Гoрная Аькха состоит из следующих сел: Итар-Кхел, Орзми-Кхел, Тишле, Хеги, Вовги, Туести, Кежвин-чоь, Кеймехк, Ерди-чюь, Хехели, Гозони, Зенгале, Биций, Керети. Печально, но факт, многие равнинные, бнутренние и даже горные аккинцы с трудом вспоминают горную Аькху, где жили еще 7-9 000 лет назад предки аккинцев, а так же места где в Джейрахском ущелье, где обитали часть аккинцев.
Древние верования отразились, например, в предании о том, как возникло озеро Галанчож:
Однажды две женщины (мать и дочь) из тукхума акхи отправились стирать пеленки в чистейшей воде озера по соседству с их аулом. дух воды, возмущенный тем, что они загрязняют воду, превратил обеих женщин в камни. но и само озеро не захотело оставаться в оскверненном месте и превратилось в великолепного могучего быка, который спустился вниз в аул галанчож. тамошние жители увидели быка, запрягли его и начали на нем пахать. когда была вспахана первая борозда, показался ручеек, когда была распахана вторая борозда, показалась вода, а когда была готова третья, то вода затопила все поле, и бык исчез в ней. с тех пор озеро галанчож считается священным: никому не позволено черпать отсюда воду или стирать в ней.
Озеро Галанчож и его окрестности были когда-то культовым центром чеченцев. Особо здесь чтился, помимо других общечеченских культов, культ божества плодородия Тушоли. У селения Вийлах сохранилось каменное изваяние этого божества.
Помимо легенд, о выходе орстхоевцев из Нашха, древней родины всех нахов-нахчой, свидетельствуют и рассказы орстхойских старцев, слышавших от своих дедов или читавших в прошлом из утерянных во время выселения в 1944 году семейных хроник-таьптаров, что орст-хойцы и чеченцы - один народ и имеют единую прародину в Нашхе. К примеру, житель селения Кень-Юрт (Галне) Мустапаев Хумид, знающий своё родословие до 14 колен, свидетельствует: "Наш род принадлежит к тайпу эрстхоевцев. Первоначально эрстхойцы жили в горах Галанчож. Оттуда во время переселения на плоскость часть их спустилась на жительство на места нынешних станиц: Карабулак, Ассиновской, Троицкой, селений Сагопши, Долаково и др. Мой прадед Акбулатов Мустапа переселился на жительство в селение Кень-Юрт Надтеречного района из Сагопши". (С.Ч.Эль-мурзаев. Новые данные о чечено-ингушских нарт-эрстхоевских сказаниях. Труды. Том IX, Грозный - 1964 г., с. 131)
Как мы неоднократно указывали, древний Нашха, помимо верховий Гехи, включал также район озера Галанчож, ущелье реки Овухи, притока Гехи, верховья Фортанги, куда входят горная Аьккха и Орстхой-мохк. Об этом говорит и чеченский учёный-языковед И.А.Арсаханов: "Аккинцы издревле жили в нагорном районе Лам-Акки, у истока реки Гехи, где находится урочище Нашах". (И.А.Арсаханов. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный - 1959 г., с.5)
Таким образом, современные орстхоевцы с чеченцами в прошлом относятся к одной ландшафтно-географической и в связи с этим и мировоззренческой общности, называвшейся, по всей видимости, общим названием орстхой, в противоположность ингушам и другим горным тукхумам - ламарой. Тем не менее, они генетически являются одним родственным народом и это выражено в другом предании, в котором говорится, что предок нахов Турпал Нахчо имел 5-х сыновей: Beno, Orstho, Shoto, Akh, Terlo. Предание, упоминая в лице ГIалгIа, Орстхо и Шото западную, центральную и восточную части нахчинского или, как принято писать в научной литературе, нахского народа и указывая на их общего отца Турпал Нахчо, передаёт представление народа о генетическом родстве его составных частей.
А. Мальсагов точно определил значение этнонима "орстхо" - житель равнины, в противоположность "ламаро" - горец. При этимоло-гической разборке этнонима "эрштхо/орстхо" я также пришёл к выводам, сходным с мальсаговскими. Этноним "орстхо/эрстхо" мною был разбит на сросшиеся слоги "аре + йист + тIе + хо" со значением - живущий на краю равнины, ещё до того, как я узнал, что А.Мальсагов уже провёл этимологический анализ этого этнонима. Но моя и мальсаговская этимология данного этнонима, хоть и выдерживает все законы нахской фонетики, оказалась не совсем верна. Работать, соблюдая все известные законы, оказывается, мало, и многие достижения науки в долгу перед научным чутьём учёного.
Я.С.Вагапов даёт этимологию этого этнонима как "жители предгорий аьрц-наш), то есть арс + тIе + хой - живущие на арс/арц. А, как нам известно, равнина - аре, по крайней мере, со времён походов монгольских орд на Кавказ была долгое время недоступна нахам, и потому насельники предгорий и долин были для горцев жителями низовий - вахьара нах.
Для того чтобы дать правильную оценку данному этнониму, прежде всего, надо разобраться в географических понятиях и в том, что именно следует относить к плоскости и к горам в Чечне. Кто-то относит Чеченскую равнину к плоскости, кто-то к предгорьям. Спор вокруг этой дилеммы не решён. Но даже те из авторитетных географов, кто видит в ней плоскость, называет её наклонной равниной: "К югу от Сунженского хребта находится наклонная равнина, распадающаяся на две котловины - Владикавказскую и Грозненскую".
(Е.И.Крупнов. Древняя история Северного Кавказа. Москва - 1960 г., с.21)
P.S/ Пользуясь случаем, для интересующихся приведем даты изгнания местных жителей и воздвижения на их месте станиц Сунженского района: в 1845 г. - Троицкая и Сунженская-Слепцовская, (а до этого там были Эбарг-Юрт и Кури-Юрт); в 1847 г. - Ассинская и Магомет-Юртовская-Вознесенская (а до этого там были Ах-боарзе и Махьмада-хи-т1е); в 1860 г. - Карабулакская, Тарская, вторая Сунженская, Нестеровская (а до этого там были Илдарха-г1ала, Онгашт, Ахки-Юрт, Г1ажари-Юрт). Так когда же были образованы эти орстхойские села, на месте которых были в середине 19 века возведены станицы?
Вкратце тут история такова: Проживавшие на предгорных отрогах (оарцаш) выходцы из Аккинского общества, орстхойцы "обратились" в 1768 г. к царской администрации с просьбой разрешить им поселиться на равнине. В 1772 г. такое разрешение было дано и орстхойцы вместе с другими нохчийн обществами заложили уже перечисленные села. Видимо оттуда, от 1772 г. и надо вести отсчет их возникновения. Сделаем отступление вглубь истории.
Аькхи-чуь - горная область Чечни, вкоторую входит Кей-Мохк, на востоке - с Нашхом, на западе - с Ялхарой(часть ялхарой аккинцы), на севере — с районами чеченского общества Орстхой (Орстхой и Аккинцы входили в тукхам Карабулаки). когда-то область была густо заселена. руины башенных селений зенгали, бици, керети, воуги, ами, итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор.
Основным занятием жителей акки являлось военное дело, скотоводство и земледелие. кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины.
Аккинцы приняли активное участие в кавказской войне в отрядах имама Шейха Мансута, а потом и Шамиля. многие укрепленные селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий.
М.А. Иванов, посетивший акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «на возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отселков старшинства. они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдаленном прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы шамиля с русскими войсками. об этих последних событиях среди населения сохранились еще свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев».
Еще в позднем средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков гехи, но и фортанги и ассы. аккинцы тейпа ваппи жили и в джейрахском, и в дарьяльском ущелье, в селениях ларс, гвилети. в русских источниках того времени упоминается владетель ларсова кабака (селения — автор) салтан-мурза, который был братом ших-мурзы окоцкого. согласно полевым материалам, чеченский тейп багачарой, выселился из района, который находится у истоков сунжи, у горного хребта багучар. в те времена этот тейп относился к тукхуму акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег шаро-аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. часть багачаройцев еще в Xvi веке основала село багачарой у выхода из аргунского ущелья, неподалеку от селения гойты. в 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трехдневного сражения. это сражение было описано князем волконским в одном из писем к своему другу.
В 15-16 веках часть аккинцев мигрировала на восток, в ичкерию, а также в районы расселения нахского племени «овхой» (сегодня — это западные районы дагестана), которые, по всей видимости, являются потомками древнего племени аорсов, упоминаемого страбоном. позже в эти же районы переселились орстхоевцы (цечой) из ущелья цеча-ахк, а также пешхой. в результате появился чеченский субэтнос, который, идентифицируя себя как часть чеченского этноса, выделяет себя в нем как «акки» в отличие от «лам-акки» - горных аккинцев, которые сегодня живут почти во всех районах чечни.
После окончания кавказской войны многие жители акки переселились в Турцию. Тейп ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул чечню почти полностью.
Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. в селении зенгали, расположенном к югу от озера галанчож, на левом берегу реки гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях бици, керети, мизиркала. во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами.
дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. акки, как и терлой, и майста, славилась своими мастерами. сохранилась легенда об одном из них — знаменитом строителе башен дисхи. по дороге в селение воуги стоит одинокая башня. местные жители называют ее дисхи-боу. говорят, что ее построил мастер дисхи. в одном из селений акки дисхи засватал девушку. однажды весной, когда легче всего было купить или выменять овечью шерсть, он попросил невесту сшить ему шубу. она пообещала, но почему-то долго не могла закончить работу. дисхи рассердился за невнимательное отношение к своей просьбе и сказал невесте, что он быстрее построит башню, чем она сошьет шубу.
Он принялся за работу. Возвел стены, и когда нужно было завершить кровлю, деревянные подмостки, на которых лежали тяжелые камни, не выдержали и рухнули. и погиб мастер дисхи. услышала об этом невеста, прибежала к башне и, увидев мертвого жениха, взобралась на башню и бросилась вниз. так и осталась башня недостроенной. а люди в память о знаменитом мастере назвали ее дисхи-боу - башней дисхи.
К одному из красивейших памятников жилой архитектуры чеченцев можно отнести жилую башню мизир-кала, которую отличают изящество пропорций, утонченный декор, высокая техника строительства, что обычно более характерно для боевых башен.
Над левым берегом речки акки-хи, на высоком каменном обрыве, расположена встроенная в скальную нишу башня итир-кале. ее можно назвать маленькой крепостью. доступ к ней невозможен, так как деревянные мостки, переброшенные со скалы на скалу, давно рухнули. стены почти полностью развалились, остались только фрагменты. согласно полевым материалам, владельцем крепости был местный феодал гаж, который отличался жестоким и свирепым нравом. он брал пошлину в виде овечьей шерсти и пороха с проезжающих по этой дороге людей. по преданию, гаж был убит восставшими соплеменниками.
Сегодня ущелья акки безлюдны. В вечном безмолвии застыли силуэты древних башен. и никто не может сказать, вернется ли когда-нибудь сюда жизнь вновь.
Аккинцы (см. также Чеченцы) — (арара-аьккхий); самоназв. аьккхой произошло от назв. одного из древнейших горных обществ Чечни, располагавшегося в верховьях р. Гехи и считавшегося родиной аккинцев-ауховцев Дагестана. Возможно сопоставление с «аккисы» Плиния Старшего (I в.) и «акиты» Клавдия Птолемея (II в.). Т.н. «аккинский диалект» производен от галанчожского диалекта чеченского языка.
Равнинные А. обитали в местности Аух (ныне в северных районах современного Дагестана), в пространстве от р. Ямансу до р. Акташ, в предгорно-равнинной полосе (местность «Окох», «Ококи», «Акуки» русских источников XVI — XVII вв.). В сер. XIX в. равнинные А.-ауховцы насчитывали до 4 тыс. чел. мужского пола, сосредоточенных в восьми аулах.
Общество А.-ауховцев «Аухар» оказало в 1395 г. упорное сопротивление войскам завоевателя Тимура. К этому времени ауховцы уже были мусульманами. Аух («Окох») имел свою княжескую династию, завязавшую во 2-й пол. XVI в. оживленные связи с Моск. Государством. В 80-х гг. XVI в. Ших-Мурза Окоцкий стал одним из самых влият. союзников Руси на Кавказе. Он отправлял послов в Москву и получал жалованные грамоты и богатые дары. Его влияние распространялось не только на Аух, но и на равнинные земли Чечни и части Сев. Дагестана (Шихов улус, Шихов-юрт).
В 1596 г. он был убит в войне с феодальными соперниками и ему унаследовал Ботай-мурза, признавший себя вассалом кумыкского правителя Салтан-Магмута Эндерейского.
В русскую крепость — Терский город (Терки) бежало после смерти Ших-Мурзы 160 семейств окочан, выезды из «Окох» в Терки аккинских мурз (Кохостровы, Бийтемировы), узденей и рядовых крестьян продолжались и в нач. XVII в. Здесь возникла крупная Окоцкая слобода, жители которой были отданы под управление кабард. служилого князя Сунчалея Черкасского. Окочане служили своеобразным дипломатическим воинством Русского царства на Кавказе, выполняя самые разнообразные поручения и занимаясь, наряду со службой, земледелием и торговлей. Слобода существовала на р. Терек вплоть до XIX в., пополняясь выходцами из Чечни и других горских земель.
В период нац.-освободит. борьбы горцев в 20 — 50-х гг. XIX в. ауховцы приняли активное участие в войне с царизмом. Аух, еще в к. XVIII в. расставшийся со своими титулованными кумыкскими феодалами, входил в число наибств Чеченской обл. имамата Шамиля (Ауховское наибство). Его жители считали себя чеченцами.
После окончания Кавказской войны, в результате адм. реформы царизма общество Аух было включено в состав Хасав-Юртского округа Терской обл., а после утверждения советской власти данный округ включен в Горскую АССР, а затем передан в Дагестанскую автономную республику (1921).
Чеченцы Ауха имели до войны 1941—1945 гг. свой нац. р-н (Ауховский) с населением 35 тыс. чел., но в 1944 г. подверглись депортации в Казахстан и Ср. Азию. В настоящее время чеченцы-А. насчитывают свыше 60 тыс. чел. и проживают в г. Хасав-юрт и в нескольких сел. р-нах Дагестана (Хасавюртовский, Казбековский, Новолакский, Бабаюртовский). В последнее время усиливаются требования по восстановлению нац. Ауховского р-на. Требования ауховских чеченцев по возвращению родных аулов получают понимание руководства Республики Дагестан.
Литература:
Арсаханов И. Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка. Грозный, 1959;
Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные назв. Сев. Кавказа. М., 1972;
Хизриев Х.А. Кавказцы против Тимура. Грозный, 1992;
Адисултанов А.А. Акки и аккинцы XVI — XVIII вв. Грозный, 1992;
Кушева Е.Н. Русско-чеченские отношения. 2-я пол. XVI — XVII в. Сб. док. / Сост. Е.Н. Кушева. М., 1997.
Авторы: Ахмадов Я.З., Хизриев Х.А. (Грозный)
checheninfo.ru