Ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД РФ Сергей Маркедонов проанализировал новые векторы внешней политики Армении, а также риски, которые в них содержатся.
Агентство «Новости-Армения» приводит публикацию Маркедонова в его телеграм-канале в сокращенном виде.
1. Сложности в российско-армянских отношениях с каждым днем не уменьшаются, а нарастают. Новым болезненным вызовом стала инициатива, озвученная секретарем Совбеза Армении Арменом Григоряном о выводе российских погранвойск из столичного аэропорта «Звартноц».
2. На этом фоне в армянском журналистском и экспертном сообществе словом для стала «диверсификация». Активно обсуждаются перспективы нового альянса, в котором будут участвовать Армения, Греция, Франция и Индия. Про новую союзническую конфигурацию активно пишут и индийские, и французские авторы.
3. Со всеми этими странами официальный Ереван в последнее время заметно нарастил кооперационные связи. Только на протяжении двух недель февраля Париж посетили Арарат Мирзоян и Никол Пашинян, а французская делегация во главе министром обороны Себастьяном Лекорню побывала в Ереване. В течение недели премьер-министр Армении нанес визит в Афины, а греческий министр обороны Никос Дендиас — в Ереван. «На полях» Мюнхенской конференции по безопасности прошли переговоры между главами МИД Армении и Индии.
4. Но насколько реальны перспективы такого альянса? Что здесь на первом плане, геополитическое проектирование или пиар-прожектерство? Сделаю три оговорки принципиальной важности. Во-первых, у союзника России Армении есть обоснованные претензии к Москве, что бы кто ни писал и ни говорил. Персонификация армянского внешнеполитического курса не пошла на пользу двусторонним отношениям. И далеко не все возможности РФ были задействованы для купирования катастрофических для Еревана сценариев. Это нужно честно признать, а не поднимать вместо этого градус эмоций. В-вторых, ошибки и просчеты России не означают, что лучшим выходом для Армении является поиск неких новых гарантов (патронов, союзников, назовите, как угодно). В особенности тогда, когда такой поиск превращается в идефикс, навязчивую самоцель в ущерб чувству меры и реальности. В-третьих, экспертные оценки автора этих строк детерминированы не красным цветом его паспорта и аффилиацией с мидовским вузом, а исключительно мозговой активностью.
5. Что же не так с армяно-индо-франко-греческим альянсом? Прежде всего, тем, что для трех его участников Армения и Закавказье в целом не являются приоритетами. Франция решает четырехстороннюю задачу: укрепление себя в качестве политического центра ЕС, купирование турецких амбиций в Средиземноморье, отклик на общественное мнение внутри страны (фактор армянской диаспоры), а также создание проблем для России в ее «ближнем зарубежье» в ответ на деструктивную, с точки зрения Парижа, линию Кремля во франкофонной Африке. Индия пытается ослабить связку Турция-Пакистан. Греция заинтересована и в недопущении усиления Анкары, и в укреплении своих связей с Францией по кипрской проблеме и по Средиземноморью в целом. Во всех отмеченных выше случаях Кавказ- маленькая часть более крупных паззлов, за него не будут «идти до конца», этот регион — не экзистенциальная проблема для потенциальных стратегических союзников Еревана.
6. Армянские коллеги много, зачастую справедливо и убедительно пишут об ОДКБ, как о совокупности клубов внутри одного клуба. Так потрудитесь найти общую стратегическую линию «на троих» у Парижа, Дели и Афин. Фактор Турции? Не слишком складывается. Греция и Франция- союзники Турции по НАТО. Да, в евро-атлантической семье случаются ссоры и даже битье посуды (см. историю военного конфликта на Кипре в 1974 году). Но эти ссоры внутри Альянса и купируются же. Посмотрите хотя бы на такой тренд, как греко-турецкая нормализация декабря 2023 года (визит Реджепа Эрдогана в Афины, его переговоры с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом). Фактор Азербайджана? Так Афины и Баку активно работают над Трансадриатикой и Южным газовым коридором. На первый взгляд, отношения между Францией и Азербайджаном опустились на самую низкую отметку за весь период после распада СССР.
7. Есть, впрочем, и еще один рояль в кустах- иранский. 6 марта глава армянского минобороны Сурен Папикян посетил Тегеран. Его коллега, министр обороны Исламской республики Мохаммад Реза Аштиани подтвердил «решительные позиции» его страны. Как следствие, вал публикаций в армянских СМИ и блогосфере о том, что «Иран не бросит». И практически ноль внимания к тому факту, что Тегеран и Баку буквально визита Папикяна договорились о нормализации отношений и восстановлении в полном объеме работы азербайджанской дипмиссии в Исламской республике. Сотрудничество с Ираном на Кавказе и на Ближнем Востоке крайне важно для Индии. Дели имеет значительный интерес к коридору «Север-Юг». Все логично, но понравится ли такая кооперация западным партнерам Армении, ее потенциальным союзникам по альянсу Франции и Греции, не говоря уже о США? Вопрос риторический! Штаты (а с ними Париж и Афины) хотели бы держать Турцию на коротком поводке, это факт. Но не ценой усиления позиций Ирана, России и Индии, для которых «Север-Юг» — важный приоритет.
8. Словом, каждый за себя. Попутчики, но не союзники. Россия недостаточно хороша? Допустим, но кто сказал, что Франция, Греция и Индия ее заменят, станут более надежными и эффективными партнерами. Вопрос открытый! В принятии этого тезиса нет никакого дидактизма и нравоучительности, так строится международная политика. Не нами начиналось, не нами и закончится. Только проговаривать эти сюжеты лучше честно и откровенно, не наряжаясь в тоги морального ритора и нравственного авторитета, объясняя и показывая с цифрами и фактами все возможные издержки от наступивших иллюзий, признавая и собственные ошибки. Только вместе мы, Ереван и Москва, эксперты и политики наших стран сможем осознать, что концепт «вместо» не отражает в полной мере интересов и Армении, и России.