ДАЙДЖЕСТ: |
Горские народы, исконно высоко ценившие личную свободу, право по своему усмотрению вести хозяйство, отвагу и честь, понятное дело, всячески сопротивлялись самодержавно-капиталистическому угнетению. В первые годы после Кавказской войны локальные восстания постоянно вспыхивали во всех только что покоренных горских областях то тут, то там. Особенно же сильным потрясением для царских властей на Кавказе стало масштабное восстание в Чечне и Дагестане в 1877 г. (Малый газават) — на фоне шедшей в это время очередной русско-османской войны.
Помимо восстаний и выступлений типичной формой горского сопротивления властям было абречество. Первоначально абреками (от осетинского «абыраег») назывались горцы, изгнанные из рода, часто занимавшиеся при этом разбоем, и просто люди, ведущие отшельническую жизнь. После присоединения горских областей к России абреками стали называть также непримиримых горцев, уходивших в леса и открывавших партизанскую войну против царских войск, полиции, чиновников, служивших царским властям местных аристократов и притеснявших трудовой народ землевладельцев-капиталистов. Войска и полиция не могли контролировать все труднодоступные горно-лесистые районы, кроме того, абрекам активно помогали, снабжая их пищей и укрывая в своих домах, местные жители. Абреки совершали нападения на отделения полиции, банки, перевозивший арестантов тюремный конвой, убивали участвовавших в притеснении горцев чиновников, грабили принадлежавшие крупным землевладельцам и фабрикантам товарные обозы, после чего захваченные деньги и ценные вещи раздавали своим бедным соплеменникам.
Широкую известность приобрел действовавший в 1901 — 1913 гг. в Чечне и Ингушетии отряд Зелимхана Гушмазукаева (Харачоевского), совершавший дерзкие набеги на подчас превосходящие его по числу гарнизоны войск и полиции, очень долго оставаясь неуловимым. Абречество было распространено во всех горских областях Северного Кавказа и Закавказья, существовало даже в Закубанье, где коренное население было относительно немногочисленным, и горским партизанам приходилось ютиться в безлюдных горах, покрытых дикими лесами. Абреки представляли собой серьезную помеху на пути утверждения на Кавказе порядков Российской империи, они одними из первых подбивали горцев на массовые выступления, и на борьбу с ними отвлекались значительные силы войск и полиции. Поначалу абреками были преимущественно горцы — ветераны Кавказской войны, впоследствии активно к абреческому движению стала присоединяться горская молодежь. В царскую эпоху движение абреков так и не было подавлено. После Революции многие абреки присоединились к красному фронту Гражданской войны, а позже стали выступать и против советской власти, начавшей осуществлять на Кавказе антирелигиозную политику и принудительную коллективизацию горских хозяйств. Считается, что последним абреком на Северном Кавказе был Хасуха Магомадов из Шатойского района Чечни, убитый в 1976 г. в возрасте почти 71 года.
К концу XIX в. в определенной степени наблюдается слияние горского сопротивления, имевшего больше антиколониальный характер, с выступлениями доведенных до отчаяния нищетой и засильем капиталистов русских иногордцев, а также характерным в те годы для всей России революционным движением. При всех прежних обидах, религиозных и национальных противоречиях горцы и русские поселенцы страдали от многих общих проблем, вызванных глубоким классовым неравенством. И те, и другие страдали от малоземелья, от произвола коррумпированных властей, от экономического господства аграриев из дворянства и купечества, зажиточного казачества, с мощными латифундиями которых не могли конкурировать бедные хозяйства горцев и иногородних. Несколько поколений соседства приучили горское и русское население терпимее относиться друг к другу. В отличавшейся особенной непримиримостью к царским властям Чечне широкую популярность приобрели проповеди последователя Кунта-хаджи Кишиева Дени Арсанова, учившего, что у простых горцев и русских нет причин враждовать между собой, а истинным врагом являются самодержавие и его чиновники. Дени Арсанов прямо выражал солидарность с революционным движением в России и выступал за совместную борьбу с царским режимом горских мусульман и русских, а также не видел ничего плохого в том, чтобы Чечня пребывала в составе России при условии истинного народовластия. Критикуя большевизм за его антирелигиозную идеологию, он, тем не менее, считал большевиков меньшим злом, чем царский режим, во время Гражданской войны отказался поддержать белое движение и в конце 1917 г. был убит белогвардейцами, попав в засаду.
![]() |
Мощная вспышка на Солнце грозит Земле отключениями электроэнергии
Samsung готовит обновление One UI 8.0 для максимальной защиты от киберугроз
ГРУЗИЯ. 9 мая — общий праздник России и Азербайджана? | Разбор. Алексей Наумов
КАРАБАХ. 9 мая — общий праздник России и Азербайджана? | Разбор. Алексей Наумов
ЧЕЧНЯ. Итальянский пианист Лоренцо Баньяти в Грозном: «Чеченцы — как итальянцы, только серьёзнее»
Рютте призвал сделать НАТО «более смертоносной» — звучит как угроза, а не оборона
Замглавы МИД: Иран приветствует прогресс в мирном процессе между Баку и Ереваном
ЧЕЧНЯ. Автомобили в огне: в Грозном и Аргуне сгорели «Ниссан» и «Волга»
Депутаты от "Новых людей" предложили платить налоговые вычеты за здоровый образ жизни
Израиль начал новые удары по жилым кварталам Газы — мирные дома под угрозой