Одной из причин движения переднеазиатского населения на Кавказ была аридизация - истощение земель, густо заселенных народами с высокой скотоводческой и земледельческой культурой. Но были, конечно, и другие причины. Среди них определенное значение имела, как видно, культурно-языковая близость древнейшего населения Кавказа и Передней Азии. При этом майкопская культура, впитавшая в себя богатую культуру Передней Азии, стала, несомненно, своего рода материальным выражением и подтверждением хаттско-адыгского присутствия и влияния на Кавказе.
В начале II тыс. до н.э. северокавказско-ближневосточные связи ослабевают, так как около 1900 гг. до н.э. страна хаттов пала под ударами индоевропейских племен (лувийцев, ликийцев и др.), и на ее руинах образовалась хеттская держава, ориентированная больше на восточные и западные страны, чем на Кавказ. Видимо, не случайно в этот период майкопская культура прекратила свое существование. В то же время хетты переняли многие черты хаттской культуры, сохранили ее даже в названии своей страны - Хатти и в названии главного города - Хаттуса. Как язык письменных текстов функционировал некоторое время и язык хаттов, хотя из общего употребления он был вытеснен. И в дальнейшем смена языка не повлекла за собой уничтожения хаттской культуры. По всем данным, в середине II тыс. до н.э. хаттский язык стал мертвым, но «культура народа, на нем говорившего, была перевоплощена на хеттском языке», «индоевропейский хеттский язык народа-завоеватедя наложился на неиндоевропейский язык хаттов».
В этих условиях политическую самостоятельность, а возможно, и родной язык сохранили лишь жители страны касков на севере Хеттской империи в окрестностях современного Самсуна. В XVI в. до н.э., усилившись, они полностью преградили путь хеттам к Черному морю и угрожали самому существованию Хеттского царства, захватив и разорив столицу Хаттусу6. В хеттских текстах XV в. до н.э. также имеются сообщения об актах неповиновения касков. Например, в одной из молитв отмечается, что «они отказываются платить дань, которая им положена, и начинают сами нападать на страну Хатти. Из летописи хеттского царя Мурсилиса II (ок. 1343-1313 гг. до н.э.) мы узнаем также о стране каскайцев, где не было правления одного человека до тех пор, пока хетты не стали там править по обычаю царской власти.