ДАГЕСТАН. Знания – это душа Ислама и опора религии. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, придавал огромное значение приобретению знаний. Он говорил: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки»
В поисках знания. Водном из сёл горного Дагестана в 1714 году в богословском диспуте сходятся два именитых алима — это Мусалав из селения Кудутль и Мухаммед из аула Арчип. Первый из них приведя ряд доводов, переводит ход обсуждения в свою пользу и победителем покидает место собрания. Но он пока ещё не догадывается, что это история будет иметь продолжение. На протяжении трёх веков с момента смерти не утихает интерес к личности имама Мусалава Кудутлинского, сыгравшего важную роль в истории Дагестана. Будущий алим рождается в 1652 году в аварской семье. Уже в раннем возрасте он приобщается к науке и богословию. Его трудолюбие и усердие окупается с лихвой, ведь совсем скоро он становится духовным лидером горцев, занимая центральное место в развитии дагестанской философской мысли, творчества и культуры в целом.
Путь юноши, жаждущего знаний в то время в Дагестане, был традиционным. Окончив начальный курс образования в своём или соседнем селе, мутаалим, то есть ученик, отправлялся в место, где ведёт свою деятельность другой учёный по совсем иной направленности и таким образом, учась у многих, человек получает большой багаж знаний. Этот же путь преодолевает Мусалав из Кудутля. Основная заслуга Мусулава из Кудутля в том, что ему удаётся поднять уровень образования в Дагестане на совершенно новый уровень, но прежде, чем сделать такой подарок своему народу, он изучает множество различных наук, особенно пристрастившись к арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии и древним языкам. Мусалав обучается наукам и знаниям у выдающихся людей своей эпохи — Мухаммада сына Али аль-Камили, Шабана из Обода и других. Учёные помимо образовательной деятельности создают некую экономическую базу для притока студентов – мутаалимов. В то время издаётся фетва — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием, факихом или алимом, основываемое на принципах Корана и Суры —о том, что каждый учащийся имеет право получать долю с обязательного закята — обязательного ежегодного налога в исламском праве, выплачиваемого с различных видов доходов и имущества всеми самостоятельными, свободными, дееспособными и взрослыми мусульманами в пользу нуждающихся единоверцев. Говоря нашим современным языком в Дагестане учреждается стипендия. Таким образом молодые учёные были мотивационно заряжены получать знания. Проницательные богословы сразу замечают огромную страсть к наукам со стороны Мусалава Кудутлинского. Как старательного и способного ученика они принимают его на обучение, а некоторые из них, не жалея времени и сил, занимаются с ним лично.
Мусалав в поисках знаний обходит не только горы Дагестана. Он успевает пройти обучение в ведущих центрах научно-богословской мысли Ближнего Востока, что для человека, жившего в середине XVII-го века — большое достижение. Этот просвещённый человек посещает Египет, Хиджаз и Йемен. Он заканчивает образование в этих странах и становится знаменитейшим учёных, который получает признание во всём исламском мире. После нескольких лет усиленной учёбы, несмотря на то, что жители Дагестана давно признали в нём выдающегося человека, Мусалав в целях совершенствования собственных знаний отправляется в страны арабского Востока. Ему удаётся побывать в таких признанных местах, как древний египетский университет аль-Азрах, Медина — некогда столица Халифата, Мекка — Родина ислама и Пророка Мухаммада. И везде, где бы не побывал богослов он всегда старался подчерпнуть для себя как можно больше полезного.
Встреча с учителем. Будучи в Мекке, совершая Хадж, он слышит о мусульманском учёном по имени Салиха аль-Ямани, носившего особенный титул муджтахида, который выдаётся только высокопоставленным исламским богословам. Муджтахид обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права — фикх. Он обязан опираться исключительно на коранические аяты и достоверные хадисы пророка Мухаммада, а не на суждения других богословов. Данный титул даётся больше не за обладание особого знания, но за умение критически мыслить, а в эпоху XVII-го века не каждый мог этим похвастаться. Узнав о нём получше, Мусалав загорается желанием стать его учеником. Он отправляется к нему и тот с радостью принимает дагестанца на обучение. Около 6-7 лет он впитывает знания великого учёного. Так как наставник — известный мусульманский правовед, то именно эту науку изучает Кудутлинский просветитель. Мусалав долго радуется тому, что ему посчастливилось встретить такого благородного и высокообразованного учёного как Салих аль-Ямани. Знания, полученные за несколько лет, приносят дагестанцу много пользы, он обращается к ним на протяжении всей дальнейшей жизни и каждый раз благодарит своего наставника за подаренные сокровища — опыт, навыки, умения. Сам учитель радуется тому, что имеет такого трудолюбивого и способного чужестранца в рядах своих учеников. По окончании Салих аль-Ямани посвящает целую книгу Мусалаву из Дагестана и называет её «Джабаль аль-аля» — «Высокая гора». Экземпляр произведения впоследствии переписывается Мухаммадом Батлухским и ныне сохраняется в одной из частных библиотек.
На протяжении 15 лет он гуляет по Арабскому Востоку и после смерти Салиха аль-Ямани возвращается в Дагестан как известный учёный Северного Кавказа и Зарубежья. На родине он основывает новое медресе сначала в ауле Корода, а затем в Кудутле. За короткое время богослов становится маяком, указывающий путь для тех, кто ищет знания. Авторитет каждого учёного индивидуально влияет на количество студентов, предметов, уровень преподаваемых дисциплин. Мусалав Кудутлинский приобретает большую популярность. Как знаток наук и обладатель праведности он одинаково хорошо разбирается в шариате с его основами и ответвлениями, много читает арабской литературы, хорошо владеет этим языком и оставляет множество глоссов по мусульманскому законоведению.
Глосса – это перевод или толкование непонятного слова или выражения, преимущественно в древних письменных текстов. Богослов отлично сочетает в себе крупного знатока целого комплекса средневековых наук и учёного-преподавателя. Именно поэтому к нему стекается столько учеников, сколько не собирается вокруг другого учёного Дагестана того периода. К нему ездят учиться не только из горских районов, но из областей поволжских татар, Черкессии и так далее. Многие жители, рассказывая о Мусалаве, говорят о нём как о человеке, постигшем степени тарджиха, означающий определённый уровень учёного внутри одного мазхаба. Благодаря ему он имеет право выносить собственные суждения. Кудутлинский неукоснительно следует Накшбендийскому тарикату, чем вызывает уважение окружающих.
В чём огромная заслуга Мусалава, не затрагивая его личностных качествах? В первую очередь, это организационная деятельность. С его именем связывают вообще систематизацию научного процесса и дисциплин, по которым начинают преподавать в учебных мусульманских заведениях. Даже в самом большом медресе Дагестана, расположенное в селении Ругуджа, в котором по тем меркам обучается большое количество мусульман, вводится кудутлинский метод обучения.
Возведение традиций. Из медресе Кудутлинского выходит множество знаменитых богословов — продолжателей его дела. Их имена известны и сегодня — это Дауд-Хаджи Эфенди Усишинский, Мухаммед аль-Убри, Мухаммед-Хаджи Урадинский. Кудутлинский был эрудированным учёным, искусным в науках и искусствах… Ему принадлежат сочинения ««Шарх асма Аллах аль-хусна» — «Толкование прекрасных имён Божьих» и лунный календарь «Хисаб аль-Кудуки». Возвращаясь из Йемена, он берёт с собой ценные книги, в частности труды своего учителя Салиха. Учёная деятельность богослова немыслима без преподавания. Так как в системе знаний периода жизни Мусалава особое место принадлежит арабского языку. Герой наших статей уделяет большое внимание вопросам его грамматики, морфологии и синтаксиса. Поэтому в начале XVIII-го века все аварские учебные заведения учатся по учебникам, написанным Кудутлинским.
Дагестанский богослов и философ. Можно сказать, что ни одна значимая коллекция древних книг не обходится без рукописей, комментариев и сочинений, написанных рукой Кудутлинского. Сегодня мы можем наблюдать лишь часть того над чем корпел и работал дагестанский богослов несколько десятков лет, которые встречаются лишь у частных коллекционеров. В XVIII-ом веке самой распространяемой и изучаемой во всех медресе Дагестана является книга Мусалава «Аль-Хашия ала-ль-Чарпарди» — одна из самых популярных работ на Северном Кавказе по арабской грамматике, которая издаётся несколько раз. Сочинение богослова, служившим ценным пособием для тех, кто изучает язык обретает известность как среди горцев, так и иностранцев. В 1892 году, по прошествии 100 лет после смерти автора, труд Кудутлинского появляется в Турции с краткой биографией автора. Кроме сочинений Мусалава сохраняются его многочисленные письма, ответы на вопросы касательно мусульманского права, а также составленным им лично календарь молитв для горного Дагестана
Книста - это источник знаний. Говоря о работах Мусалава, большую часть из них представляют собой учебные пособия к тем популярным грамматическим и правовым трактатам, по которым занимаются ученики медресе. В трудных и непонятных местах, они обращаются к тексту дагестанского богослова, где всё разъясняется и поясняется. Подобная объясняющая записка или комментарий преследует свою цель — популяризовать и облегчить получение образования. Самым выдающимся вкладом Мусалава в науку Дагестана является не составление книг и даже не преподавание, а введение нового метода сохранения книг и возведение в традицию переписывания ценнейших трудов. Обладая энциклопедическими знаниями и как никто другой понимающий ценность наук, он не мог допустить их забвения.
Переписывание книг - древний способ сохранения знаний. С этого момента в медресе села Кудутль начинается продуктивная работа по переписке изучаемых книг. Записывая под диктовку своего учителя, студенты одновременно выдавали несколько ценнейших трудов по различным дисциплинам. От своих учеников старается не отставать и сам богослов — за время своей жизни им переписываются более 300 значимых сочинений, привнося тем самым огромный вклад в укрепление веры и науки в Нагорном Дагестане. Гасан-эфенди Алкадари в своем историческом труде «Ассари Дагестан» называет Мухаммада Кудутлинского «корифеем эпохи» дагестанских энциклопедистов, а академик И. Ю. Крачковский считает его «светочем дагестанской науки. Почему при Кудутлинском переписка книг получает такой импульс? Образование становится популярным и количество учеников по всему Дагестану резко увеличивается. Спрос рождает предложение, поэтому оно требует большого количества книг.
Осознание истины. Однажду у мусульманского учёного и автора «одного из канонических сборников суннитских преданий „аль-Джами ас-Сахих“» имама аль-Бухари спрашивают: «Что укрепляет человеческую память?». Ответ поступает немедленно: «Постоянное просматривание книг». Книга — великое изобретение человечества, в котором хранится весь опыт и все знания, накопленные за прошедшие века. Здесь же отражаются память различных эпох, воплощенная в мыслях, чувствах, страданиях. Книга не только источник знаний, но она же и верный друг, и учитель. Поэтому жизнь Мусалава постоянно находится в связке с трудами великих учёных и богословов — без них нет и образования. Кудутлинский собирает уникальную книжную коллекцию, которая сохраняется лишь фрагментарно и неполно. Книга бессмертна, как и человек, однако по дошедшим остаткам можно сказать, что богослов — настоящий ценитель литературы и научной деятельности. У него хранятся ценнейшие рукописи и произведения, который нет ни у кого больше во всём Дагестане.
Преподавание в медресе Мусалава. Ещё одной особенностью медресе в селе Кудутль является то, что наряду с изучением науки в нём находят и практическое применение. Наряду с религиозными знаниями Мусалав прибегает к так называемым советским науками. Богослов начинает вести те предметы, которые ранее никогда не изучаются. Преподававшиеся в медресе Мусалава различные естественные науки — астрономия, математика и так далее — носят больше практики, чем к теории. Подобные знания помогают создать богослову дагестанский лунный календарь, которым пользуются жители гор вплоть до Революции.
Популярность и значимость Мусалава держится до сих пор, и она настолько велика, что сегодняшние казанские учёные гордятся тем, что татарские богословы XVIII-го века в бытность свою имели счастье поехать в Дагестан и обучаться у такого человека. Мудрец и значимый для Дагестана богослов, всегда ставит правду на первое место, она для него ценнее всего на свете и в себе угоду истину он никогда не искажает. Именно поэтому в уже преклонном возрасте, он вновь предпринимает поезду к своему знакомому Мухаммеду из Арчиба, с которым у него ранее возникает научный диспут. Кудутлинский выходит победителем, однако прокручивая недавние воспоминания того дня или порывшись во внушительной библиотеке, учёный приходит к выводу, что в той дискуссии правда была не на его стороне и он едет туда, чтобы признать правоту своего противника. Преодолев неблизкий путь, богослов полный решимости признать свою вину и попросить прощения, достигает дома своего товарища, однако поздно — учёный из Арчиба находился уже в том мире. Тогда Мусалав отправляется к могиле друга и выполняет то, ради чего приезжает.
Post scriptum. Дагестан того периода не знает другого учёного, чьи произведения цитировались бы так часто, как его. На полях книг часто встречаются комментарии Мусалава, к которым прислушиваются читатели. Об уровне знаний Кудутлинского можно судить по тому, чего добивается один из его любимых учеников — Дауд из Усиши, который по некоторым данным учится и одновременно преподаёт в знаменитом на весь мир университете Аль-Азхар в Египте. Он туда поступает благодаря рекомендации своего наставника — Мусалава. На протяжении всей жизни Кудутлинский борется со всем, что противоречит установлениям ислама и под конец его жизни противостояние достигает апогея. Не желая мириться с преобладанием адатов — обычного права над шариатом, он в 1715 году покидает Дагестан и переезжает в сирийский город Алеппо, где проводит остаток своих дней. Через два года он умирает.
checheninfo.ru