Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Особенности этнической идентичности чеченцев и ингушей в контексте мультикультурной ситуации Казахстана


Просмотров: 4 295Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Особенности этнической идентичности чеченцев и ингушей в контексте мультикультурной ситуации Казахстана
ЧЕЧНЯ. Чеченцы и ингуши, как и представители любых других этнических групп, имеют ряд специфических особенностей и в мировоззрении, и в поведении. Например, по характеру поведенческой культуры можно судить об этническом самосознании чеченцев и ингушей. Безусловно, обычаи и традиции горских народов, нашедшие отражение в уважительном отношении к старшему по возрасту, к женщинам и детям, в традиционном гостеприимстве и во многих других чертах социальнобытового поведения — это культурное наследие всех кавказских народов.

Но есть черты культуры чеченцев и ингушей, которые оказались более характерными для них, нежели чем для других горских народов Кавказа. Эти черты сохранились и в культуре чеченцев и ингушей, оказавшихся после депортации 40-х гг. ХХ века на территории Казахстана. У вышеозначенных этносов ярко выражено чувство семейно-родового коллективизма. Чеченцы и ингуши всегда ощущают себя частью семьи, тейпа (рода). Внутриродовые связи у них более тесны, чем у других этносов Кавказа. Например, чеченцы поддерживают отношения с родственниками до пятого колена. Здесь надо учесть, что прина длежность к тейпу преобладает над национальной принадлежностью, члены тейпа связаны кровным родством по отцовской линии и пользуются одинаковыми личными правами.

Кланово-родовые отношения до сих пор имеют влияние на ингушей и чеченцев. Практически любой чеченец и ингуш должен неукоснительно соблюдать обычаи и традиции, составляющие правила поведенческой культуры. Конечно, длительное пребывание чеченцев и ингушей в Казахстане внесло свои коррективы в сознание даже людей первого поколения переселенцев. Первое поколение переселенцев сумело выжить в нелегких для них новых условиях, пройти сложный путь бытовой адаптации, овладеть в достаточной мере для общения на производстве и в быту русским языком, а на юге Казахстана — и казахским языком, а также усвоить основные правила поведения и наладить контакт с местным населением в местах проживания. По мере приспособления к новым, непривычным для чеченцев и ингушей условиям у них не ослабевало намерение вернуться на историческую родину. В мировой практике обычно после приспособления к нормам и законам нового общества у человека, находящегося вне исторической родины слабеет намерение вернуться на родину. Однако у ингушей и чеченцев в силу определенных обстоятельств, вызванных принудительным выселением из родных мест обитания, такого процесса не происходило. С восстановлением Чечено-Ингушской автономной республики в 1957 году, основная масса чеченцев и ингушей вернулась на Кавказ. А вот оставшиеся чеченцы и ингуши постепенно приспосабливаясь к условиям Казахстана, стали формировать в своем сознании систему двойной самоидентификации, то есть этнически не переставали ощущать себя чеченцами или ингушами, но в то же время, признавали, что здесь, в Казахстане, они обрели вторую родину.

Дети, подростки и молодежь, которые прибыли вместе с родителями, безусловно, адаптировались быстрее, чем взрослые и были в большей степени подвержены переменам, хотя и оставались под влиянием родительской культуры. Юноши быстрее изменили традиционную поведенческую манеру в силу вовлечения в производственные коллективы, службы в армии и участия в общественных мероприятиях, особенно по линии комсомола и профсоюза. Они в какой-то мере подражали местной молодежи, женились на девушках иной национальности, часто вопреки воли родителей, участвовали в работе различных комсомольских и профсоюзных организаций, ходили в кино и на танцы, стремились учиться в техникумах и институтах. А вот мир девушек и молодых женщин был ограничен преимущественно домашним очагом, а их интересы в обществе традиционно представляли отец, муж и брат. Зафиксирована масса фактов о непосещении девушками школ и культурно-массовых зрелищных мероприятий. Они не порывали связь с родительской средой и, конечно, выбор жениха был прерогативой родителей. Хотя факты выхода замуж по своей воле и тем более за жениха иной национальности были, однако они носили исключительный характер. И вместе с тем по мере изменения социального положения и мировоззрения, женская молодежь второго и третьего поколения, получившая среднее и высшее образование в Казахстане, стала отличаться определенной независимостью.

В научной литературе по проблемам диаспор встречается мнение, что вне исторической родины человеку труднее сохранять в полной мере национальные традиции и обычаи. Однако это трудно отнести к чеченцам и ингушам Казахстана, так как они в основной массе придерживались своих национальных традиций и обычаев. Возможно, что, возвратившись на историческую родину, некоторые испытали известный дискомфорт. Это было вызвано обстоятельствами, связанными с затяжным процессом реабилитации возвращенцев — многим было трудно прописаться, устроиться на работу и тем более вернуть свое прежнее жилье. Боязнь столкнуться с трудностями такого рода стала одной из главных причин, по которой значительная часть чеченцев и ингушей осталась жить в Казахстане. Были обстоятельства и другого рода, когда возвращенцы столкнулись с тем, что родные места Чечни и Ингушетии были заселены людьми из других мест, которые принесли в этот регион свою культуру жизнеобеспечения.

Дух свободы является национальной особенностью чеченцев и ингушей. Чеченцы и ингуши находясь в составе Российской империи, а затем, составляя одно из автономных образований СССР, никогда не выходили за пределы своих общинно-родовых порядков и тем самым избежали интегрированности в указанные социумы. Возможно это связано с тем, что у чеченцев не было государственности в том понимании, как принято в современном мире и тейпы играли роль института жизнеобеспечения каждого чеченца. От тейпа зависела безопасность каждого чеченца, поэтому нанесение оскорбления и тем более убийство любого члена тейпа не оставалось безнаказанным. В то же время каждый вайнах должен был согласовывать свои поступки с интересами тейпа, потому что за его ошибки приходилось отвечать всем родственникам. В большинстве случаев чеченцы и ингуши практически не обращались за защитой в органы официальной власти. Отсюда следовало, что отдельный человек не мыслил себя вне рода и фамилии. Это укрепляло позицию: «человек-семья-род-тейп» в системе родного села, аула. Каждый член тейпа, фамилии и аула поддерживал авторитет своих соплеменников. В свою очередь соплеменники и близкие по роду должны были защищать своего члена от посягательств на его личность и достоинство. Все это формировало определенные представления о нравственности, солидарности, взаимопомощи, совести, равенстве и справедливости. Такая схема была эффективной для чеченцев и ингушей как в царское так и в советское время, так как ни монархической строй, ни советская власть не могли обеспечить в полной мере моральную и государственную защищенность для чеченцев и ингушей.

Образ жизни чеченцев и ингушей способствовал формированию и функционированию обычаев и традиции, характерных для них и непонятных для окружающих. Так, в решении многих конфликтных ситуаций использовалась кровная месть по принципу «око за око», «зуб за зуб», «смерть за смерть». При этом система мести передавалась из поколения в поколение и охватывала разные роды, так как конфликтующие часто происходили из разных тейпов. Кровная месть была крайней формой решения острых конфликтных ситуаций. Такая форма наказания за преступления, видимо, свойственна сообществу людей, не знающих государственных институтов правосудия. Обычно многие острые моменты в жизни ингушей и чеченцев разрешались советом стариков. Лишь в крайних случаях проблемы решались путем кровной мести. Отсюда можно заключить, что чеченцам и ингушам свойственна терпимость, выдержка и хладнокровие и они всегда стараются разрешить конфликты путем переговоров, в которых не последнюю роль играет авторитет старейшин. Не раз суд стариков кхел принимал справедливые решения в разрешении конфликтных ситуаций.

Институт кровной мести как реликт прошлого еще продолжает существовать, хотя на протяжении времени появились иные формы и методы решения острых конфликтных ситуаций. Сказать, что он вообще исчез, будет, наверное, неверно. Об этом свидетельствует тот факт, что еще в 1997 году, будучи на посту президента Ингушетии Р.С. Аушев высказался за амнистию участников кровной мести и за внесение соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации. По мнению ингушского лидера, возбуждение уголовных дел против «кровников», убивших своих земляков, только усугубляло вражду между ними. Р.С. Аушев предложил свой вариант решения проблемы, чтобы в случае примирения сторон, старейшины обратились к правоохранительным органам с ходатайством об амнистии «кровнику» и таким образом обращение приобретало бы силу закона. Такое предложение президента РИ федеральными властями России принято не было.

Актуальную роль для ингушей и чеченцев играет институт родственных связей. Этикет кодекса морали поведенческой культуры вай- нахов формировался в условиях уплотненного проживания населения Кавказа, где соседство самых разных этносов вырабатывало определенные стереотипы кровнородственной взаимосвязи необходимой для жизнеобеспения. У чеченцев и ингушей благородные поступки соотечественников во многом связывают с принадлежностью к конкретной семье и тейпу. Милосердие, оказание помощи в нужный момент и другие благие дела отдельных людей связывают с его происхождением и его сородичами. В целом устойчивость родственных связей оказала чеченцам и ингушам большое подспорье в период проживания на спец- поселении. Многие выжили в силу поддержки друг другу по линии кровного родства, как по отцу, так и по матери и в целом принадлежности к определенному тейпу. В отличие от других этносов чеченцы и ингуши быстро находили потерянных близких и земляков. В Казахстане разрозненные семьи через определенное время соединялись, многие сироты воспитывались у родственников.

Отметим еще некоторые черты культуры чеченцев и ингушей, которые не потеряли своего значения в настоящее время и, по сути, формируют систему традиционных ценностных ориентиров этих народов. Такие традиционные ценности как «эздел» — благородное поведение,«яхь» — доброе соперничество, «сий» — честь, «майрал» — храбрость, «денал» — смелость, «нийсал» — равенство всех людей, «сабар» — терпимость и другие социокультурные этикеты, по мнению З.М.-Т. Дзара- ховой «отражали специфику проживания в горах, требующую, прежде всего, храбрости и мужества, и были практическим руководством поведения, а их несоблюдение приводило к отторжению». Несомненно, что соблюдение этих норм до сих пор формирует национальный портрет «настоящего» чеченца или ингуша. Как считают исследователи, чеченцы и ингуши не тяготятся своими обязанностями. Для них соблюдение обычаев и традиций, уважительное и почтительное отношение к стар-шим и женщинам, соблюдение мусульманских канонов является само собой разумеющимся. Для большинства чеченцев и ингушей эти нормы жизни и отступление от них карается отторжением от близких и соплеменников, что равносильно смерти. В Казахстане чеченцы и ингуши в своем большинстве соблюдают нравственный этикет поведения, который не дал им ассимилироваться в другой иноэтнической среде.

Чеченцы и ингуши судят о своих соплеменниках по умению общения со старшими и младшими, со знакомыми и незнакомыми, с мужчинами и женщинами не зависимо от их материального достатка и социального статуса. Хорошо воспитанный человек не зависимо от имущественного и образовательного ценза всегда производит благоприятное впечатление. Среди ингушей и чеченцев никто не может избежать нравственной оценки общества и поэтому для представителей этих этносов важно не только признание их людьми, но и оказываемая им честь и ощущение своей порядочности и нравственной чистоты.

Не последнюю роль во взаимоотношениях чеченцев и ингушей играет значение данного слова, которое выражается понятием «деша да» (хозяин слова). Слово, данное мужчиной, высоко котируется в народном понимании. И поэтому, еще, будучи ребенком, чеченец и ингуш понимали цену данного слова. Отличает вайнахов нетерпимое отношение к невыполнению предписаний этикета, принятого в обществе.

Оказавшись в Казахстане, чеченцы и ингуши не нарушали своего морального кодекса и во взаиомоотношениях с другими этносами придерживались своих этнонациональных правил, но при этом с уважением относились к принятым в казахском обществе нормам поведенческой культуры. В Казахстане было много примеров взаимопомощи среди чеченцев и ингушей в связи с их высылкой и тяжелейшими условиями выживания. Одним из распространенных видов трудовой взаимопомощи был бельхи. Этот обычай уходит далекими корнями в прошлое и является порождением специфических условий горного образа жизни.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"