ДАЙДЖЕСТ: |
Она, борьба, не просто затрагивает, но формирует дальнейшую трактовку права, границы его распространения и принципы применения. Все в этом мире делается для чего-то и ради чего-то. Данная книга, между прочим, тоже выполняет определенную задачу: преподать читателю урок права и его применения. Основная ее ценность, на мой взгляд, в том, что она призывает следовать не только букве, но и духу законов, принятых на злобу дня или действующих в тысячелетней истории человечества. В первой же главе «Права человека в традиционном обществе. Философский аспект», резюмируя достаточно понятные для любого читателя умозаключения об устройстве чеченского традиционного общества, автор говорит так: «Если говорить в целом, то чеченские родовые общины «…функционировали на принципах самоорганизации, саморазвития и самозащиты.
Границы самостоятельности и свободы действий заканчивались там, где начинались интересы общества…». Это – важнейшая из многих других характеристика родоплеменной структуры и организации чеченской традиционной общины. И к ней совершенно оправданно прибегает автор, конкретизируя свои высказывания и размышления о правах членов этой общины и праве вообще. В связи с известными событиями 1994 – 2000 годов на территории Чеченской Республики и последовавшего достаточно долгого во времени режима контртеррористической операции, многие российские и часть зарубежных СМИ стали получать «вольную», а нередко и право на вульгарную интерпретацию особенностей традиции и обычаев чеченцев.
Иные шли дальше, проявляя откровенно враждебное отношение ко многим общественно-политическим процессам в кавказских обществах вообще. И то, что известный правозащитник и общественный деятель с точки зрения исторической науки и норм юридического и конституционного права разъясняет широкому кругу читателей такие особенности, трудно переоценить и с познавательной стороны, и с позиций защиты самого традиционного родоплеменного права. Не меньший интерес представляют и главы, в которых Н. Нухажиев отслеживает специфику восприятия жителями России чеченцев или наполнение каким-то «новым смыслом» существующих в мире и зарекомендовавших себя норм нравственного права.
В главе «Выступление на международном миротворческом форуме. Ислам и права человека» читаем: «Идея прав человека на современном этапе ее развития должна быть связана с нравственной ответственностью личности». Лучше не скажешь! В этой же главе: «…Огромное количество россиян все еще знает чеченцев по представлениям историков 19 века… Многим россиянам и в голову не приходит мысль о том, что чеченцы – прямые потомки великих цивилизаций древности… А ведь все это является достоянием культуры России…».
Естественно, в связи с вышеизложенным и другими фактами «новой истории» России автор не мог миновать тему равных гражданских прав всех жителей Российской Федерации: «Российское общество, истинных патриотов России должно волновать то, что по улицам ее городов шагают последователи нацизма, господа, замкнувшиеся на античеченской теме…
В целом в орбите внимания Уполномоченного по правам человека в ЧР помимо непосредственно правозащитной деятельности находится огромный спектр просветительской, публицистической и практически-консультативной работы. О характере и масштабах этого действительно колоссального труда может свидетельствовать простое перечисление ежедневного и ежечасного реагирования самого Н.С.Нухажиева и аппарата Уполномоченного на самые злободневные и актуальные вопросы жизни российского общества. Информирование СМИ о деятельности Уполномоченного, участие в общественно значимых событиях и проектах, взаимодействие с органами власти, принятие мер по восстановлению нарушенных прав граждан, организация “круглых столов”, пресс-конференций, подготовка теле- и радиопередач с участием Уполномоченного – вот лишь небольшой круг вопросов, постоянно находящихся под неусыпным вниманием Нухажиева.
Яркий образец не только высочайшего профессионализма, гражданского мужества, но и публицистического мастерства дают его выступления по совершенно разным проявлениям, неприятия или искажения чеченской действительности авторами различных газетных и интернет-публикаций. Нурди Нухажиев делает это блестяще. Подведению некоторых итогов правозащитной деятельности в главных для Чеченской Республики сферах прав человека, посвящен последний раздел книги: «Основные проблемы в области защиты прав человека в Чеченской Республике». Вынесенные в подзаголовках вопросы, характерные именно для ЧР, являются стержневыми для всей деятельности Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике.
Выделю читателю еще раз красную нить, книги: проблема установления местонахождения пропавших без вести в Чеченской Республике; проблема идентификации эксгумированных тел с мест массовых захоронений; проблемы соблюдения жилищных прав граждан; дискриминация в сфере таможенных правил; защита социальных прав… И в заключение. Слово Уполномоченного обращено ко всем живущим в Чеченской Республике и в необъятной России. А двери офиса его аппарата всегда открыты для каждого, кто в помощи и поддержке нуждается.
А.Катаев
АРМЕНИЯ. Учителя русского языка и литературы съедутся на форум в Ереване
В Ереване появится «Учебно-спортивный комплекс» ЗАО «Газпром Армения»
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября
Посол РА подарил Университету Патры литературу о культуре и истории Армении
Бельгийские политические деятели требуют от Баку освободить армянских пленных
ГРУЗИЯ. В Ташкенте заработало представительство крупного китайского банка