ЧЕЧНЯ. Салаудин Мусаевич Умархаджиев родился 11 февраля 1953 г. в Семипалатинской области Каз. ССР. В 1959 г. его семья вернулась в ЧИАССР. В 1970 г. он окончил среднюю школу села Алхан Юрт, а в 1976 г. закончил Ростовский госуниверситет (РГУ) с присвоением квалификации «математик». Еще в студенческие годы у С.М. Умар хаджиева зародился интерес к науке. Обладая пытливым умом, любознательностью и огромным трудолюбием, он ищет ответы на сложные, порой неразрешимые вопросы современной математики. Поэтому вполне обоснован был выбор им учебы в аспирантуре при Ростовском государственном университете с 1978 по 1981гг.
Свою трудовую деятельность С.М. Умархаджиев начал в 1976 г. на кафедре математического анализа Чеченского государственного университета. В ЧГУ он работал до 2014 г. на разных должностях от ассистента до профессора и проректора по информатизации. Он проводил практические занятия и читал лекции студентам-математикам по математическому и функциональному анализу, спецкурсам по интегральным операторам дробного порядка, заведовал кафедрой информационных технологий. В разные годы по совместительству заведовал кафедрой информатики ЧГПИ, читал лекции студентам Грозненского нефтяного института и Ингушского госуниверситета.
С.М. Умархаджиев - патриот своего народа. Он очень любит и хорошо знает обычаи, традиции, язык и культуру своего народа. Он прекрасно понимает, что основа культуры любого народа - это язык, с исчезновением которого исчезает народ. Наверное, поэтому он на протяжении всей своей жизни делает все возмож-ное для сохранения и развития чеченского языка.
Трудно поверить, но до середины 80х гг. прошлого века в школах столицы ЧИАССР г. Грозный не преподавали чеченский язык. Директора школ придумывали разные причины, чтобы не вести этот предмет в школе. Выпускники городских школ чеченской национальности не умели писать и читать на своем родном языке. Когда его дочка пошла в первый класс школы № 8 г. Грозный, С.М. Умархаджиев начал добиваться, чтобы в этой школе преподавали чеченский язык. Он встретил огромные препятствия на этом пути. Скажем кратко, что ценой огромных усилий, после обращения в министерство образования СССР, ему удалось добиться, чтобы в том классе, где училась его дочь, начали преподавать чеченский язык. Сегодня Элиса работает в отделе прикладной семиотики АН ЧР, которую возглавляет Салаудин. Она, как и все дети и внуки Салаудина, прекрасно знает чеченский язык и является одним из ведущих программистов, которые занимаются внедрением чеченского языка в современные информационные технологии.
В 90х гг. прошлого века С.М. Умархаджиев начал разрабатывать учебники по математике для начальной школы на чеченском языке. В эти годы он активно занимается разработкой математической терминологии и методики преподавания математики в начальных классах на чеченском языке. Необходимость разработки оригинальной методики обучения действиям с числами до 100 связана с десятичнодвадцатеричной системой счисления на чеченском языке в отличие от десятичной системы в русском и многих других языках. Устный счёт в первом классе дети проходят только до двадцати, «чеченская» система счёта чисел до 100 начи-нается и заканчивается во втором классе. Поэтому Салаудин Мусаевич начал разрабатывать учебник математики для второго класса. Учебник в виде распечатанных на принтере листов был сдан в республиканское министерство образования в декабре 1994 г., в начале первой чеченской войны. Он сохранился благодаря сотруднице министерства Сергановой Зине.
В начале 2000х гг. в республике активно начали обсуждать вопрос о необходимости перевода обучения в начальной школе на чеченский язык. После долгого обсуждения министерством образования ЧР было принято решение о переводе федерального учебника математики для первого класса на чеченский язык. Перевод был осуществлен под руководством С.М. Умархад- жиева переводчиком и публицистом Х.Х. Бурчаевым, учителем чеченского языка и математики М.А. Дадашевой, кандидатом филологических наук, автором учебников чеченского языка Я.У. Эсхаджиевым. Учебник был издан в типографском комплексе «Грозненский рабочий» в цветном формате.
По приказу министра образования и науки ЧР Музаева А.А. группу из 50 учителей начальных классов летом начали готовить для преподавания математики на чеченском языке по этому учебнику. Казалось, сбывается мечта видных представителей чеченской интеллигенции, в числе которых М.С. Гадаев, А. Сулейманов, А. Айдамиров, А. Арсанукаев и т.д., а также тех, кто активно выступал в последние годы за перевод обучения в начальных классах на чеченский язык. Работа месячных курсов по подготовке учителей к преподаванию математики на чеченском языке завершалась. Была организована встреча этих учителей с видными учеными и общественными деятелями, провели методические семинары, где авторы перевода учебника отвечали на вопросы учителей.
Несмотря на определенные трудности и непредвиденные проблемы, в 47 классах различных школ республики в течение учебного года прошёл эксперимент. Первоклассников обучали математике на чеченском языке по новому учебнику. В конце учебного года специальной комиссией была проведена проверка знаний учащихся в экспериментальных и контрольных классах, после чего в Министерстве образования ЧР состоялась научно-практическая конференция с участием учителейучастников эксперимента. Все отзывы были более чем положительными. Знания детей по математике во всех экспериментальных классах были выше, чем в контрольных. Не могу не отметить, что весь гонорар, полученный за перевод учебника на чеченский язык, С.М. Умархаджиев раздал в качестве премии учителям, принявшим участие в этой работе.
Таким образом, по всеобщему признанию эксперимент дал положительные результаты. Однако, как часто это бывает, проявили высокую и результативную активность местные «поборники прав детей и родителей». В итоге, под благовидным предлогом о необходимости усовершенствования правил правописания на чеченском языке, на этом эксперименте всё и завершилось.
С 2010 г. С.М. Умархаджиев работает сначала научным сотрудником, а затем заведующим созданным по его инициативе отделом прикладной семиотики Академии наук Чеченской Республики. Основной задачей этого отдела является внедрение чеченского языка в современные информационные технологии. За несколько лет ему удалось создать научную школу компьютерной лингвистики, состоящую из 56 молодых исследователей, которые достигли весомых результатов. Так, переведены в электронный формат двуязычные словари А.Г. Мациева и А.Т. Карасаева, тем самым заложив фундамент дальнейшего исследования и развития чеченского языка; создана программа для набора на клавиатуре чеченской буквы «I»; создан чеченский словник, содержащий около 3х миллионов слов и словоформ; созданы и зарегистрированы в Роспатенте более десяти компьютерных программ для обработки чеченских текстов; создан чеченскорусский, русско- чеченский онлайнсловарь Дик- Дошам, посещаемый ежедневно двумя тысячами пользователями; создана аудиобаза предложений на 13 часов, на основе которой посредством глубоких нейронных сетей создана компьютерная программа, которая читает тексты на чеченском языке; создана программа Yoza, переводящая чеченский текст со старой на новую орфографию; создана программа проверки орфографии. В настоящее время сотрудники отдела работают над созданием программы автоматического распознавания омонимов чеченского языка.
Изложенное выше относится к активной гражданской позиции доктора физикоматематических наук С.М. Умархаджиева. Однако это не мешает ему плодотворно заниматься научно-исследовательской работой в одном из самых сложных разделов современной математики и достичь при этом важных результатов. Он заведует лабораторией прикладной математики Комплексного научно-исследовательского института им. Х. Ибрагимова РАН, у него свои ученики и последователи.
В аспирантуре С.М. Умархад- жиев на кафедре дифференциальных и интегральных уравнений РГУ под руководством профессора Стефана Григорьевича Самко написал и защитил в 1982 г. кандидатскую диссертацию по теме «Исследование многомерных операторов типа потенциала с непрерывными и разрывными характеристиками»...
...После защиты кандидатской диссертации С.М. Умархаджиев активно занимается научно-исследовательской работой. В те годы его научные интересы были связаны с теорией пространств Лебега с переменными показателями. Тема была новой, актуальной и перспективной. С целью её разработки и подготовки докторской диссертации Салаудин Мусаевич поступает в очную докторантуру Ростовского университета. Но все его планы были нарушены начавшимися в 1994 г. военными действиями в Чечне. Только к 2008 г. ему удалось завершить восстановление разрушенного дома и нормализовать бытовые условия своей семьи. Он решил также возобновить свои научные изыскания в математической науке. Однако за прошедшие 15 лет наука ушла так далеко в исследовании пространств Лебега переменного порядка, что нужно было всё начинать с нуля. Очень важно при этом правильно выбрать направление научных исследований. В этом ему помог бывший научный руководитель профессор С.Г. Самко, который уже много лет жил и работал в Португалии. Стефан Григорьевич предложил заняться исследованием так называемых грандпространств Лебега.
В 2019 г. С.М. Умархаджиев защитил докторскую диссертацию на тему «Исследование операторов гармонического анализа в некоторых нестандартных пространствах функций». Однако не в его характере останавливаться на достигнутом. Он продолжает заниматься научными исследованиями в области грандпространств. Его как талантливого ученого знают далеко за пределами Российской Федерации. Он докладывал свои научные результаты на международных конференциях по математике в Греции, Испании, Португалии, Норвегии, Грузии, Турции, Армении. Его статьи публикуются в научных журналах высокого рейтинга, вызывают большой интерес у ученыхматематиков. Об этом свидетельствует высокая цитируемость его статей в международных библиографических базах. Например, за короткое время в базе Scopus проиндексированы 23 статьи, индекс Хирша
Всего С.М. Умархаджиевым опубликовано около 150 научных работ, среди которых 14 монографий и учебных пособий и 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ. Научная значимость творческих результатов С.М. Умархаджиева позволяет ему плодотворно участвовать в качестве руководителя в конкурсах грантов различных фондов. Так, в последние годы им получены 4 гранта Российского фонда фундаментальных исследований, один из которых является международным, российско-турецким, и еще один грант от Фонда содействия инновациям для создания системы синтеза чеченской речи.
Трудовая и научная деятельность С.М. Умархаджиева отмечены высокими наградами федерального и регионального уровней: - награждён почетной грамотой Главы Чеченской Республики за внедрение в Администрацию Главы и Правительства Чеченской Республики электронного документооборота;
- награждён медалью Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «За вклад в реализацию государственной политики в области научнотехнологического развития»;
- стал лауреатом премии РОО «Интеллектуальный центр Чеченской Республики» в номинации «НАУКА» с вручением символа «Серебряная сова».
Автор: Мохьмад-хьаьжа (Райком) ДАДАШЕВ, доктор физикоматематических наук, профессор, академик Академии наук ЧР Вестник Академии наук Чеченской Республики
Источник: г-та "Аргун (Орга)" - 5 февраля 2024 г. №3-4
checheninfo.ru