ЧЕЧНЯ. Взбираться на верхушки гор по неизведанным маршрутам, падать в горные ледяные реки, пить мёртвую воду… По словам чеченского альпиниста и спасателя Джамлая, это толкает людей в горы с единственной целью – доказать себе, что ты – можешь.
Туризм в Чеченской Республике начал возрождаться вновь сравнительно недавно.
Он словно рухнувший на землю человек, который постепенно поднимается, отряхивает с себя пыль, прихорашивается и планирует в скором времени твердо стоять на ногах. Такую уверенную позицию сегодня уже занимает известный и популярный городской туризм.
Но мы хотим рассказать об экстремальном чеченском туризме, а именно – альпинизме, о котором знают немногие.
Причиной этого является Международный день альпинизма (День альпиниста) – праздник, который отмечается в августе каждого года. Появился этот праздник в 1786 году, когда два смельчака – швейцарский врач Мишель-Габриэль и горный проводник Жак Бальма – первыми из всех альпинистов достигли высшей точки Альп – вершины Монблан, высота которой составляет 4810 метров над уровнем моря. До этого, еще в 1760 году, очень многие пытались покорить Монблан, но для некоторых гидов эти попытки заканчивались даже трагически. А все началось с того, что швейцарский геолог, ботаник и альпинист Гораций Бенедикт де Соссюр, не сумев взойти на вершину, назначил огромную премию тому, кто сделает это первым.
Таким образом, первыми оказались Мишель-Габриэль и горный проводник Жак Бальма. Подъем был достаточно сложным и длился более суток. Интересен тот факт, что первым на вершину взошел Паккард, хотя Бальма двигался с большим энтузиазмом. Именно Паккард установил флаг на вершине Монблан и сделал в дневнике записи о температуре и давлении воздуха, а также зарисовки соседних вершин. После спуска Паккард взялся за написание книги о восхождении, а Бальма отправился к Соссюру за вознаграждением, как покоритель Монблана. Это событие стало настоящим подвигом, в честь которого Международный день альпинизма с тех пор отмечается ежегодно.
А нам разобраться в мире альпинизма помог Джамлай Бугаев – исполнительный директор Клуба альпинизма в Чеченской Республике, руководитель научно-исследовательской экспедиции «Неизвестная Чечня», член Российского Союза спасателей.
Джамлай, он же Максим, а для совсем близких – Макс, разбирается в этом как никто другой, так как он в 2011 году основал научно-исследовательскую экспедицию «Неизвестная Чечня». Экспедиция направлена на изучение и популяризацию природного, исторического и культурного наследия республики, а самое главное – Джамлай с единомышленниками возрождает старые, советские, и разрабатывает новые туристические маршруты.
А с чего всё началось?
Не поверите, с Александра Геннадиевича Хлопонина. В 2011 году на Общественном совете Северокавказского федерального округа мы с моим другом и коллегой Магомедом Алхозуровым выступали с докладом о состоянии туристического потенциала Чеченской Республики. Будучи в то время полпредом СКФО Александр Геннадиевич заинтересовался этой темой. Мы были просто ошеломлены и тут же с огромным энтузиазмом начали доказывать, демонстрируя фото- и видеоматериалы, что туризм в Чеченской Республике не только возможен, но и предпочтителен. Это невероятно, но на следующий же день Александр Геннадиевич прилетел в республику и вместе с Рамзаном Кадыровым, который уже в то время в числе приоритетных задач назвал восстановление и развитие туризма, они поехали осматривать горную часть Чеченской Республики. Хлопонин был впечатлен. Он убедился, что туризм в республике возможен. Это было отмечено на федеральном уровне. На данный момент туризм в республике развивается по многим направлениям, в том числе экстремальным.
Расскажите, как обстоят дела с альпинизмом в нашей республике?
Сегодня многие альпинисты мира хотели бы приехать в Чеченскую Республику. Почему? Потому что альпинистами проложены и исхожены маршруты всех известных гор, а чеченские горы труднодоступны, а многие и вовсе не хожены. Именно поэтому они так привлекают альпинистов. Конечно, это придает и нам определенный стимул и мотивацию для покорения наших гор. Правда, альпинизм требует более детального, основательного подхода и решения некоторых аспектов законодательно. Несмотря на это, мы все равно находим пути для восхождения. Например, к 200-летию Грозного взобрались на горную вершину Диклосмта, высота которой составляет 4285 метров над уровнем моря. Это природная граница Чечни, Дагестана и Грузии, маршрут к которой не хожен уже 20–30 лет. Восхождение длилось 5 дней. Из-за того, что мы не знали маршрут, было очень сложно. Я даже в ледяную воду падал несколько раз.
Да, беседуя в теплом, уютном офисе, в это сложно поверить… Зимой, в мокрой одежде – в горах, таких статных, величавых и… ледяных.
В горах, кстати, палящее солнце. Оно отражается ото льда и начинает тебя жарить и сверху, и снизу. Невозможно закрыть лицо шарфом и не загореть. Там сгораешь полностью, еще обветриваешься – трескаются губы, слезятся глаза. Одним словом, ты максимально выгораешь и истощаешься.
Можешь дать свое определение альпинизму?
Альпинизм – это все вместе: скалолазание, ледолазание, первая медицинская помощь, лавинная безопасность, солярий (смеется). Переполняющие тебя всевозможные эмоции. Да, чтобы добраться до вершины, ты еще должен быть и завхозом, и строителем, и поваром.
Что из еды обычно берете с собой?
Чем дольше восхождение, тем меньше возможности взять что-то про запас. Мы перед тем, как идти в маршрут, определяем количество дней и прибавляем еще несколько на непогоду. После этого ты начинаешь взвешивать из расчета на один день: 30 грамм крупы, 20 грамм сушеного мяса... Это называется раскладка. Также определяем калорийность, ведь нужно еще восполнять энергетические потери. Безусловно, самое любимое блюдо альпиниста – это сникерс, так как при минимальном весе он дает огромный запас калорий. Еще очень распространены в походах сублимированные продукты – освобожденные от влаги. К примеру, курица, рыба, рис, пюре, гречка. Когда добавляешь в них кипяток, это становится полноценным продуктом.
Надеюсь, с водой-то в горах, покрытых снегом и льдом, уж точно нет проблем?
О! Самое сложное в горах – это вода. Но ты, как правило, всегда идешь с надеждой, что она есть, да еще и хорошего качества. Дело в том, что до определенной высоты есть родники, затем надо топить снег и лед, а талая вода – она мертвая, и ее очень сложно долго пить. Иногда мы добавляем в нее соль, чтобы предотвратить судороги. В горах погода меняется молниеносно, и вода в источнике, которая 20 минут назад была наичистейшей, может вмиг стать черной и вязкой. В таких ситуациях делать нечего – приходится ее кипятить и употреблять в пищу. Многие считают, что в поход можно взять с собой воду и все необходимое. Нельзя. Когда у меня было меньше опыта, я брал даже запасную одежду. Сейчас практически ничего не беру. Поэтому, когда падаю в воду, все сушится на мне. Мы иногда даже доходим до маразма: из двух футболок, которые можно взять с собой, все же выбираем ту, которая на 20 грамм меньше весит.
Вот у меня какой вопрос – если столько трудностей, зачем туда идти?
На этот вопрос никто не ответит. Он всегда открытый. Я могу сказать о том, что ощущаю сам. Дело в самореализации, только и всего. Единственное, что толкает людей в горы, это доказать себе то, что ты можешь. Как пел в свое время Высоцкий, «я себе уже все доказал…».
Джамлай, спасибо тебе за такую интересную беседу! Надеюсь, что с каждым годом этот вид туризма в нашей республике будет развиваться все активнее и ярче!
checheninfo.ru