Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

К вопросу о происхождении ингушского народа в свете данных фольклора, генеалогии и генетики


Просмотров: 1 209Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
К вопросу о происхождении ингушского народа в свете данных фольклора, генеалогии и генетики

Ингуши - русское название юго-западных нахчийских (нахских) обществ, выходцев из различных тайпов. Этноним «ингуши» утвердился в литературе в XIX веке, и происходит от названия селения Ангушт (современное селение Тарское), расположенного на юге нынешнего Пригородного района Северной Осетии.

Существуют различные версии происхождения названия селения Ангушт. Одна из версий его толкования, считающаяся приоритетной у некоторых современных ингушских исследователей, разделяет название на Ан («небо), и гучт («видеть»), т. е. «небесные наблюдатели». Версия настолько беспочвенная, что не стоит ее даже рассматривать. Наиболее распространенной является версия, озвучиваемая в своих публикациях ингушскими историками, по которой название Ангушт происходит от Ан - «горизонт», и гушт «видеть» (т. е. «откуда виден горизонт»). Данная версия, по нашему мнению, также не выдерживает критики, так как Ан - это не «горизонт», а «небо» и оно видно с любой части поверхности Земли. Более того, данное толкование само по себе не характерно для топонимики, а также не имеет типологических аналогов, и потому вряд ли может быть приемлемо.

Как правило, названия населенных пунктов возникают от имен своих основателей, географических особенностей, этнической принадлежности, особенностей хозяйственной деятельности и т. п. В данном случае, по нашему мнению, интерес также представляет версия о возникновении названия Ангушт от эпонима 1онгш. Эта версия связана с широко известным среди старшего поколения представителей тайпа Ч1аьнти (жителей Итум-Калинского района) преданием. Согласно этому преданию, некий купец по имени 1онгш из тайпа Ч1аьнти, жил в боевой башне Джог1олд-г1ал, которая и поныне возвышается над селением Хас - Кхел. По преданию, 1онгш торговал медью, и по торговым делам бывал практически во всех районах Кавказа, но в основном он торговал с кабардинцами. Так, в одной из своих поездок в Кабарду, 1онгш купил у кабардинских князей землю на берегах Терека, заплатив за нее цену в 70 быков. Позже, на этой земле 1онгш основал селение, которое в последствии получило его имя 1онгштТе, буквально «к 1онгша поселению» (где конечное т1е - формант местности). В пользу такого толкования, как будто указывают и многочисленные (в чечено-ингушской топонимике) примеры образования названий поселений от имен их основателей. При этом, наиболее древняя форма названия этого селения - Онгушт (1он- гушт1), фонетически ближе по форме к чеч. имени 1онгш.

Сведения о том, что основателями селения Ангушт были выходцы из различных чеченских (нахчийских) обществ, приводят Н.    С. Нухажиев и Х. С. Умхаев: «Так, по Броневскому, из принадлежавших к «обоим Ангушам» деревень: Галга, Тироль, Ака, Беци, Ялгор, Корби, Аздар, Вушу, Голай, Ной, Гой, Цулай, Мелер, Паланг, как минимум 6 сел имеют самое прямое отношение к современным чеченцам: Тироль - Т1ерла, Ака - Аьккха, Беци - (аккинское село Бецах), Ялгор - Ялхар, Голай - Галай, Гой - Г1ой (один из гаров чеченского тайпа «нашхой»)» [Н. С. Нухажиев, Х. С. Умхаев. 2012. С.78]. 

Как можно заметить, из восьми хуторов в данном перечне только три (Галга, Паланг - Пялинг и Ной - Ний) уверенно связываются с горными ингушами. 

Вопрос тайповой принадлежности остальных пяти хуторов остается открытым. И. А. Гильденштедт в 1773 году описывая «округ Шалха, который русские называют Малой (Малый) Ангушт, потому что он расположен совокупно с предыдущим и находится у подножия гор. Села обоих: Галга, Тирол, Ака, Беци, Гемир, Ваурху, Кир, Мереш, Голай, Иалхар, Цорай, Ной,Хой, Кахкой, Местой, Нашах, Цулуй, Мелер, Корби, Махши, Ассай, Шадгиа, Асдай, Хейрехи, Цизди, Паланг», приводит наименования 25 хуторов, но не в самом Ангушет, которй он упоминает отдельно, у подножия гор в округе Шалха которую называет малым Ангуштом. Сам аул Ан- гушт он локализует в болшой долине Кембелеевки. Отсюда можно сделать вывод о том, что жители большого Ангушта как и его основатель преимущественно, были выходцами из тайпа Ч1аьнти [2. с. 238-240]. В приведенном выше списке хуторов появились еще шесть названий, помимо тех, что приводились в прежнем перечне, которые соответствуют названиям чеченских селений: Гемир - Гемар (тукхум Терлой), Кир - Кири (тукхум Шарой), Мереш - Мержой (тукхум Орстхой), Хой - Хой (тукхум Ч1ебарлой), Нашах - Нашах, Хейрехи - Херах (тукхум Чаьнти). <...>

Ч.    Э. Ахриев, первый ингушский просветитель и этнограф, чье имя носит сегодня Ингушский научно - исследовательский институт гуманитарных наук, так же отмечал что предок г1алг1айцев «Галгай вышел из ущелья Гайши (Аргунского округа), поселился в теперешнем Галгаевском ущелье и основал Галгаевское общество» [Ч. Э. Ахриев - 1875. с.30]. Ущелье Гейши (территория обществ Т1ерлой и кей) - это ущелье реки Г1ешихи, левого притока реки Чанты - Аргун в нынешнем Итум-Калинском районе Чеченской республики.
Вахушти Багратиони в своей работе География Грузии, составленной в 1745 году, упоминает большое селение Ангусти (Ангушт), жители которого мусульмане сунниты. А ингуши, как известно, приняли ислам только в самом конце 19-го века. Описывая район расселения Глигвов (г1алг1ай), Вахушти Багратиони пишет, что к западу от них в Джейрахском ущелье живут кисты и дзурдзуки, и называет земли к западу от Глигви Кисто - Дзурдзукией, а с востока и севера описывает ущелья, которые составляли Дзурдзукетию [Вахушти Багратиони]. Вахушти также отделяет глигвов от кистов и дзурдзуков, описывая их как отдельный народ. В то же время, называя территорию к западу от глигвов Кисто-Дурдзукией он дает понять что кисты и дзурдзуки этнически более близки между собой, чем с глигвами (г1алг1ай).

Об    отсутствии прямого генетического родства между г1алг1ай (кхаъкхалой) и ингушами доказывают и современные генетические исследования. Несмотря на то, что большая часть населения Ингушетии носители гаплогруппы J2, сами ее носители делятся на две ветви и обе происходят от более древних чеченских ветвей. Непосредственно кхаъкхалой относятся к так называемой шатойско-галгайской ветке. А в данной ветке чеченские линии более древние. чем галгайские, и общий предок всех кхаъкхалой жил не ранее, чем 1500 лет назад. Остальные носители гаплогруппы J2 в Ингушетии восходят к более старшим нахчмахкхойским ветвям. Значительна в Ингушетии и доля гаплогруппы J1, носители которой в основном происходят из тейпов, исторически проживавших в юго - западной части Ингушетии, и родственным чеченским тайпам Аргунского ущелья. Более подробно расписывать схему генетической картины в Ингушетии нет необходимости, так как вся информация об этом находится в свободном доступе в интернете, при этом этот вопрос не является предметом нашего рассмотрения.

Таким образом, на основе изложенного, нам представляется, что в основе возникновения названия селения Ангушт (возникшего в процессе объединения выходцев из горной Чечни и местных нахчийских тайпов), могут лежать данные, приведенной нами чеченской легенды. Кроме того, приведенные выше фольклорные и исторические данные (а также данные ДНК-генеологии), также указывают в пользу того, что значительный вклад в формирование состава нынешнего ингушского народа внесли выходцы из различных чеченских тайпов.

Источник: Генеалогия народов Кавказа. Традиции и современность. Выпуск XI: сборник статей. - Владикавказ: СОИГСИ ВНЦ РАН, 2019. - 362 с.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"