этом я контролировал ситуацию. При счете 4:1 два балла отдал на последних секундах, особо не упираясь, чтобы избежать более опасного положения. Ну и в финале с Тураном Байрамовым из Азербайджанамне удалось убрать подальше эмоции и победить.
— В финале после первого периода ты проигрывал — 0:1, и соответственно заставил понервничать своих болельщиков.
— В первом периоде я решил присмотреться к Байрамову — не хотел рисковать. Он хоть и молодой, но опасный соперник. При этом я хорошо дышал и чувствовал схватку. Во втором периоде я прибавил и в итоге победил со счетом 3:1 Можно сказать, что боролся я не в своем стиле, но ведь главное победа, верно?
— Верно, но что мешало прежде бороться также хладнокровно?
— У всех людей разный характер и психотип. Я более эмоциональный, наверное. Эмоции зачастую мешают. Так говорят все специалисты, значит им видней (смеется).
— Заслуженному тренеру России Владимиру Модосяну принадлежат такие слова: «Касумов с любым соперником может такое сотворить, что тот уйдет в раздевалку с «червонцем» и опущенной головой». И еще: «Когда Касумов вернется с крупных соревнований победителем, то станет сильнее психологически и увереннее. Пока что он борется на эмоциях — стоит ему поймать кураж и правильно поставить тактику, он любого сломает». Как ты это прокомментируешь?
— Во-первых, спасибо Владимиру Гегамовичу за столь высокую оценку моего скромного таланта. А во-вторых, такому профессионалу, наверное, видней (смеется).
— Виктор Алексеев перед чемпионатом Европы-2016 называл тебя в числе главных фаворитов, аргументируя это тем, что на тренировках ты не уступаешь соперникам, которые тяжелее на двадцать килограмм. Что помешало тогда успешно выступить?
- Это действительно так. Но на последних сборах я набрал несколько килограмм мышечной массы, и в итоге мне пришлось срочно сгонять восемь кило. В полуфинале с турком Мустафой Кайя как раз весогонка повлияла на исход схватки – за 50 секунд до конца выигрывал четыре балла, но в конце силы покинули меня, и я уступил — 6:8. Было очень обидно, особенно учитывая, что этого турка я прежде побеждал.
— В малом финале ты все же сумел победить многоопытного грузинского борца Зураби Якобишвили, который через год показал свой высокий класс, став чемпионом мира...
— Без медали домой ехать очень нехотелось, поэтому в схватке за бронзу пришлось напрячься. Хотя вначале проигрывал, но в итоге сумел переломить ходпоединка.
— Несмотря на «бронзу» чемпионата Европы-2016 в целом тот год ведь стал для тебя самым успешным в карьере? До 2021-го, разумеется…
— Но при этом чувства удовлетворения он мне не принес. Выиграл ярыгинский турнир, Голден Гран-при в Баку, другие турниры, но на чемпионате Европы стал лишь третьим и в финале чемпионата России обидно проиграл Рамонову.
— Та схватка с Сосланом Рамоновым до сих пор перед глазами. Ты уверенно провел первый период, а во втором тебя будто подменили.
— В самом конце первого периода при счете 3:2 в свою пользу, я провел техническое действие и едва не положил Рамонова на туше. Не хватило считанных секунд. Во втором периоде этот эпизод никак не выходил у меня из головы. Я потерял концентрацию. Когда соперник вышел вперед, эмоции вконец захлестнули меня – все же не стоит забывать, что это был финал предолимпийского чемпионата России. В итоге во втором периоде я впервые в жизни не набрал ни одного балла, а отдал шесть.
— Из-за желания отобраться на Олимпиаду ты год выступал в весе до 65 кг. Повлияло ли это на твою борьбу?
— Мой собственный вес колеблется от 71 до 73 килограмм, поэтому мне комфортно выступать в категории до 70 кг. Но она, к сожалению, не олимпийская. Поэтому пришлось выбирать между 65 и 74 кг. В 74 кг я боролся, какие-то турниры выигрывал, но при этом понимал, что, будучи недовеском, конкурировать с лидерами категории будет сложно. Перешел в 65 кг, но и в этом весе постоянно держать себя в «черном теле» было тяжело. Когда провес два килограмма – это нормально, но ведь на больших соревнованиях надо до грамма согнать вес. Поэтому приходилось постоянно придерживать его в районе 71 кг, так как практика показала, что сгонка больше шести килограмм пагубно влияет на мое физическое состояние.
— Мне рассказывали, что после интенсивной тренировки ты еще час отрабатываешь приемы…
— В этом нет ничего неестественного. Любой спортсмен, который нацелен на высокий результат, должен не на сто, а на двести процентов выкладываться на тренировках. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою.
— Тебя часто упрекают в том, что порой проигрываешь из-за своей чрезмерно зрелищнойборьбы.
— Конечно, главное в спорте – это победа, но когда видишь заполненные любителями борьбы трибуны, то хочется порадовать их красивой и техничной борьбой. С другой стороны,мне борьба в сложных завязках очень нравится – она напоминает шахматы. Да, я порой проигрываю из-за этого. Веду в счете, можно бороться по результату: «засушить» схватку или уйти в оборону, но идешь на обострение и отдаешь баллы. Таков характер.
Источник: Спорт Шатой
Предновогодний мастер-класс: кулинарные хитрости от Гаяне Бреиовой!
В Дагестане задержали чиновника по уголовному делу о незаконном строительстве
АДЫГЕЯ. Глава Адыгеи Кумпилов принял участие в заседании Совета по культуре и искусству
РОСТОВ. В Ростове автобус выехал на рельсы и столкнулся с поездом
АРМЕНИЯ. Подписи за вступление Армении в ЕС начал проверять ЦИК
РОСТОВ. В Ростовской области возбудили уголовное дело из-за гибели двоих детей на пожаре