ЧЕЧНЯ. Три метра шифона, шелк и женщины-швеи – с этого начиналась традиция подготовки свадебного наряда наших бабушек и прабабушек. Многоплановый и поэтапный процесс включал в себя заблаговременную покупку тканей, особый покрой и длительный пошив. Невесте отводилось лишь участие в примерках.
«А шелку надето столько на ней, Что хватит на сотню богатых семей, И столько серебряных бляшек на ней, Что хватит на сбрую для сотни коней».
Этот отрывок из чеченских песен очень четко отражает красоту убранства вайнахских женщин. Для чеченцев одежда всегда выполняла знаковые и эстетические функции. Она могла указывать на принадлежность к этносу, возрасту, полу. При создании убранства не забывали подчеркнуть грациозность и красоту внешнего облика человека, поэтому веками вырабатывалось разнообразие покроя каждого элемента одежды. Все эти моменты учитывались в зависимости от традиции ношения одежды в повседневной жизни.
Элементы свадебного костюма. В одежде чеченских женщин всегда присутствовал сложный раскрой, многоплановость цветовой гаммы, разнообразие набора украшений. Подготовка одежды занимала время, так как важно было учитывать все особенности. Больше всего внимания отводилось созданию свадебного костюма, он считался апогеем осложнений в комплексе национальной одежды. Согласно мнению доктора исторических наук Лечи Гарсаева, именно от свадебного костюма начинался спад осложненных элементов одежды к более упрощенным. - Традиционный костюм невесты у вайнахов состоит из нескольких комплектов рубах, нижнего белья, чохи (верхнее платье, - прим. автора), архалука (кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником, - прим. автора), головных платков и обуви, - рассказывает историк. – Эти элементы одежды шили из шелка, сатина, ситца, сукна, а обувь – из красной и белой кожи. Чоха, она же гIабали, была неизменным элементом одежды чеченской женщины. Свадебной чохе просто придавали особо нарядный вид: ее вышивали и украшали специальным орнаментом.
Сестра трех братьев. Своими воспоминаниями о подготовке свадебного наряда с Лечи Гарсаевым поделилась 95-летняя Эсет Магомедова. Ее мать начала готовить свадебный наряд и приданое дочери сразу же после обручения. - Некоторые ткани были куплены заблаговременно, другие приобрели в эти дни, - рассказывает она.
– Собрались женщины-швеи – тети и двоюродные сестры. Они распределили, кому что шить (по умению), подобрали цвета, подходящие к тому или иному виду одежды. Умелицы сшили для Эсет четыре пары нижнего белья, столько же верхних рубашек, две чохи и два архалука. Свадебная чоха была сшита из белой парчи, один архалук из коричневой чесучи (шелковая ткань особого сорта, - прим. автора), а второй из красного ситца. - На шитье архалука требовалось очень много времени, но до свадьбы все успели сделать, - отметила Э. Магомедова. – Мой отец был зажиточным человеком, а я была единственной сестрой трех братьев. Они ничего не пожалели, все сшили новое.
Серебряный пояс, бусы и длинный шлейф. Украшения дополняли всю гамму красок и тканей свадебного наряда невесты. К ее образу добавляли пояс из серебра, покрытый позолотой. Невеста украшала себя бусами, браслетами, надевала серьги и кольца. Особенностью были также три метра шифона, оборачиваемого вокруг головы девушки. Длина чохи достигала лодыжек, но две средние задние полы ее были длиннее и во время передвижения невесты задняя часть платья волочилась по земле. По словам женщин, таким образом чохе придавался более изящный вид. Чем длиннее была задняя часть чохи, тем красивее она была. Некоторые рукодельницы украшали переднюю сторону чохи, рукавов и полы каймой из дорогого белого меха.
- Такую чоху не расшивали, поскольку шелковая чоха с этой оторочкой считалась среди вайнахов очень дорогой, и ее редко какая невеста одевала, - подчеркивает Л. Гарсаев. Поверх чохи одевали серебряный с позолотой пояс. Это был не единственный элемент серебра, относящийся непосредственно к костюму. Длинное нижнее платье – коч – покрывалось нагрудником с нашитыми на нем 16 парами пряжек – застежек из серебра. Нагрудник был сшит из шелковой ткани.
Дождь из зерна и конфет, подарки для родителей мужа и условия развода. Обычай провожать невесту был установлен почти у каждого кавказского народа. Как правило, лицо ее укрывали шелковым платком до подбородка. А голову старались посыпать конфетами, зерном или сахаром. У одного из соседних народов, к примеру, невесту посыпали мукой. Мука считалась символом плодородия. Чтобы не испачкать девушку, ее тело полностью покрывали бумажным головным платком. Это был специальный платок, который еще и защищал виновницу торжества от дурного глаза какой-нибудь обиженной соседки.
Калым (плата за невесту). устанавливался по уговору родителей новобрачных. Его передавали в дом девушки сразу после обручения. Как правило, калым тратили на невесту: покупали ей предметы приданного, украшения или приобретали подарки для стороны жениха. В качестве подарков выбирали дорогие отрезы на костюм, платья, халаты, головные и носовые платки, носки и прочие предметы. Золотые и серебряные украшения не покупали на сумму, полученную с калыма, их старались приобретать девочке с самого детства. Вместе с невестой в дом жениха отправляли домашнюю утварь, а также сундук или большой чемодан с ее одеждой. Невеста дарила свекрови ткань на платье и ковер, золовкам – отрезы на платье, а соседям – платки, сорочки или ткань для платья. Поверх чемодана лежал подарок для женщины, которая должна его открывать. Это была близкая к семье жениха женщина – тетя. Затем невеста приглашала золовок для того, чтобы они могли взять из сундука все, что им понравится. Золовки имели право взять что-то из дорогих вещей.
Если семья распадалась по инициативе жениха, женщина имела право забрать с собой все вещи, купленные на деньги с калыма. Если инициатором развода была она, то эти вещи оставались в семье бывшего мужа. В случае, если по какой-то причине девушка хотела выйти замуж без свадьбы, то ее отправляли в дом новоиспеченного мужа в простой чохе с сопутствующими элементами.