ЧЕЧНЯ. Грозненский государственный нефтяной университет — старейший вуз нефтяного профиля в стране. Во время военных действий его корпуса сильно пострадали. Главный из них расположен в центре Грозного — рядом с мечетью «Сердце Чечни». В прошлом году он открылся после капитального ремонта. Новый университетский кампус построен в стиле хай-тек. Закономерно, что именно здесь находится парк высоких технологий.
Разработчик Джабраил Чабаев проходит мимо нескольких стеклянных дверей и останавливается возле входа с надписью «Гаргантюа».
— Это в честь черной дыры, — объясняет программист. — У нас тут все кабинеты носят названия космических объектов. Но есть одно место, которое мы называем Нарнией. Потому что это единственная деревянная дверь в Хайпарке. Она еще от старого здания осталась.
Джабраил и его команда разрабатывают виртуальный тренажер для игры в хоккей. Его название не связано с космосом — «VR-хоккей», но для местных широт тоже звучит непривычно. В Чеченской Республике это не самый популярный вид спорта. И хотя здесь есть своя хоккейная команда, собственным ледовым дворцом в Грозном еще не обзавелись. Заложена лишь капсула под его строительство. Однако разработчики приложения вдохновлялись не этими перспективами. Сначала это был просто коммерческий заказ.
— Летом прошлого года в Хайпарк пришел Вадим Митин, — вспоминает автор приложения. — Это главный тренер школы вратарей Igoalie.pro. Он спросил, можем ли мы сделать аналог канадского приложения Sense arena — не полную копию, конечно, а со своими отличиями. У наших канадских «конкурентов», например, просто надевается шлем и начинается игра. А в нашем тренажере тренер может сидеть за компьютером и видеть то же, что и вратарь в очках виртуальной реальности. Не просто видеть, но и контролировать процесс игры.
Джабраил запускает приложение. Программное обеспечение предусматривает два модуля: для игрока и для тренера. Наставник работает, сидя за монитором, а вратарь надевает очки виртуальной реальности и «перчатки» с контроллерами, чтобы, стоя в виртуальных воротах, отрабатывать движения. Оба подключаются к одной арене. Программист нажимает пару кнопок, и на экране появляется хоккейный стадион с надписью «Демоверсия».
— Это вотермарка, мы ее специально поставили, вдруг у нас кто-то украдет идею, — смеется студент.
Тренер наблюдает за игрой и видит ее глазами хоккеиста. Он имеет доступ к меню, где может задавать ряд параметров, например скорость полета шайбы. Пока разработаны только сценарии для вратаря — контроллеры шлема как раз и представляют руки голкипера в виртуальной реальности. Стоящий в воротах должен поймать или отбить шайбу.
— Это простейшие паттерны, — рассказывает Джабраил. — Пока вариантов игры семь, и все они прописаны мною. Но в перспективе мы хотим разработать конструктор сценариев. Он позволит тренеру самому прописывать, как будут играть оппоненты. Это большой плюс, потому что в реальности невозможно идеально сыграть по заданному сценарию. Так можно будет проверить реакцию игрока и то, насколько оперативно он среагирует на изменения.
На экране также можно разглядеть траекторию движения шайбы. Но это — легкая версия для любителей, не играющих в хоккей профессионально. В сложном варианте игры она будет невидимой.
Лихой музыки атаки в ушах не слышно, а сигналы поражения раздаются один за другим. В конце каждого сценария показывается результат. После того, как Джабраил снимает очки, на экран выводится «28:0». Двадцать восемь раз были взяты ворота. Айс-тайм в игре не ограничен. По словам разработчика, играть можно, пока не надоест. «Или до тех пор, пока человек хотя бы чуть-чуть этому не научится».
Но выявить настоящих мужчин такой хоккей не поможет. Потому что играть безо льда, травм и даже не покидая стены родного дома сможет каждый.
nТаких и берут в программист Джабраил Чабаев — магистрант ГГНТУ. В прошлом году он окончил Институт прикладных информационных технологий в этом же вузе.
— Меня всегда интересовал движок Unity, — начинает программист, но, видя реакцию собеседника, принимается объяснять: — Раньше при создании игр все приходилось собирать по отдельности: визуальную часть, код, звук — и только потом все это синхронизировалось. Со временем разработчики игр стали понимать, что можно создать единую платформу, чтобы использовать ее как шаблон. Благодаря появлению таких движков процесс существенно упростился. Допустим, вы хотите собрать конструктор — машинку. Вы можете приобрести ключ, гаечки, корпус и так далее, а можете купить готовый набор. Unity — это и есть такой набор, кроссплатформенный игровой движок, на основе которого разработаны тысячи мобильных игр, приложений и различных виртуальных моделей.
Джабраил говорит, что, хотя ему и нравилось программирование, о выборе профессии он задумался в последний момент.
— Я уже заканчивал школу, когда на семейном совете мне сказали: «Давай ты станешь врачом?» Все только и твердили: «Выбери медицинский». Я сказал, что лучше уж стану программистом. Как можно доверить мне жизнь человека? И если я раньше просто играл в игры, то теперь заинтересовался процессом их создания. Тем более что я с детства люблю сочинять. Помню, даже пытался написать книжку в стиле фэнтези про лес и волшебных тварей, которые в нем обитают, потом стал рисовать комиксы, а в какой-то момент задумался: почему бы не создать игру?
Зачем айтишнику бита?
Это не первая разработка Джабраила в стенах вуза. Рядом с его компьютером лежат пластиковые карты, размером с игральные. На самом деле это карточки дополненной реальности. Чтобы увидеть их во всей красе, не нужно надевать шлем, достаточно телефона. Стоит навести на них камеру — и на экране гаджета появляются 3d-объекты.
— Эта идея была придумана нами за одну ночь в рамках хакатона, — вспоминает Джабраил. — Она понравилась многим, и директор Хайпарка Мансур Арсанукаев предложил нам превратить ее в полноценный проект. Мы сделали разработку для будущих инженеров. Часто ведь не хватает оборудования на занятиях, а так у студентов появятся навыки сборки роторно-поршневого двигателя. Нужно расположить эти карточки в определенном порядке, чтобы получить визуальное представление о механизме. У нас, кстати, была идея создать аналогичное приложение для врачей, чтобы таким образом они могли «сконструировать» тело человека.
— Одна из задач нашей площадки — находить, привлекать партнеров, которые будут заказывать у нас разработки и научные исследования, — поясняет директор Хайпарка Мансур Арсанукаев. — К нам приходит очень много людей, которым интересны наши проекты, особенно в виртуально-дополненной реальности.
Работу над приложением Джабраил и его команда планируют завершить до конца этого года. Но это не единственная игра, которую он хочет создать. В начале октября шесть студентов вуза получили грант федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» на создание своих стартапов.
— Мы начали думать над тем, чтобы разработать аналогичные тренажеры для разных видов спорта, — делится Джабраил. — Так, прикола ради сделали приложение для игры в бейсбол. Но хотим его усовершенствовать. Если игрок будет просто махать контроллером, ему будет сложно ощутить все сложности настоящей игры. А у нас здесь есть бита. Кстати, каждый, кто сюда заходит, спрашивает: «Зачем вам бита? От кого отбиваться?» Мы планируем присоединить к ней контроллеры, сделать удобный кронштейн. Тогда можно будет ощутить реальный вес инвентаря. Думаем еще над созданием приложений с популярными здесь видами спорта. Теоретически вполне возможно сделать что-то связанное с боксом. В перспективе мне бы хотелось, чтобы у нас была игровая студия. Сейчас приходится работать над заказами, потому что надо зарабатывать. Но потом можно будет направить эти деньги на то, чтобы нанимать людей и создавать игры. У нас очень много ребят горят этой идеей. Есть популярная игра Dark souls — у нее средневековая сложная стилистика. И многие мои коллеги задаются вопросом: почему нельзя что-то аналогичное сделать на основе нашего фольклора?
checheninfo.ru